Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

2 комментария
Владимир Можегов Владимир Можегов Фильм «Гражданская война» готовит Америку к революции

Кто главный адресат сегодняшнего послания? Бунтующие пропалестинские левые? Может быть, исламисты, которые должны будут присоединиться к ним на следующем этапе бунта? Ясно лишь, что установки «Гражданской войны» гораздо более зловещи, нежели установки «Джокера».

8 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Нам нужна диктатура эстетики

В Российской империи был свой крепко сбитый стиль. Авангард постреволюционной России – сильнейший и узнаваемый стиль страны, мощнейшее эстетическое высказывание на тему коммунистических смыслов. У сталинского СССР тоже был свой метаязык, который ни с чем не спутаешь. А что такое эстетика современной России?

13 комментариев
8 сентября 2011, 16:06 • Культура

Поверх границ

ММКВЯ породила новые мини-ярмарки

Поверх границ
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

Сторонники альтернативной издательско-дистрибьюторской деятельности недолюбливают Московскую международную книжную выставку-ярмарку за форматность и коммерциализованность. Такое отношение чем-то напоминает нелюбовь России к Москве, ведь в выставочно-ярмарочном царстве ММКВЯ пока объективно остается столицей.

Что бы ни говорили о сентябрьской Московской международной книжной выставке-ярмарке (ММКВЯ) на ВВЦ, она является не только местом культурного досуга и выгодным книжным мегарынком для простого читателя, но и стимулом для развития той самой некоммерческой ярмарочной альтернативы.

Голове можно инкриминировать тугодумство или излишнюю прагматичность, но организм без нее существовать не может

Некоторые молодые ярмарки возникают как концептуальная противоположность ММКВЯ, тогда как, например, модный парковый «Букмаркет» существует как бы в статусе ее подпрограммы или, во всяком случае, анонсируется как мероприятие, ассоциированное с ней. В общем, голове можно инкриминировать тугодумство или излишнюю прагматичность, но организм без нее существовать не может.

Книжная выставка-ярмарка, открывшаяся на ВВЦ 7 сентября, уже 24-я по счету. Одной из позитивных особенностей этого форума, в которой ему не смогут отказать даже самые непримиримые скептики, является перманентный рост, периодическое появление новых составных частей, дополнительных функционально-тематических блоков.

Один из наиболее показательных примеров – ярмарка цифрового книгоиздания «Книгабайт», проводимая с 2009 года, другой – уже упомянутый «Букмаркет», созданный в 2010 году. Продолжая сравнение ММКВЯ с Москвой, можно сказать, что если для столицы благотворность постоянного территориального роста неочевидна, то в случае осеннего книжного смотра подвижность границ, тенденция к экспансии, несомненно, компенсируют многие недостатки, по крайней мере отчасти.

В этом году самой заметной новой «мини-ярмаркой» в составе ММКВЯ обещает стать фестиваль научно-популярной литературы Science Book Fest, который пройдет 11 сентября. Конкуренцию по значимости ему сможет составить еще одно новшество – назначенный на 10 сентября «День словаря», в рамках которого ожидаются, в частности, популярный ликбез в области электронных словарей и презентация книг по лингвистике.

Роль почетного гостя ММКВЯ на этот раз отведена Италии. Днем Италии (а не только Днем словаря) объявлено 10-е число. С организаторами сотрудничает итальянский институт культуры в Москве, среди гостей и участников замечены такие профессионалы книжного дела, как, например, президент ассоциации итальянских издателей, а в интерактивной программе заметную роль играют встречи с итальянскими авторами.

Премия «Книга года» досталась издателям восьмитомника Андрея Платонова (фото: РИА

Премия «Книга года» досталась издателям восьмитомника Андрея Платонова (фото: РИА «Новости»)

Среди этих авторов нет тех, кто входит в условно выделяемую категорию звезд первой величины – на ВВЦ, к сожалению, нельзя будет встретить Умберто Эко или Алессандро Барикко. Зато есть возможность пообщаться с представителями молодой итальянской литературы, о которой, если не считать Паоло Джордано с триумфальным «Одиночеством простых чисел», мы практически ничего не знаем. Отсутствие итальянских мастодонтов компенсируется визитом знаменитости с другого края Средиземноморья – 11 сентября обещают встречу с турецким нобелиатом Орханом Памуком.

В качестве специального проекта, фиксирующего интернациональный аспект ярмарки, второй год функционирует площадка под названием «Международная гостиная». В этом году ее посетят вершители судеб американской книжной индустрии. Это связано с тем, что в 2012 году русская литература торжественно отправится в США: Россия приглашена в качестве почетного гостя на нью-йоркскую книжную ярмарку BookExpo America.

Та же «Международная гостиная» устраивает встречи с небезызвестными французами Флорианом Зеллером, Давидом Фонкиносом и Ирен Френ, а также с бельгийским литератором Кристианом Либенсом.

Среди многочисленных проанонсированных конференций хедлайнерами выглядят мероприятие под названием «Бизнес мертвых деревьев», на котором будут обсуждать роль традиционных медиа в эпоху Интернета, а также программа On Demand Russia, призванная ознакомить с новейшими достижениями в области полиграфии и книгопечатного оборудования.

Само собой, на ММКВЯ ожидается огромное количество встреч с отечественными авторами и, соответственно, будет представлено множество русских книжных новинок. Однако о них будет уместнее говорить уже после того, как все состоится.

7 сентября на церемонии торжественного открытия ярмарки в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко объявили очередных обладателей главной награды, традиционно вручаемой в рамках ММКВЯ, – премии «Книга года». Гран-при ушло к составителям и издателям восьмитомника Андрея Платонова. Премией за лучшую прозу отметили роман Ольги Славниковой «Легкая голова», а поэтической книгой года сочли сборник Александра Кушнера «По эту сторону таинственной черты».

..............