Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
20 августа 2012, 19:25 • Культура

«Полное отсутствие конструктива»

Вадим Пономарев: Опасность грозит не со стороны панк-рока

«Полное отсутствие конструктива»
@ Reuters

Tекст: Кирилл Решетников

«Мы имеем дело с самым инфантильным поколением страны за последние 100 лет. Поэтому панков – невероятное количество», – объяснил газете ВЗГЛЯД музыкальный критик Вадим Пономарев. Он рассказал о том, что такое панк-музыка и как она соотносится с протестным движением.

ВЗГЛЯД: Pussy Riot позиционируется как панк-группа. Но они прославились не благодаря своей музыке – без «перформанса» в храме и последующего ареста о них бы никто никогда не узнал. Может быть, это все-таки скорее «арт-активизм» с музыкальными элементами?

Конечно, петь про педофилов-чиновников и просто экскременты гораздо легче

Вадим Пономарев: Конечно, доля арта значительна, но ведь это правила игры для панк-рока. Нарушение общепризнанных норм и игра на понижение. Родовые признаки панк-рока налицо. В основе – подростковый нигилизм и желание мигом переделать социальные устои. Если призывать к постепенным реформам, сверстники не поймут. Стоит относиться снисходительно к этому максимализму, он свойственен возрасту и жанру. Они же не случайно прибегли к панк-саунду, в поп-аранжировках это было бы неестественно.

ВЗГЛЯД: Можно ли ожидать, что популярность Pussy Riot в ближайшее время будет способствовать возвращению моды на панк-рок?

В. П.: Думаю, моде это не поспособствует. По той простой причине, что само выступление Pussy Riot никто не одобряет. Возмущение вызывает неадекватная реакция российских властей, сходная с реакциями диктатур. C музыкальной стороны ничего нового треки группы не вносят и скорее выглядят как еще одно проявление совкового непрофессионализма в музыке, который для нас так привычен.

Вадим Пономарев: Само выступление Pussy Riot никто не одобряет

Вадим Пономарев: Само выступление Pussy Riot никто не одобряет

ВЗГЛЯД: В обыденном сознании термин «панк» ассоциируется с агрессивным эпатажем и брутальными формами самовыражения. Обязательно ли это для панка, и достаточно ли этих внешних  признаков для принадлежности к данному течению?

В. П.: Панк не должен быть обывателем, это главное правило игры. Содержательность социального или политического посыла имеет значение только для качества аудитории. Панк-музыка в идеале – кричалка на тему бессознательного протеста, неважно, касается ли это политики или тарифов ЖКХ. В этом смысле Pussy Riot – идеальные выразители интересов «болотного поколения». Или креативного класса, так это тоже можно сформулировать. Оно недовольно сближением патриарха с Путиным и рассматривает это как отход от традиций нестяжательства и духовности. В самой Церкви – аналогичные разночтения, так что Pussy Riot попали на больную мозоль текущей общественной жизни.

ВЗГЛЯД: Социально-политический протест – неотъемлемый элемент панка? Панк обязательно должен быть протестным?

В. П.: Он никому ничего не должен. Панк-рок может быть острым или не острым, но без социальных формулировок жить не может. Во всем должен быть здравый смысл. Конечно, петь про педофилов-чиновников и просто экскременты гораздо легче.

ВЗГЛЯД: Можно ли вкладывать в определение «панк» чисто музыкальный, стилистический смысл, не связывая этот термин с социальной позицией исполнителей?

Сыграть такую музыку может даже человек, не владеющий инструментом

В. П.: В случае с Pussy Riot – нет, поскольку как музыканты они совершенно неизвестны, да и сами фонограммы сомнительны. Их заслуга (это не связано с конкретной акцией в храме Христа Спасителя) – они смогли привлечь внимание к острой общественной проблеме, да и то – не из-за качества музыкального материала, как ДДТ, а исключительно из-за неловких действий властей.

ВЗГЛЯД: Панк – это изначально музыкальный феномен, или же по происхождению это что-то еще – например, образ или стиль жизни, а может быть, некая философия?

В. П.: Образ жизни, в первую очередь. Не верить власти на слово, в первую очередь. Высмеивать самые одиозные предприятия властей – это нормально. Главный изъян такой позиции – полное отсутствие конструктива, предложений по реальному изменению ситуации. Но жанру это не возбраняется, умные люди используют его для замеров общественного недовольства.

ВЗГЛЯД: Есть ли консенсус по поводу того, где и когда возник панк-рок? Почему в качестве первой панк-группы называют Ramones?

В. П.: Тут есть недоразумение, вызванное изначально негативной оценкой панк-рока. Его часто смешивают с любым грязным гитарным звучанием. Но ведь это существовало задолго до панк-рока. Когда грязное гаражное звучание соединилось с панк-идеологией, тогда и возник панк-рок. Поэтому Sex Pistols, у которых была отчетливая идеология, могут называться основоположниками панк-рока. С этим можно не соглашаться, но основы жанра заложили именно они.

ВЗГЛЯД: Можно ли сказать, каким течениям и стилям наследует панк-музыка, к чему она была близка в своем первоначальном, раннем виде?

В. П.: В общем виде схемотехника панк-рока проста до невозможности. Минимум аккордов, максимум экспрессии на острые темы. Сыграть такую музыку может даже человек, не владеющий инструментом. Но это сложная наука – поют миллионы, а добиваются успеха единицы.

ВЗГЛЯД: Сильно ли изменилась панк-музыка за время своего существования?

В. П.: Технологически изменилась сильно, но содержательно – мало. Мы имеем дело с социальным протестом, а он требует максимально элементарных средств.

ВЗГЛЯД: Можно ли приблизительно описать, как выглядит «архетипическая», настоящая панк-группа в наше время, когда все жанры и стили либо смешиваются, либо ощущаются как условность?

В. П.: Обычно это простейший состав – ритм-секция и соло-гитара с вокалом.

ВЗГЛЯД: Насколько распространены панк-культура и панк-рок в мире? Есть ли панк, скажем, в Китае и в Африке?

В. П.: Безусловно, распространены. Хотя бы в силу простоты. Вообще любопытно сравнивать тематику текстов в Африке и Европе – оказывается, иногда на первое место выдвигается людоедство чиновников или особенности питания.

ВЗГЛЯД: Кто является родоначальником панка в России – Андрей «Свинья» Панов? Летов? Мамонов?

В. П.: В России музыканты были задавлены цензурой. Поэтому получалось, что музыканты одного жанра становились известны в разное время. Конечно, родоначальником был Свинья из «Автоматических удовлетворителей», но по-настоящему на музыку в стране повлиял Егор Летов. Он родил, выпестовал панк-рок и дал ему лицо в России.

ВЗГЛЯД: Есть ли в России молодые панк-группы (кроме Pussy Riot), на которые стоило бы обратить внимание?

В. П.: Мы имеем дело с самым инфантильным поколением страны за последние 100 лет. Поэтому панков – невероятное количество. Но до критиков доходит не более процента, потому что самим музыкантам это не нужно. Здесь процесс вышел из рамок. Группы выкладывают видео на Youtube и мгновенно исчезают.

ВЗГЛЯД: Верно ли впечатление, что под словом «панк» могут подразумеваться музыкальные явления, весьма далекие друг от друга? Скажем, между «Королем и Шутом» и «Гражданской обороной» крайне мало общего, это явления из разных миров.

В. П.: Общее между ними – отрицание существующих в обществе связей, и слушатели это прекрасно разруливают. Нам не надо вмешиваться в эти взаимоотношения. Обществу важнее, что разные социальные группы имеют своих выразителей, они договороспособны и ждут компромиссов. Опасность грозит не со стороны панк-рока, а со стороны радикалов, не рассчитывающих на одобрение публики.

ВЗГЛЯД: Каким образом панк-музыка соотносится с искусством, выражающим злободневный, сиюминутный протест, с поэзией и музыкой «быстрого реагирования»?

В. П.: Политическая актуальность принадлежит талантливым. От жанра никак не зависит. Стилистически это ближе панк-року, рэпу и эстраде. Используют такие поводы – десятки, талантливы из них – единицы. Мы все равно возвращаемся к вопросу о таланте и не таланте. 

ВЗГЛЯД: Панк – это специфически молодежная музыка?

В. П.: Максимализм – свойство радикального сознания, возраст, по идее, не имеет значения. Протест случится при любом раскладе. Стоит относиться к нему как к неизбежному.

..............