Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.
Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.
Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Сергей Снежкин: Не связывайте Булгакова с этим оскотинением
@ Нон-стоп продакшн
Tекст: Кирилл Решетников
«Предлагаю остерегаться людей, которые думают о зрителе в терминах вроде «пятьдесят плюс», «домохозяйки» или «средний класс». Мне кажется, что это ужасное пошлое заблуждение», – считает режиссер восьмисерийного фильма по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия» Сергей Снежкин, снявший ранее небезызвестную картину «Похороните меня за плинтусом».
ВЗГЛЯД: Вы говорили, что в сценарии роман «Белая гвардия» объединен с пьесой «Дни Турбиных». Вы действительно экранизировали одновременно роман и пьесу?
Как люди, занятые делом, могут думать об этой дряни? И как можно Булгакова связывать с этим оскотинением?
Сергей Снежкин:Давайте разберемся и вспомним для начала историю обоих произведений. Сначала был написан роман, но при жизни Булгакова он не был опубликован полностью, поскольку редактор журнала, в котором должна была состояться публикация, скрылся за границей. Там произошло что-то загадочное. Более того, роман не закончен, существует несколько вариантов его окончания. Потом, когда Булгаков стал бороться за продвижение романа и за возможность его напечатать, это в итоге вылилось в пьесу. Которая, по сути, являлась насилием над романом. Даже не отрывками из него и не переложением на сценический язык, а насилием. Я уж не говорю о том, что было с самой этой пьесой на ее пути к постановке – об этом свидетельствует сам Булгаков, в частности в «Театральном романе». Но, как ни странно, какое-то развитие образов, заявленных в «Белой гвардии», в пьесе все же произошло. Увеличился объем диалогового текста, изменились реплики героев. В некоторых случаях реплики разных героев были вложены в уста одного персонажа. В общем, это такая живая авторская история. Поэтому при работе над сценарием я использовал абсолютно все булгаковские тексты, имеющие отношение к этому материалу, включая экземпляр пьесы с авторскими пометами из музея МХАТа. Но я использовал все это для того, чтобы написать сценарий именно по роману «Белая гвардия».
ВЗГЛЯД: Если сценарий написан вами, то какова роль писателей Марины и Сергея Дяченко, которые заявлены на официальном сайте сериала как сценаристы?
С. С.:Марина и Сергей Дяченко, с которыми я лично не знаком, были приглашены продюсерами для написания сценария по роману «Белая гвардия», и они его написали. Но когда в проект пришел я, я написал другой сценарий. Из версии Дяченко я взял рассказ Булгакова «Я убил», вплетенный ими в сюжетную ткань сценария, – эта их находка, на мой взгляд, очень удачна. Кроме того, я позаимствовал у них сцену, где Шервинский поет перед петлюровцами.
Сергей Снежкин – режиссер фильмов «Похороните меня за плинтусом», «Брежнев» и сериала «Убойная сила» (фото: ИТАР-ТАСС)
ВЗГЛЯД: В свое время вы сказали, что в рамках работы над телефильмом по «Белой гвардии» вам предстоит снимать всего Булгакова, поскольку он всю жизнь писал один роман. Следует ли понимать это так, что в сериале много реминисценций из других произведений Булгакова?
С. С.:Моя идея, с которой я приступил к экранизации и которой поделился с актерами и продюсерами, действительно заключается в том, что мы должны экранизировать все творчество Булгакова. Эту мысль не надо понимать буквально, но так или иначе нашей задачей было сделать что-то подобное, причем отобразить не только произведения Булгакова, но и его трагическую судьбу. Речь не идет о том, чтобы добавлять в фильм какие-то прямые заимствования или, не дай Бог, готовые «блоки» из других вещей Булгакова, но важно понимать, что «Белая гвардия» – предтеча всего его творчества и эпиграф к его жизни. Иметь это в виду и думать об этом необходимо. Такова была моя режиссерская идея, и мы постарались ее воплотить. Кроме того содержания, которое Булгаков вложил в свои пьесы, рассказы и романы, есть еще и определенные метафизические вещи, которые он декларировал всей своей жизнью, своими высказываниями и действиями. В частности, знаменитым письмом Сталину, в котором он требовал выпустить его за пределы отечества. Немецкая пословица гласит: «большая жажда, маленький стакан», но, тем не менее, у тех, кто делает фильм, должна быть эта большая художническая жажда – так я считаю.
ВЗГЛЯД: Роман «Белая гвардия» посвящен очень тяжелому историческому периоду – на судьбе героев отражаются одновременно и кровавая смена власти, и гражданская война, и немецкая оккупация. К счастью, ситуация в современной России далека от хаоса 1918–1919 годов, но и спокойной нынешнюю обстановку тоже не назовешь. Как вам кажется, имеет ли сегодня роман Булгакова определенную политическую актуальность?
#{interviewcult}С. С.:А что сейчас в России происходит?
ВЗГЛЯД: Слава Богу, пока еще ничего катастрофического. Но часть общества явно в панике, что хорошо видно по публичным высказываниям самых разных людей.
С. С.:Что говорил незабвенный профессор Преображенский? Он говорил: «Не читайте советских газет». Не читайте газет, не слушайте пошляков. Не обращайте на все это внимания, не надо. Вот у меня сейчас земля горит под ногами, я должен сделать два проекта. Как люди, занятые делом, могут думать об этой дряни? И как можно Булгакова связывать с этим оскотинением?
ВЗГЛЯД: Как вам кажется, органичен ли сериальный формат для интерпретации такого произведения, как «Белая гвардия»?
С. С.:Мне кажется, что да – все-таки экранное время в этом случае длительное, метраж большой. Это приятно, и это хорошо подходит для работы с литературными произведениями. Сериальная форма – великолепная вещь как для тех, кто берется экранизировать великую литературу, так и для отвратительных халтурщиков, которые могут бесконечно размазывать свою манную кашу, рассказывая ни о чем. Такова специфика нашего времени. Почему на телеканале «Россия 1» приняли решение экранизировать «Белую гвардию», я не знаю – взяться за этот проект мне предложили не представители канала, а мои товарищи-продюсеры.
ВЗГЛЯД: Вы охотно приняли это предложение?
С. С.:Да. Возможность снять фильм по такому роману – выигрыш в лотерею, счастливый билет. Я считаю это огромным везением – моим и моих товарищей. Такое случается один раз в жизни.
ВЗГЛЯД: Как вы подбирали актеров, и пришлось ли вам корректировать ваш первоначальный замысел под влиянием конкретного актерского ансамбля?
С. С.:Мы, то есть я, продюсер Сергей Мелькумов, оператор Сергей Мачильский и наши ближайшие коллеги, всегда проводим так называемые расширенные кинопробы, что бы мы ни снимали. Даже если при написании сценария я заранее вижу в той или иной роли конкретного актера, я все равно приглашаю на пробы как минимум четверых–пятерых возможных исполнителей. Это наше правило, и оно правильное. Это во-первых. Во-вторых, актер – всегда соавтор, если он талантлив и профессионален. В моей работе неизменно получается так: режиссер – диктатор, а актеры – соавторы. Потому что искусство – это соавторство, а режиссура – всегда диктатура, от этого никуда не денешься.
ВЗГЛЯД: Как вы представляете себе аудиторию вашего фильма – это люди, знакомые с творчеством Булгакова, или же те, кого нужно к нему приобщать? Имеет ли ваша работа просветительскую функцию?
С. С.:Наверное, любая экранизация в нынешних условиях имеет просветительскую функцию – помимо всех прочих. Что же касается зрителя, то ничего строго определенного я о нем не думаю и предлагаю остерегаться людей, которые думают о зрителе в терминах вроде «пятьдесят плюс», «домохозяйки» или «средний класс». Мне кажется, что это ужасное пошлое заблуждение. У всех есть телевизоры, и все, кто может их включить, – наши зрители. Вот для всех и надо работать. То, что мы делаем, – всеобщая песнь, а иначе это будет гадким расизмом.
ВЗГЛЯД: Сегодня только ленивый не сетует на низкий художественный уровень российских телесериалов. Надеетесь ли вы как постановщик «Белой гвардии» что-то изменить в этой области, может быть, задать более высокую планку качества?
С. С.:Нет, такой задачи у меня не было. У меня была задача сделать нечто соответствующее произведению Булгакова, а также моим собственным идеям и моей профессии.
Спустя семь лет после первых санкций против МС-21 проект выходит на финишную прямую. Летные испытания идут на максимуме. Уже через год лайнер начнет принимать первых пассажиров. И вряд ли западные конкуренты смогут придумать что-то еще, чтобы погубить проект. Теперь Boeing и Airbus придется смириться с появлением впервые в постсоветской истории их прямого конкурента.
Подробности
Финляндия начала выход из украинского проекта по сдерживанию России, который обошелся ее экономике очень дорого и сделал населению больно. Однако надежды, что отношения с РФ могут стать прежними, необходимо развеять. До того финнам предстоит пережить нужду и некоторую муку, а также выйти из НАТО.
Подробности
«ИИ – одновременно источник мощнейшего технологического рывка и новая зона общественной тревоги». Депутат Госдумы Антон Немкин рассказал газете ВЗГЛЯД, в чем плюсы и минусы искусственного интеллекта – и как государство будет регулировать эти новейшие технологии.
Подробности
Бельгия стала самым яростным противником идеи о конфискации замороженных в Европе российских активов. Почему бельгийское руководство потрясено подобными планами, какие именно угрозы оно видит в случае воровства принадлежащих России денег и как еврочиновники надеются тем не менее заставить Бельгию подчиниться?
Подробности
В результате взрыва в Ставрополе погиб Заур Гурциев – ветеран СВО и руководитель воздушной части операции по освобождению Мариуполя. В момент взрыва рядом с ним находился еще один человек.
Следствие рассматривает несколько версий произошедшего, в том числе теракт. Эксперты допускают, что взрывное устройство мог принести второй погибший, которого втемную использовали украинские спецслужбы, а взрыв мог быть осуществлен дистанционно.
Подробности
Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.
Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.
Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Разные подразделения Вооруженных сил Украины вступили в бой в Киеве в рамках передела собственности, после чего к противостоянию присоединилась российская «Герань». Так выглядит агония режима Владимира Зеленского.
Правительство Финляндии отказалось давать какие-либо гарантии безопасности Киеву и посылать войска на Украину, а президент этой страны Александр Стубб призвал готовиться к «несправедливому миру». Ой, а что случилось?
Переговоры между президентом России Владимиром Путиным и делегацией из США продолжались около пяти часов. По одному вопросу стороны договорились твердо, прочие итоги предсказуемы.
В информационном поле зачастую встречаются переименованные Украиной названия населенных пунктов, расположенных на исторических территориях России. Как правильно их называть и писать? Официальные российские названия этих городов и сел – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Чем цифровой рубль, вводимый в России как еще одна форма национальной валюты, отличается от безналичного? А главное – в чем его преимущества? Об особенностях цифрового рубля – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Ранее служившие в российских силовых структурах граждане России уже в статусе гражданских лиц имеют право стать резервистами Минобороны РФ. Какие задачи выполняют резервисты и при каких условиях – в инфографике газеты ВЗГЛЯД
Новый 2026 год пройдет под покровительством энергичной и благородной Красной (Огненной) Лошади – мощного символа, несущего в себе заряд жизненной силы, страсти и стремления к свободе. В восточной традиции Лошадь олицетворяет стремительное движение вперед, трудолюбие, оптимизм и непокорный дух, а стихия Огня усиливает эти качества, добавляя им яркости, смелости и харизмы.
Главный и самый атмосферный способ купить живую елку – посетить один из официальных елочных базаров, которые откроются по всему городу примерно с 15 декабря 2025 года. Эти точки легальны и безопасны: вся зелень здесь заготовлена по строгим квотам лесничествами, имеет специальные бирки или документы, что гарантирует законность происхождения. Базары удобно расположены: у станций метро (например, «Щелковская», «Медведково», «Теплый Стан»), возле крупных рынков и в парковочных карманах. Здесь царит настоящий предновогодний дух, а ассортимент позволяет выбрать идеальный экземпляр.
Декабрь – это не просто последний месяц в календаре, а настоящий порог зимы. В России он ассоциируется с первым устойчивым снегом, нарядными улицами и приятной суетой в преддверии Нового года. Но для наших предков это было время пристального наблюдения за природой. От того, каким будет декабрь, во многом зависели прогнозы на всю оставшуюся зиму и даже на будущий урожай.
После коррупционного скандала и бегства приятеля Владимира Зеленского и совладельца его студии «95-й квартал» Тимура Миндича могут всплыть свидетельства о причастности самого Зеленского к масштабной коррупционной схеме, благодаря которой огромные суммы оседали в карманах ключевых украинских чиновников.
Украинская энергосистема погрузилась в хаос, по всей стране начались масштабные отключения электричества. Это стало результатом ударов ВС РФ по энергетической инфраструктуре Украины для осложнения работы украинского ВПК и военной логистики.
Президент США Дональд Трамп поручил Пентагону начать испытания ядерного оружия. Он утверждает, что хочет сделать это «на равных» с другими странами – однако ни одна страна сегодня таких испытаний не производит.
Цикл видеолекций и статей о ярких и спорных событиях отечественной истории, охватывающий период от Древней Руси до «мюнхенской речи». Рассказываем о героях эпохи с юмором и фактами.
Классический русский репортаж – победы и испытания, признанные герои и на первый взгляд незаметные труженики, обстоятельные и драматические очерки жизни в практически всех регионах России. Спецкор Юрий Васильев ведёт непрерывную хронику жизни нашей страны.
«Слово ветерана» – серия интервью, в которых ветераны СВО делятся личными историями о возвращении к мирной жизни. Их рассказы содержат как практические советы другим ветеранам, так и помогают понять глубину переживаний и трансформации личности бойцов, прошедших испытание войной.
Цикл статей и авторских колонок и графических материалов, посвященных теме защиты национальных интересов России и сохранения социокультурной идентичности в условиях внешнего давления.
В канун Нового года газета ВЗГЛЯД предложила читателям написать письма бойцам на фронт. Откликнулись люди разных возрастов из России, Белоруссии, Казахстана, Германии, Индии и др. Письма были опубликованы и отправлены бойцам в зону СВО.
Интернет-журнал vzdigest.com с адаптированными под англоязычную аудиторию аналитическим статьями и мнениями по проблемам международной политики, экономики, социальным и культурным вопросам. Цель проекта – преодоление языкового и культурного барьера в донесении российского взгляда на ключевые проблемы современности.
Известные политические и общественные деятели, а также обычные граждане России самых разных профессий – от учителей до спортсменов – отвечали на вопрос, зачем участвовать в голосовании на выборах президента 2024.