30 ноября исполнилось бы 150 лет Уинстону Черчиллю, одному из самых известных британцев в истории. Политик, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе, дважды премьер-министр – казалось бы, обаятельнейший человек. Но на самом деле мало кто сможет сравниться с ним в кровожадности.
13 комментариев«Перми театр необходим»
Эдуард Бояков: У нас идут очень жесткие спектакли
«Это спектакль шокирующий даже для Москвы. Дело не только в том, что там чрезвычайно много обнаженного тела, но и в том, как это в целом построено. Действие происходит в сауне, действующие лица – депутат и две проститутки», – рассказал газете ВЗГЛЯД о том, что можно в Перми и нельзя в столице, Эдуард Бояков.
Создатель и художественный руководитель московского театра «Практика» Эдуард Бояков, являющийся также создателем и арт-директором пермского театра «Сцена-Молот», в последнее время много участвовал в деятельности по превращению Перми в уникальный полигон для культурных инноваций. Однако недавно он объявил о приостановке некоторых из своих пермских проектов.
В России нет ни одной площадки, которая на программном уровне занималась бы современной драмой
Газета ВЗГЛЯД расспросила режиссера и продюсера о том, что будет прекращено и что продолжено, а также о самых заметных постановках «Сцены-Молота».
ВЗГЛЯД: Эдуард Владиславович, недавно вы сообщили о том, что приостанавливаете некоторые из ваших проектов в Перми. Это объясняется чисто рабочими причинами, нехваткой времени, или есть какие-то принципиальные разногласия с пермскими партнерами?
Эдуард Бояков: Я решил несколько уменьшить свою нагрузку. Речь не идет ни о каких концептуальных расхождениях с теми, кто со мной сотрудничает. Пермь для меня по-прежнему остается уникальной площадкой для большого социокультурного эксперимента, который, к сожалению, по-прежнему невозможен ни в одном другом городе, включая Москву. Я искренне желаю успеха тем, кто старается реализовать возможности, существующие в Перми, и прежде всего Борису Мильграму, которого очень уважаю и ценю. Но одно дело – помогать и взаимодействовать, а другое – входить в команду, быть внутри. Я выбрал такой путь, который позволит мне развивать отдельные проекты, а не ощущать себя членом команды, которая занимается глобальным «программированием» процесса. Я принял решение.
Какие-то расхождения, наверное, все же есть; наверное, они как-то повлияли. Но также повлияла моя занятость в Москве, перемена обстоятельств, как творческих, так и жизненных. Последнее время я проводил в Перми больше времени, чем в Москве – сейчас я себе не могу этого позволить.
- В Москве вручены премии «Золотая маска»
- Юрий Васильев: Сейчас театр, увы, не потрясает
- Премьеры Начо Дуато: испанская прививка в русскую душу
- Белгород обвиняют в "театральной цензуре"
- Экс-глава Камчатки ругает новые власти из-за "Золушки"
ВЗГЛЯД: Насколько я понял, в Перми у вас приостанавливаются только самые недавние начинания, те, что были на стадии запуска.
Э.Б.: Да, я пока перестал развивать несколько проектов, которые находились в состоянии стартапа. В случае некоторых из них мы уже прошли какой-то путь. В частности, это относится к киностудии. Уже была определена площадка, была оговорена форма финансирования (предполагалось, что это будет коммерческий проект). Но все-таки не получилось.
Что же касается моих главных проектов, одним из которых является фестиваль «Текстура», то я не просто их не бросаю, но хочу, наоборот, сконцентрироваться и сделать так, чтобы они были флагманскими для Перми. Я уверен, что «Текстура» может стать очень большим, значительным фестивалем с мощной отдачей и в отношении театра, и в отношении кино. Мне кажется, что сейчас существует большой дефицит живых, современных фестивалей, а новых фестивалей особенно мало. Лучшие российские фестивали, в том числе те, в создании которых участвовал я, появились давно.
Чеховский фестиваль, «Золотая маска», к основанию которой я имел самое прямое отношение, Пасхальный фестиваль, который мы придумали вместе с Валерием Гергиевым, гергиевские «Звезды белых ночей» – все это возникло 10-15 лет назад. России нужны новые проекты, и я надеюсь, что «Текстура» станет одним из них. Уже сейчас можно говорить о том, что в декабре этот фестиваль будет представлен в рамках Культурной Олимпиады «Сочи-2014». Именно как пермский проект, но очень серьезный. Мы договорились с организаторами «Сочи-2014» о масштабном партнерстве. Это очень большая ответственность, поэтому фестивалем «Текстура» я буду заниматься постоянно. В сентябре он пройдет в Перми – приглашаю всех.
ВЗГЛЯД: А еще один главный проект, с которым вы не расстаетесь, – это, очевидно, театр «Сцена-Молот».
Э.Б.: Да. Это уникальный театр, ведь в России нет ни одной площадки, которая на программном уровне занималась бы современной драмой. Если не говорить о Москве, то нет ни одного театра, который заявил бы о современной пьесе как о формате. В этом смысле Пермь – лидер, и «Сцена-Молот», по-моему, очень интересно развивается. Есть все основания надеяться, что через два-три года мы получим большой состоявшийся проект, который будет важен уже не только для Перми. А Перми такой театр необходим – это видно уже сегодня по тому, как растет аудитория и что вообще вокруг него происходит. У нас только что закончился фестиваль «Большая перемена», и на нем был поставлен своего рода рекорд – сравнительно небольшой зал «Сцены-Молота» вместил едва ли не вдвое большее количество людей, чем то, на которое он рассчитан.
ВЗГЛЯД: На какие спектакли «Сцены-Молота» нужно идти прежде всего?
Э.Б.: Важнейшим моментом у нас является принципиальная и, наверное, неожиданная для многих зрителей полистилистика и, скажем так, полиадресность. В нашем театре, например, идут очень жесткие спектакли, что называется, совсем для взрослых. В этом плане особенно показательна постановка «Коммуниканты» по пьесе Дениса Ретрова, осуществленная совместно с театром «Практика». Это спектакль шокирующий даже для Москвы. Дело не только в том, что там чрезвычайно много обнаженного тела, но еще и в том, как это в целом построено. Действие происходит в сауне, действующие лица – депутат и две проститутки. Соответственно, они полспектакля выясняют отношения, причем делают это в чем мать родила.
А другой пример удачного сотрудничества с Москвой – спектакль «Сказка, которая не была написана», поставленный московскими режиссерами Славой Игнатовым и Машей Литвиновой, учениками Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума. Еще раз подчеркну, что мы очень разные не только в смысле эстетики, но и в смысле адресации. Этот второй спектакль – действительно сказка. Вообще за первые полтора сезона мы выпустили несколько спектаклей для детей, и все они очень важные.