Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

15 комментариев
16 ноября 2011, 16:28 • Культура

Удостоверение честности

Большой театр вступил в борьбу с перекупщиками билетов

Удостоверение честности
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Иван Чернов

С 28 ноября Большой театр перейдет на продажу билетов по паспортам. Так руководство решило бороться с перекупщиками, скандал вокруг которых разразился незадолго до открытия ГАБТ после реконструкции. Аналогичные проблемы испытывают и другие крупнейшие театры планеты. Однако в России все же есть знаменитый театр, которому удалось с этим справиться.

Большой театр – большие спекуляции

В среду генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов сообщил, что за неимением соответствующих законов руководству ГАБТ пришлось вводить меры по борьбе с перекупщиками билетов на свой страх и риск: билеты будут продаваться  по предъявлении паспорта. Правда, касаться это будет только предварительной продажи в интернете и в кассах, в остальное время они будут продаваться по старой схеме. В театральном билете будет указан номер паспорта. Если человек купил билет по паспорту, то он должен идти с документом в театр. «Таким образом, мы решили провести борьбу с перекупщиками, – пояснил Иксанов ИТАР-ТАСС. – Поскольку в российском законодательстве нет статьи, наказывающей спекулянтов театральными билетами, то нам ничего не оставалось, как прибегнуть к собственному способу».

«По нашему мнению, это если и не пресечет пагубное явление, то, во всяком случае, его заметно сократит. И тем самым ликвидирует необоснованные упреки в адрес Большого театра в баснословных ценах на билеты», – подчеркнул Иксанов.

#{image=569940}Большой театр открылся после шестилетней реставрации 28 октября. Много писалось о том, как он изменился в визуальном плане. Отнюдь не меньше говорилось о билетных спекулянтах, которые совсем страх потеряли. Незадолго до триумфального открытия в блогах распространилась информация о том, что цены на билеты на гала-концерт колеблются от 90 тыс. (балкон четвертого яруса) до 2 млн рублей (первые ряды партера).

Министр культуры пообещал «разобраться» и признался, что «с удивлением узнал об этой информации». Анатолий Иксанов тогда в существование билетов по 2 млн не поверил, отметив на пресс-конференции: «Думаю, это все-таки утка». Но признал, что спекулянты есть как в Москве, так и в других городах. «Как с этим бороться, я не знаю. Проблема существует и в Парижской опере, и в Ла Скала, другое дело, что и там перекупщики говорят на русском языке», – сказал тогда он.

Бывший мэр Москвы Лужков пытался бороться с перекупщиками, но, «к сожалению, безрезультатно», признался Иксанов. Напомним, что в феврале 2002 года Юрий Лужков подписал специальное распоряжение, по которому билеты в театр, на концерты и другие подобные мероприятия следует продавать по той цене, которая на них – билетах – указана.

Примерно то же самое генеральный директор театра говорил в одном из интервью еще в 2000 году. Тогда Иксанов сказал, что этим ребятам, безусловно, выгодно стоять у Большого театра, но если сам театр поднимет цену до спекулятивной, мало кто из нормальных людей станет ходить туда.

В ноябре этого года блогосферу захлестнула новая волна возмущения после ЖЖ-отчета о покупке билета в Большой юзера angryrussia. Блогер наглядно продемонстрировал, что билеты, вопреки официальным данным, через Интернет купить невозможно, а в живой очереди в 100 метрах от Думы «мужики крепкого телосложения в рейтузах и вязаных шапках, на лицах которых культура ну никак не отпечаталась», почему-то всегда оказываются впереди обычных театралов. Блогер пишет, что их лица всем известны, да и фамилии, но ситуация не меняется.

Проблема с перекупщиками существует во всех более или менее знаменитых московских театрах. Через официальные кассы и интернет-кассы билетов обычно не достать. А на сайте частных компаний, которые по запросу в поисковике вылезают выше официального сайта театра, билеты всегда есть и продаются в два–три раза дороже номинала. К примеру, «ленкомовские» здесь по 5–8 тыс., спектакль «№ 13» МХТ – уже 15 тыс.

Не менее остро стояла она и при советской власти, хотя, казалось бы, в Уголовном кодексе была статья за спекуляции

В некоторых театрах уже давно махнули рукой на эту проблему и вроде бы находят в ней и положительное зерно. Мол, повышенная активность спекулянтов говорит о популярности театра и спектакля, значит, хороший театр, абы куда перепродавать билеты втридорога не будут.

Проблема билетных спекулянтов стара как мир, а вернее, соответствует возрасту крупнейших театров. В России существовала она и до революции. Спекулянтов пытались ловить полицейские, но те все равно находили лазейки, подкупали билетных кассиров и т. д. Не менее остро стояла она и при советской власти, хотя, казалось бы, в Уголовном кодексе была статья за спекуляции. Особенно много было таких людей в Москве в 60–70-е годы ХХ века.

Премьер Украины Николай Азаров недавно вспоминал об этом на своей странице в Facebook*. «В молодые годы я, например, выстаивал громадные очереди, чтобы попасть на хороший спектакль в Москве, и у входа в театр встречал спекулянтов, которые продавали билеты в пять–шесть раз дороже. Меня это так же возмущало, как и вас, – признался Азаров. – А не так давно в Вене мне очень захотелось посетить Венский театр оперы и балета. В кассах билетов не было, а у входа с рук спекулянты продавали по завышенным ценам билеты».

И действительно, в Европе, Америке, судя по отзывам людей, спекуляция также процветает. В Нью-Йорке есть специальный сквер, где в любое время можно купить с рук билеты абсолютно на любую постановку, причем там даже торги устраиваются, а цена зависит от времени, остающегося до начала спектакля.

Борьба с перекупщиками ведется, наверное, столько же времени, сколько они существуют.

Один из способов – продавать билеты через Интернет, тогда «рейтузники» из живой очереди должны отсекаться. Однако и здесь перекупщики добиваются поставленных целей: билеты на «топовые» спектакли раскупаются через считаные минуты после попадания в интернет-продажу, и кто даст гарантию, что среди покупателей нет тех же «рейтузников», но уже с ноутбуками под мышкой?

#{interviewcult}Многие театры продают ограниченное число билетов в одни руки. Но, как показывает практика, «лица, не отягощенные культурой», получив свои билеты, вновь возвращаются к началу очереди, занимая места друг для друга, и так может продолжаться до бесконечности.

Кто-то делает ставку на билеты с голограммой, именные билеты. Но...

«В РЖД, например, действуют именные билеты. Некоторые агентства работают по принципу бронирования билетов клиентами и в первый день продаж скупают все билеты по предварительно сделанным заказам (заказываешь у перекупщиков билет, и они с указанными паспортными данными его покупают)», – пишут о ситуации «Мнения.Ру».

Есть мнение, что в ситуацию должна вмешаться милиция. Но для начала понадобится снова внести в УК норму о спекуляциях. И неясно, как отнесутся к возвращению в приснопамятные времена наши театралы.

И, наконец, есть еще один способ, который вряд ли понравится театралам. Можно просто поднять цену билета, чтобы перекупщикам стало невыгодно его перепродавать.

Петербургский опыт

Именно так несколько лет назад поступили в Мариинском театре в Петербурге. И говорят, перекупщиков там стало значительно меньше.

В Мариинском театре газете ВЗГЛЯД подробно комментировать ситуацию отказались, сообщив, что проблемы со спекуляциями у театра попросту нет. Однако источник в театральных кругах города, хорошо знакомый с ситуацией, рассказал нам об этой схеме.

«Бороться с билетными спекулянтами можно только одним способом: ценами, – заявил он. – Что было сделано в Мариинке? Дешевые билеты, которые прежде всего и интересуют спекулянтов, так как на них можно хорошо заработать, продав втридорога, театр теперь распределяет перед самым началом спектаклей, а также целевым образом распространяет через благотворительные организации, среди ветеранов, студентов и т. д. То есть в свободную продажу они не поступают. А остальные билеты уже очень недешевы. Спекулянтам становится невыгодно их покупать».

Для справки: билет в бельэтаж на «Пиковую даму» стоит сейчас 3200 рублей.

По словам источника, сотрудники Мариинки, прежде чем существенно повысить стоимость билетов, в течение нескольких месяцев изучали цены на черном рынке, чтобы правильно назначить свою.

Известно также, что спекулянты раньше выкупали в Мариинке в основном галерку. После этого театр принял решение вообще не продавать туда билеты в розницу, только целевым способом.

Еще одним важным шагом стал разрыв отношений Мариинского театра с различными билетными агентствами, в том числе и с ДТЗК – Дирекцией театрально-зрелищных касс города. Театр стал продавать билеты самостоятельно, в том числе через свой сайт, и, соответственно, контролировать все процессы.

Петербургский эксперт считает, что никакие именные билеты или проход в театр по паспортам не спасут: «Тогда только запуск людей на спектакль растянется часа на два», – резюмировал эксперт.

В пресс-службе Дирекции театрально-зрелищных касс Петербурга газете ВЗГЛЯД рассказали, что проблема спекулянтов как была, так и осталась. Бороться с ними должны правоохранительные органы: «Повышение стоимости билетов, продажа именных билетов, реализация их только посредством касс самого театра – все это не сможет решить проблему, а только создаст дополнительные трудности для тех, кто действительно хочет посетить театр... Наверное, у этой проблемы есть только одно решение: спрос рождает предложение, как только зрители сами перестанут приобретать билеты «с рук», так сразу исчезнут «предприниматели», продающие их втридорога».

Между тем Владимир Смолкин, руководитель продюсерского центра из Петербурга, считает, что билетных спекуляций как явления в городе нет уже несколько лет: «Сейчас предложение в этой сфере превышает спрос. Поэтому спекулянтов почти не осталось. Есть какие-то разовые эксклюзивные проекты, которыми они интересуются, но системой это явление назвать нельзя, – рассказал Смолкин газете ВЗГЛЯД. – А что касается премьеры «Войны и мира» в Мариинском театре в 2000 году или открытия Большого театра в этом году, это тоже нельзя назвать билетными спекуляциями – это плата за попытку попасть в тусовку с определенным количеством ВИП-персон».

«Спрос определяет цену билета. Возросла цена, и им стало просто невыгодно их покупать и потом перепродавать. Я просто знал некоторых этих людей. Если раньше они зарабатывали по 300 долларов в день, то теперь могут рассчитывать только на 1000 рублей. Многие из них просто ушли из этого бизнеса», – отметил Смолкин.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............