Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
16 марта 2012, 18:33 • Культура

«Ты женщина, ты за все и отвечай»

Ирина Хакамада: Россия – женская страна

«Ты женщина, ты за все и отвечай»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

«Россия – женская страна, в которой от всего происходящего больше всего страдают женщины. Им легче адаптироваться, и они на себе все тянут, но психологически им тяжелее», – объяснила газете ВЗГЛЯД Ирина Хакамада, сыгравшая одну из ролей в телесериале «Краткий курс счастливой жизни» – новой работе Валерии Гай Германики.

12 марта на Первом канале стартовал новый телесериал «Краткий курс счастливой жизни». Он посвящен проблемам, которые жизнь в современном российском мегаполисе преподносит женщинам. Сериал поставлен молодым режиссером Валерией Гай Германикой, ранее снискавшей скандальную славу благодаря нестандартным фильмам о подростках – кинокартине «Все умрут, а я останусь», а также бурно обсуждавшемуся всей страной теледебюту «Школа». С учетом такого бэкграунда, равно как и характерной женской темы, затронутой в новой работе, от Гай Германики ожидали еще одного вызывающего разрыва шаблонов. О том, насколько фильм соответствует этим ожиданиям, пока можно судить лишь отчасти, поскольку до окончания показа еще далеко. «Краткий курс счастливой жизни» примечателен также тем, что, согласно анонсам, в ряде его серий и эпизодов должен появиться кое-кто из звезд шоу-бизнеса, политики и телеиндустрии. Из числа известных людей, не являющихся актерами, наиболее серьезно в фильме задействовали политика, экономиста и писателя Ирину Хакамаду – она сыграла одну из наиболее значимых ролей и начитала концептуально важный закадровый текст. Газета ВЗГЛЯД расспросила Ирину Хакамаду о ее отношении к фильму, а также о тяготах, выпадающих на долю среднестатистической представительницы среднего класса.

В стране, где большинство составляют женщины, побеждает психология мужского доминирования

ВЗГЛЯД: Как вам кажется, правдоподобны ли коллизии и характеры «Краткого курса счастливой жизни»? Отражает ли этот сериал ту реальность, на изображение которой претендует?

Ирина Хакамада: Думаю, да. Особенность индивидуального творческого почерка Гай Германики как раз и заключается в том, что она создает максимально органичную картину жизни и даже изменяет для этого сценарий. Во время работы над сериалом в сюжет часто добавлялись ситуации, которые придумывались на ходу. Актеры импровизировали, полагаясь на свои ощущения, ориентируясь на то, как бывает в жизни. Кстати, актрисы здесь адекватны своим героиням – это не тот случай, когда актриса играет женщину или сильно моложе, или сильно старше себя, или же героиню из другой социальной группы. Исполнительницы ролей тоже живут в рамках среднего уровня доходов, они точно так же обременены семьей, детьми и так же бьются, зарабатывают деньги.

ВЗГЛЯД: И те механизмы взаимодействия между мужчинами и женщинами, которые показаны у Гай Германики, тоже работают в действительности и носят такой же абсолютный характер?

И.Х.: Если брать среднюю «температуру по больнице», то да. Я это вижу каждый день. В большом городе все именно так. Отношения многообразные, но чаще всего они эгоистичные и сублимирующие. Люди одиноки. Своих партнеров они встречают совершенно случайно, причем встречают их совсем не там, где предполагали их найти. Скажем, девочка-дурочка встречает продвинутого интеллектуала, который при общении с ней умиляется. Почему умиляется? Потому что такие же продвинутые, как он сам, ему надоели, и ему хочется кого-то вести за собой, а с женщиной это делать особенно приятно. Или наоборот – молодая женщина, замученная семьей и детьми, не занимающаяся сексом со своим мужем, встречает соседа, у которого умерла жена, и они оба наконец могут расслабиться. Город – это место случайных встреч, где каждое действие обусловлено эгоизмом, а не семейными традициями и не поиском красивого романтического счастья. Это похоже на охоту – кто-то кого-то ловит, чтобы хотя бы на короткое время получить свое.    #{interviewcult}ВЗГЛЯД: Некоторые считают Гай Германику адептом принципиально невзрослого подхода к действительности, и про новый сериал кто-то уже успел сказать, что проблемы взрослых людей видятся в нем так, как их видит подросток. Как бы вы могли это прокомментировать?  

И.Х.: Категорически не согласна. Я опытная женщина, много повидавшая в жизни, у меня было, по крайней мере формально, четыре брака, к тому же, поскольку я читаю мастер-классы, ко мне в огромном количестве приходят другие женщины со своими проблемами. И я могу сказать, что у всех у нас происходит все то же самое. Удивительный талант Валерии в том и заключается, что она, будучи еще совсем молодой, просто позвоночником чувствует человеческий материал. Поэтому актрисы у нее играют не так, как обычно играют в сериалах. Каждому актеру она дает возможность органично проявить себя, и при этом знает, что именно данная форма проявления ей нужна. Она прекрасно разбирается в людях на стихийном уровне. Другое дело, что она специально создает себе определенный имидж, но это провокация. Она не демонстрирует свою мудрость, свое видение мира, которое у нее, несомненно, более глубокое, чем кажется. Она делает провокативное кино, но при этом дико правдивое, и никакого инфантилизма в нем нет. Это жесть абсолютная, но с юмором и с самоиронией.

ВЗГЛЯД: Не кажется ли вам, однако, что новая работа отмечена слишком сильным педалированием и намеренной утрировкой стереотипного женского взгляда на вещи? И что этот сериал, таким образом, слишком навязчиво позиционируется как женский?  

И.Х.: Валерия тут ни при чем. Ее упросили это сделать. Конечно, тут есть маркетинговый момент. На то и сериал, на то и Первый канал. Валерии хочется делать другое, но такая возможность есть не всегда. Мы же знаем, что такое кинорынок. Но в имеющихся условиях Валерия из ничего сделала все. С другой стороны, Россия – женская страна, в которой от всего происходящего больше всего страдают женщины. С одной стороны, им легче адаптироваться, и они на себе все тянут, с другой – психологически им тяжелее. В стране, где большинство составляют женщины, побеждает психология мужского доминирования. Муж, например, говорит жене: почему у нас ребенок в 14 лет уже спит с кем хочет? Ты женщина, ты за все и отвечай. Поэтому что неправильного или несправедливого в появлении женских сериалов? Есть боевики, есть фильмы про десантников и ментов, а это фильм про женщин. Причем сделан он с большим вкусом. Мы уже видели «Секс в большом городе», но там все построено по некой искусственной схеме. Там все нереально, хотя весело и смешно. Вернее, проблемы реальные, а драматургия не реалистичная. Герои говорят ненатуральными голосами и выглядят как куклы. Это сумасшедший, красивый, интересный жанр, но мы не стали это копировать, и слава Богу. Впрочем, у нас была попытка изобразить такие же искусственные картинки – «Все мужики сво...», но эта была пошлость. А здесь – прекрасный сериал. Я бы сказала, сериал уровня «Доктора Хауса».

Она такая же слабая, как они, она мучается тем же самым, так же рыдает и напивается

ВЗГЛЯД: В каждой серии мы слышим зачитываемые вашим голосом выдержки из тренингового текста, который, собственно, и называется «Краткий курс счастливой жизни». Очевидно, что в самом этом названии есть элемент иронии...

И.Х.: Это ирония, конечно!

ВЗГЛЯД: Как вы думаете, могут ли такие тренинги приносить реальную пользу?

И.Х.: Конечно! Я ведь сама ими занимаюсь, и с моей ролью в сериале это как раз случайно совпало. Я читаю мастер-классы, в числе которых есть мастер-класс «Дао женщины». Он описан в книге «Дао жизни» наравне с другими тренингами, адресованными смешанной аудитории (главу «Дао женщины» можно найти в последней тренинговой книге). Я читаю этот мастер-класс по всей России, собираю на каждое мероприятие от пятисот до тысячи человек. Называется «Кайф, драйв и карьера. Вход только для женщин». О том, как соединить карьеру, самореализацию, семью, детей и счастье в личной жизни, оставаясь при этом женственной, энергичной и так далее. Женщина, которая узнала о таком курсе, потратила деньги на билет, не пожалела времени и приехала на трехчасовую лекцию, – это уже тот человек, который способен к взрослому обучению. За три часа она получает заряд энергии и веру в себя, а затем – информацию о неких способах, инструментах, так сказать. Если она их использует, то часто все получается – я об этом знаю, поскольку есть обратная связь. Из пятисот слушательниц пять изменят свою жизнь, а остальные хотя бы задумаются о том, что все возможно. Это уже серьезно. Аналогичные тексты, которые я читаю в сериале, не мои, но они, в принципе, неплохие.

ВЗГЛЯД: Не сомневаюсь, что кому-то эти курсы помогают. Но интересно, что в данном случае отличает автора от слушателей, каковы основания для такой тренинговой деятельности, если, конечно, не говорить о шарлатанах?

И.Х.: Он должен пройти все, чему он учит. Все, о чем он рассказывает, должно опираться на его практику. Он не берет истины из учебника, чтобы затем их в кого-то впихивать. Поэтому я всегда предупреждаю: вы можете не делать ничего из того, что я предложу. Я не учитель, не сэнсэй, не психолог и не тренер. Я просто вам расскажу, как я решала проблемы, которые типичны для любой женщины, а дальше вы мне зададите вопросы, и я попробую на них ответить, если у меня есть соответствующий опыт. Все очень субъективно. То есть вы в этом случае не становитесь шарлатаном, не объясняете, как выйти замуж за три минуты и как похудеть на 50 кг за один месяц. Ничего подобного вы не делаете.

ВЗГЛЯД: По-вашему, можно ли считать, что и сам сериал «Краткий курс счастливой жизни» отчасти выполняет похожую функцию, то есть что он может помочь женщине, скажем, перестать совершать какие-то типичные ошибки?

И.Х.: Думаю, что Валерия не ставила себе такой задачи. Она художник, она делала произведение искусства, не более того. При этом она опиралась на сценарий, который ей предложили продюсеры – не она его выбирала. Она выжала из этого сценария все, что могла. Из неплохих, но достаточно тривиальных сериальных текстов она сделала, я считаю, очень талантливый продукт. Другое дело, что талантливое кино в итоге начинает транслировать смыслы, о которых автор и не задумывался. И в этом плане ваш вопрос правомерен – те, кто будут смотреть такой фильм, как минимум попытаются не повторять ошибок, которые совершают героини. А ошибки эти хорошо видны. И будут видны еще больше, когда в конце, пусть и мимолетно, появится моя героиня со своей собственной историей. Она ведет себя несколько по-другому, и, сравнив себя с ней, остальные что-то поймут. Она такая же слабая, как они, она мучается тем же самым, так же рыдает и напивается, потому что ей тоже никак не удается добиться счастья в личной жизни. Но все-таки она добивается своего и становится единственной, для кого конец этой истории оказывается позитивным. И так происходит, наверное, именно потому, что она что-то делает иначе, чем эти четыре девочки.