Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
25 сентября 2012, 22:32 • Культура

«Возможность посмеяться над Москвой»

Борис Хлебников: Возможность посмеяться над Москвой

«Возможность посмеяться над Москвой»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

«Мы просто живем в этой реальности, где присутствует «многопалубное» общество. Тема гастарбайтеров – не новая, мы живем бок о бок друг с другом. Поэтому сцены с гастарбайтерами были закономерным элементом в построении фильма», – рассказал режиссер Борис Хлебников, чей фильм «Пока ночь не разлучит» основан на реальном журналистском репортаже из престижного московского заведения.

ВЗГЛЯД: В фильме «Пока ночь не разлучит нас» появляются люди с разных этажей общества – с одной стороны, посетители дорогого ресторана, так или иначе относящиеся к московской элите, с другой – официанты в ситуации повседневной работы, а также повара-гастарбайтеры. Вы сознательно присоединяетесь к тем, кто стремится продемонстрировать российский социум в разрезе, показать зрителю его самого?

Давайте все-таки читать литературу и помнить, что никакого позитива нет

Борис Хлебников: Честно говоря, я об этом не думал. Проект начинался как совсем безответственная история – мы хотели весело и быстро снять кино. Если же говорить о кино, которое показывает зрителю его самого, то это, наверное, в большей степени относится к моим предыдущим фильмам.

ВЗГЛЯД: Тем не менее, в новой картине очевидным образом есть социальная проблематика – в частности, мы наблюдаем трудовые будни прибывших с юга гостей столицы, видим их специфические проблемы, которых нет у коренных жителей. Или это просто фон для «безответственной истории»?

Б.Х.: Слушайте, тут ведь нет никакого открытия. Мы просто живем в этой реальности, где присутствует «многопалубное» общество. Я отношусь к нему не плохо и не хорошо. Оно так устроено, и все. Тема гастарбайтеров – не новая, про них уже давно все знают, мы живем бок о бок друг с другом. Поэтому сцены с гастарбайтерами просто были закономерным элементом в построении фильма.

ВЗГЛЯД: Рассуждая о вашем фильме, исполнитель одной из ролей Сергей Шнуров сказал, что вот, мол, Хлебников наконец понял, что кино делается для зрителей. У вас было действительно намерение сделать не артхаус, а картину для широкой аудитории?       

#{movie}Б.Х.: Честно говоря, зрительские предпочтения я учитывал ровно в той же степени, что и при работе над предыдущими фильмами. Но так уж получается, что смотреть кино про дорогой ресторан зрителям интереснее. Почему это так – вопрос скорее к зрителю, чем ко мне. Работали мы так же, как раньше. Кстати, звездный состав, который в итоге собрался, – это не шаг навстречу прокатной конъюнктуре, мне просто были нужны именно эти люди. Им было комфортно в обстановке богатого заведения, тогда как я чувствовал себя там более растерянно. Было ясно, что нужны исполнители, которые могут естественно вести себя в этом пространстве. Те, кто умеет непринужденно разговаривать, есть, пить и носить дорогую одежду. У нас совершенно не было идеи нашпиговать фильм звездами, но, с другой стороны, было очевидно, что звезды должны здесь играть. Потому что это, в конце концов, кино про богатых, про запретный мир, за которым мы как бы подглядываем. А подглядывать, безусловно, интересней за звездами.

ВЗГЛЯД: Фильм про богатых – вещь амбивалентная. С одной стороны, массового зрителя действительно всегда интересовала тема богатой жизни, с другой – многих такой ракурс раздражает. Те, кто живет совсем иначе, порой воспринимают кино об элите едва ли не как издевательство или по крайней мере как что-то чуждое и далекое от насущных проблем.

Б.Х.: Вы знаете, я уже показал фильм в трех городах, в том числе во Владивостоке и в Новосибирске. Выяснилось, что там он воспринимается намного эмоциональнее, чем в Москве. Это было для меня большим открытием. Не в Москве зритель как бы получает отдельный бонус – возможность посмеяться над Москвой.

ВЗГЛЯД: Сейчас много говорят о том, что в стране нет общезначимых ценностей, которые могли бы объединить всех. Вот и в вашем фильме тоже показано некое отчуждение – герои довольно-таки разобщены. По-вашему, это неизбежно, или этому есть какая-то альтернатива?

Б.Х.: У меня не было идеи констатировать отчуждение (точно так же, как я не собирался критиковать богатство). Когда я прочитал журналистский репортаж из московского ресторана, посвященный разговорам посетителей и впоследствии легший в основу замысла, я подумал, что те, кто ведет эти разговоры, герои репортажа, мне интересны. Потому люди эти, какими бы они ни были – глупыми, безумными, жадными – тем не менее, энергичные и жизнеспособные, пусть даже это жизнеспособность сорняков. Это люди, как бы сказать, живучие, и этим они мне симпатичны.

ВЗГЛЯД: Тем не менее, фильм получился не то чтобы веселый, а зрителям, судя по многим признакам, не хватает позитива. Может быть, он тоже нужен?

Б.Х.: Я бы не хотел отвечать на этот вопрос. Не хочу ничего говорить по поводу позитива. Мне кажется, что позитив – это какая-то глобальная х...ня, которую нам навязывают. Давайте все-таки читать литературу и помнить, что никакого позитива нет, а есть просто какие-то истории, для одних из которых подходит одно, а для других – другое.

ВЗГЛЯД: А как вы относитесь к фильмам, которые сейчас играют роль российского мейнстрима и претендуют на ту самую объединяющую функцию?

Б.Х: Если говорить о больших проектах, то среди них я почти не видел хороших. Потому что они, к сожалению, идут не от сердца. Они почти все плохие, неинтересные, и сделаны они такими, как бы это сказать, занудами-отличниками, которые пытаются сделать кино «на пятерочку». Посмотрите современное индийское кино – там бьется огромное сердце. Это кино смотреть дико интересно. Там есть драйв и веселье. А из наших недавних больших картин мне понравилась только одна – фильм «Шпион».