Владимир Добрынин Владимир Добрынин В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

15 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

51 комментарий
14 июля 2011, 16:01 • Культура

«Все меняется в правильную сторону»

Кристина Штейнбрехер: Люди начинают разбираться в искусстве

«Все меняется в правильную сторону»
@ artodox.com

Tекст: Кирилл Решетников

«Раньше при виде каких-то современных артефактов люди реагировали на них как на что-то совершенно непонятное. Говорили – я тоже так могу. А теперь спрашивают, что это и откуда, задают больше вопросов по существу», – рассказала газете ВЗГЛЯД арт-директор готовящейся ярмарки «Арт-Москва» Кристина Штейнбрехер.

В сентябре в московском ЦДХ пройдет юбилейная, 15-я по счету ярмарка современного искусства «Арт-Москва», представляющая интерес как для специалистов, так и для всех, кто ценит не только традиционные художественные формы.

Сейчас появляется все больше мест, которые ассоциируются не обязательно с современным искусством, но, во всяком случае, с современной культурой

Арт-директор ярмарки Кристина Штейнбрехер рассказала газете ВЗГЛЯД, что нового будет на ярмарке в этом году и как меняется в России восприятие современного искусства.

ВЗГЛЯД: Говорят, что на грядущей юбилейной «Арт-Москве» планируются какие-то важные нововведения. В чем они заключаются?

Кристина Штейнбрехер: У нас поменялся размер стендов, причем теперь он будет общим для всех – 42 квадратных метра. Раньше экспонент мог заказывать тот размер стенда, который был ему нужен, а сейчас мы ввели единый стандарт. Разные ярмарки поступают по-разному, в этом году мы решили опробовать такой подход – посмотрим, какой вариант работает лучше для галеристов и для нас.

К числу участников прибавился ряд иностранных галерей, которые никогда еще в Москве не выставлялись. В целом, мне кажется, ближайшая «Арт-Москва» – это такой праздник, она ведь будет проходить одновременно с Московским международным бьеннале современного искусства. Настрой у нас очень позитивный. Ожидается, в частности, большая выставка молодого английского искусства, в рамках которой будет представлено несколько разных галерей и восемь-девять художников – по-моему, это очень важное событие для Москвы.

ВЗГЛЯД: Современное искусство в России еще совсем недавно было уделом узкого круга посвященных. Многие события последнего времени, в частности неожиданные итоги премии «Инновация», так или иначе способствуют возникновению более массового интереса к этой области. Меняется ли отношение к современному искусству у широкой публики, становится ли оно популярным?

К.Ш.: Мне кажется, что сейчас появляется все больше мест, которые ассоциируются не обязательно с современным искусством, но, во всяком случае, с современной культурой. Это и «Гараж», где почти каждый месяц делают новую выставку, и «Арт-Стрелка», где постоянно реализуется какая-то обучающая программа, каждый день идут лекции о дизайне, архитектуре и многом другом. На «Арт-Стрелке» люди проводят целые дни, гуляют, обедают, встречаются с художниками и архитекторами. Про это все знают, информация об этом месте распространяется все шире. Да и московский Центральный парк культуры им. Горького сейчас переделан в некое современное культурное место, где, в принципе, возможно все. Народ к этому начинает привыкать и уже воспринимает это не как что-то необычное или неправильное, а как часть жизни. Раньше при виде каких-то современных артефактов люди реагировали на них как на что-то совершенно непонятное. Говорили – я тоже так могу. А теперь спрашивают, что это и откуда, задают даже больше вопросов, но вопросы совсем другие, по существу. Все меняется в правильную сторону.

ВЗГЛЯД: Верно ли впечатление, что эти перемены произошли очень быстро, за считанные годы?

К.Ш.: В общем, да. За последний год многое изменилось – в частности, в связи с появлением арт-территории на «Красном Октябре».

ВЗГЛЯД: Кто выступает на «Арт-Москве» в качестве покупателей?

К.Ш.: Есть две категории. Существуют коллекционеры, которые знают, что им нужно, которые уже отметили для себя тех или иных определенных художников и спрашивают, есть ли новые работы такого-то или такого-то. Они постепенно начинают разбираться в разных периодах и направлениях, собирают свою коллекцию. Таких людей еще не очень много, но их число постепенно увеличивается. А есть люди, которые покупают артефакты для своего дома, приобретают те или иные работы просто по принципу «нравится – не нравится». Это ничуть не менее важная группа покупателей, и ее никак нельзя упускать.

..............