Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
16 мая 2011, 15:14 • Культура

«Перми театр необходим»

Эдуард Бояков: У нас идут очень жесткие спектакли

«Перми театр необходим»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

«Это спектакль шокирующий даже для Москвы. Дело не только в том, что там чрезвычайно много обнаженного тела, но и в том, как это в целом построено. Действие происходит в сауне, действующие лица – депутат и две проститутки», – рассказал газете ВЗГЛЯД о том, что можно в Перми и нельзя в столице, Эдуард Бояков.

Создатель и художественный руководитель московского театра «Практика» Эдуард Бояков, являющийся также создателем и арт-директором пермского театра «Сцена-Молот», в последнее время много участвовал в деятельности по превращению Перми в уникальный полигон для культурных инноваций. Однако недавно он объявил о приостановке некоторых из своих пермских проектов.

В России нет ни одной площадки, которая на программном уровне занималась бы современной драмой

Газета ВЗГЛЯД расспросила режиссера и продюсера о том, что будет прекращено и что продолжено, а также о самых заметных постановках «Сцены-Молота».

ВЗГЛЯД: Эдуард Владиславович, недавно вы сообщили о том, что приостанавливаете некоторые из ваших проектов в Перми. Это объясняется чисто рабочими причинами, нехваткой времени, или есть какие-то принципиальные разногласия с пермскими партнерами?

Эдуард Бояков: Я решил несколько уменьшить свою нагрузку. Речь не идет ни о каких концептуальных расхождениях с теми, кто со мной сотрудничает. Пермь для меня по-прежнему остается уникальной площадкой для большого социокультурного эксперимента, который, к сожалению, по-прежнему невозможен ни в одном другом городе, включая Москву. Я искренне желаю успеха тем, кто старается реализовать возможности, существующие в Перми, и прежде всего Борису Мильграму, которого очень уважаю и ценю. Но одно дело – помогать и взаимодействовать, а другое – входить в команду, быть внутри. Я выбрал такой путь, который позволит мне развивать отдельные проекты, а не ощущать себя членом команды, которая занимается глобальным «программированием» процесса. Я принял решение.

Какие-то расхождения, наверное, все же есть; наверное, они как-то повлияли. Но также повлияла моя занятость в Москве, перемена обстоятельств, как творческих, так и жизненных. Последнее время я проводил в Перми больше времени, чем в Москве – сейчас я себе не могу этого позволить.

ВЗГЛЯД: Насколько я понял, в Перми у вас приостанавливаются только самые недавние начинания, те, что были на стадии запуска.

Э.Б.: Да, я пока перестал развивать несколько проектов, которые находились в состоянии стартапа. В случае некоторых из них мы уже прошли какой-то путь. В частности, это относится к киностудии. Уже была определена площадка, была оговорена форма финансирования (предполагалось, что это будет коммерческий проект). Но все-таки не получилось.

Что же касается моих главных проектов, одним из которых является фестиваль «Текстура», то я не просто их не бросаю, но хочу, наоборот, сконцентрироваться и сделать так, чтобы они были флагманскими для Перми. Я уверен, что «Текстура» может стать очень большим, значительным фестивалем с мощной отдачей и в отношении театра, и в отношении кино. Мне кажется, что сейчас существует большой дефицит живых, современных фестивалей, а новых фестивалей особенно мало. Лучшие российские фестивали, в том числе те, в создании которых участвовал я, появились давно.

Чеховский фестиваль, «Золотая маска», к основанию которой я имел самое прямое отношение, Пасхальный фестиваль, который мы придумали вместе с Валерием Гергиевым, гергиевские «Звезды белых ночей» – все это возникло 10-15 лет назад. России нужны новые проекты, и я надеюсь, что «Текстура» станет одним из них. Уже сейчас можно говорить о том, что в декабре этот фестиваль будет представлен в рамках Культурной Олимпиады «Сочи-2014». Именно как пермский проект, но очень серьезный. Мы договорились с организаторами «Сочи-2014» о масштабном партнерстве. Это очень большая ответственность, поэтому фестивалем «Текстура» я буду заниматься постоянно. В сентябре он пройдет в Перми – приглашаю всех.

ВЗГЛЯД: А еще один главный проект, с которым вы не расстаетесь, – это, очевидно, театр «Сцена-Молот».

Э.Б.: Да. Это уникальный театр, ведь в России нет ни одной площадки, которая на программном уровне занималась бы современной драмой. Если не говорить о Москве, то нет ни одного театра, который заявил бы о современной пьесе как о формате. В этом смысле Пермь – лидер, и «Сцена-Молот», по-моему, очень интересно развивается. Есть все основания надеяться, что через два-три года мы получим большой состоявшийся проект, который будет важен уже не только для Перми. А Перми такой театр необходим – это видно уже сегодня по тому, как растет аудитория и что вообще вокруг него происходит. У нас только что закончился фестиваль «Большая перемена», и на нем был поставлен своего рода рекорд – сравнительно небольшой зал «Сцены-Молота» вместил едва ли не вдвое большее количество людей, чем то, на которое он рассчитан.

ВЗГЛЯД: На какие спектакли «Сцены-Молота» нужно идти прежде всего?

Э.Б.: Важнейшим моментом у нас является принципиальная и, наверное, неожиданная для многих зрителей полистилистика и, скажем так, полиадресность. В нашем театре, например, идут очень жесткие спектакли, что называется, совсем для взрослых. В этом плане особенно показательна постановка «Коммуниканты» по пьесе Дениса Ретрова, осуществленная совместно с театром «Практика». Это спектакль шокирующий даже для Москвы. Дело не только в том, что там чрезвычайно много обнаженного тела, но еще и в том, как это в целом построено. Действие происходит в сауне, действующие лица – депутат и две проститутки. Соответственно, они полспектакля выясняют отношения, причем делают это в чем мать родила.

А другой пример удачного сотрудничества с Москвой – спектакль «Сказка, которая не была написана», поставленный московскими режиссерами Славой Игнатовым и Машей Литвиновой, учениками Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума. Еще раз подчеркну, что мы очень разные не только в смысле эстетики, но и в смысле адресации. Этот второй спектакль – действительно сказка. Вообще за первые полтора сезона мы выпустили несколько спектаклей для детей, и все они очень важные.