Сергей Худиев Сергей Худиев Нужно ли в России многоженство

В заслугу исламу можно поставить то, что он, застав практику полигамии среди арабов, существенно упорядочил и смягчил ее. Но то, что было огромным смягчением нравов в Аравии VII века, вряд ли будет на своем месте в законодательстве России XXI века.

31 комментарий
Игорь Караулов Игорь Караулов Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

12 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.

21 комментарий
27 апреля 2012, 22:40 • Культура

Смеркалось

Вышел новый роман Сергея Лукьяненко из серии о Дозорах

Смеркалось
@ Издательство "АСТ"

Tекст: Кирилл Решетников

Сергей Лукьяненко выпустил «Новый дозор» – пятую часть эпопеи об Иных. На этот раз современные маги сражаются не с очередным волком-одиночкой из своего круга, но с самим Сумраком, ведущим собственную игру, и свежие новости об устройстве магического мира наводят на весьма забавные размышления.

Предыдущая книга «Последний дозор», в которой Антон Городецкий со товарищи противостоял своевольной незарегистрированной нечисти и постигал свойства сверхценного магического реквизита, отражала реальность середины 2000-х. С тех пор жизнь Светлых и Темных Иных, то есть магов, изменилась – и не сказать чтобы к худшему; кризис они пережили, судя по всему, без особых потерь. Начальник Ночного Дозора Москвы Гесер собирается покупать для корпорации самолет и задается вопросом о том, какую марку лучше выбрать – «Гольфстрим» или «Эмбрэйр», а у служебных карточек, которыми расплачиваются его подчиненные, нет лимита.

Сумрак, питающийся сильными чувствами и хиреющий без них, очень смахивает на хищную медиасферу, критически нуждающуюся в сенсациях

Вообще Иные, как уже давно стало ясно из предшествующих книг, живут непозволительно хорошо, получая вдобавок к бессмертию и завидной физической форме набор всевозможных волшебных ухищрений, облегчающих быт. Элитарные привилегии, общие для Светлых и Темных, делают их противостояние весьма условным; разница между ними гораздо меньше той пропасти, которая отделяет этот метафизический хай-класс от людей. В «Новом дозоре» над этим обстоятельством рефлексирует небезызвестный персонаж по имени Лас, перекованный в Иного из обычного человека и потому ощущающий неравенство особенно остро. «Ты проезжаешь перекресток в Сумраке, или накладываешь на машину Сферу Невнимания, из-за чего все притормаживают, сами не понимая причины, – говорит он Антону Городецкому, описывая доступные Иным дорожные удобства. – Чем твоя магия отличается от мигалки? Ничем! Ты тоже считаешь себя представителем высшей расы... только, конечно, с большим основанием».

Эта ситуация, в очередной раз обрисованная автором с присущей ему социально-ориентированной иронией, в принципе, была чревата сюжетным тупиком: Светлые и Темные вот-вот должны были стать не только партнерами, но и настоящими друзьями. А что еще может произойти, когда делить-то, по большому счету, нечего, а самые главные проблемы то и дело оказываются общими?

Лукьяненко снова продемонстрировал способность порождать современное фэнтези с большим количеством актуальных привязок (Фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД)

Лукьяненко снова продемонстрировал способность порождать современное фэнтези с большим количеством актуальных привязок (Фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД)

При таком раскладе оставалось, по большому счету, два варианта. Первый – придумать что-то такое, что очень серьезно поссорило бы два клана Иных и спровоцировало бы некую глобальную, беспрецедентную войну между ними. Второй – придумать новую внешнюю угрозу, с которой Светлым и Темным нужно было бы иметь дело сообща, но угрозу неслыханного масштаба и небывалого уровня опасности, такую, которая исходила бы из самого сердца магического мира и заставляла бы по-другому взглянуть на все происходящее.

Лукьяненко пошел по второму пути. На роль главного антагониста в «Новом дозоре» выбран ни много ни мало тот самый слоеный пирог из параллельных реальностей, связь с которым доступна только магам и который фигурирует в мире «Дозоров» под названием Сумрак.

В Москве объявляется исключительно сильный маг, которого ни Светлые, ни Темные не могут не то что победить или остановить, но даже напугать. Он возникает из ниоткуда и исчезает в никуда, при этом издевательски показываясь своим преследователям в их же собственном обличье и оставляя следы, не поддающиеся анализу на доступном Иным уровне знаний. Постепенно выясняется, что это существо, к которому с легкой руки одного из персонажей пристает обозначение «тигр», является посланцем Сумрака, призванным поддерживать мир в необходимом Сумраку состоянии.

Сумрак, как, собственно, и сами Иные, питается сильными человеческими эмоциями, а когда люди начинают жить слишком спокойно или впадают в апатию, перед Сумраком встает задача породить эмоции искусственно. Для этого запускается умопомрачительный механизм, главными участниками которого являются представители особой человеческой касты – пророки.

Не будем раскрывать остальные тайны сюжета. Скажем лишь, что простор для толкований сюжета «Нового дозора» чрезвычайно широк, причем одни толкования напрашиваются более настойчиво, чем другие. В частности, ненасытный Сумрак, питающийся сильными чувствами и хиреющий без них, очень смахивает на хищную медиасферу, критически нуждающуюся в сенсациях, дурных вестях и всеобщем перевозбуждении. А пророки, которых Сумрак использует для катализации событий, приводят на ум кудесников-аналитиков, взаимодействующих с реальностью через все ту же медиасферу все более неоднозначным и мутным образом.

Как бы то ни было, несомненно одно: Лукьяненко снова продемонстрировал способность порождать современное фэнтези с большим количеством актуальных привязок. В качестве остроумного бонуса в «Новом дозоре» обнаруживается привет европейским адептам «продвинутого» мистического романа, где сюжет строится вокруг всевозможных историко-филологических перлов: текстом, фиксирующим происки Сумрака, оказывается знаменитое стихотворение Уильяма Блейка о тигре, а Антон Городецкий общается с Эразмом Роттердамским. В общем, «Новый дозор» призван удовлетворить самые взыскательные вкусы. Конечно, образцовые и непогрешимые обладатели оных вкусов вряд ли изменят свое холодное отношение к «Дозорам», но Лукьяненко, слава богу, работает для другой аудитории.

..............