Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
22 июня 2010, 16:17 • Культура

Игра в города

Ольга Лукас объяснила, чем москвичи отличаются от питерцев

Игра в города
@ пользователя un-tal-lukas с livejournal.com

Tекст: Кирилл Решетников

Контраст между Петербургом и Москвой при всей своей условности по-прежнему остается темой для углубленных исследований и источником сильных эмоций. Поборница неформатной прозы Ольга Лукас сделала беспроигрышный ход, посвятив этому контрасту целую книгу. Сборник коротких гротескных текстов про территориальные особенности москвичей и питерцев получил название «Поребрик из бордюрного камня».

 Ольга Лукас не впервые заявляет о себе как об эксцентрике со склонностью к изысканным художественным приемам. Три года назад она выпустила книгу «Золушки на грани», где вместо банального описания современных нравов читателю преподносились апокрифические сюжеты о судьбах сказочных героев, попавших в современные условия. Этот причудливый юмор с элементами культурологии производил неровное впечатление и местами выглядел слишком легковесно, но книжка запомнилась: было ясно, что автор уверенно идет своим собственным путем.

Собираясь на первое свидание, питерская девушка надевает бабушкины боты и мамину стройотрядовскую куртку, а московская превращается в картинку с обложки

В «Поребрике из бордюрного камня» все конкретнее и популярнее. Вот питерец со вставленной в него Богом дополнительной совестью вместо сердца, а вот москвич с заменяющим тот же орган моторчиком на вечной батарейке.

Москвич – напористый прагматик, не склонный к самокритике и меняющий имидж для того, чтобы в жизни произошли позитивные перемены. Питерец – иррациональный адепт высокой культуры, рефлексирующий над собственными недостатками. Если он и меняет имидж, то для того, чтобы чего плохого не случилось. Питерцы культивируют ритуал публичного потребления водки, а москвичи в своих компаниях пьют чай, хотя наедине с самим собой питерец обращается к чаю, а москвич – наоборот. Питерец – вообще любитель алкоголя, а москвичу подавай наркотики. Собираясь на первое свидание, питерская девушка надевает бабушкины боты и мамину стройотрядовскую куртку, а московская превращается в картинку с обложки глянцевого журнала. Обе они для начала пафосно отшивают своих потенциальных партнеров, но, естественно, делают это совершенно по-разному. Питерец живет в мире упущенных возможностей, москвич – в мире возможностей неупущенных.

Юмор Лукас - позитивный, незлой, общепонятный (обложка книги) (фото: коммьюнити bordur_porebrik на livejournal.com)

Юмор Лукас – позитивный, незлой, общепонятный (обложка книги) (фото: коммьюнити bordur_porebrik на livejournal.com)

Общественная и духовная жизнь москвича и питерца – тоже небо и земля. Питерцы протестуют против строительства определенных зданий, москвичи – против их разрушения. Питерец придумывает субкультуру, москвич делает из нее моду. Не говоря уже о том, что москвич и питерец ведут себя прямо противоположным образом при встрече с Самым Главным Начальником. Все эти различия уходят корнями в старину, когда существовали племена протомосквичей и протопитерцев, живших по весьма несхожим обычаям.

Юмор Лукас – позитивный, незлой, общепонятный. Иногда она подходит к той сомнительной грани, за которой начинается компетенция телевизионных артистов разговорного жанра. Но каждый раз удерживается. Очевидно, выручает природный питерский вкус. Ибо автор, конечно, из Питера, хотя живет в Москве – при другой биографии вряд ли возникнет импульс к созданию подобного опуса.

Лукас работает со штампами, но обращается с ними предельно свободно, все время придумывая что-то, на первый взгляд, совершенно произвольное. Но это, собственно, и делает ее прозу художественной. Ее москвич и питерец – не просто собирательные образы, а мифические фигуры, существующие в сознании тех же москвичей и питерцев. Или скорее в подсознании. Даже не так: эти герои – персонажи вымышленного современного фольклора, представляющего собой пародию на реальные расхожие представления. Так что смысловая конструкция «Поребрика» – сложнее, чем может показаться. Но сложность эта спрятана за легким стилем потешных миниатюр.

«Поребрик» вырос из цикла постов в «Живом Журнале». Тем не менее книга эта не имеет ничего общего с теми водянисто-необязательными записками, какие обнаруживаются в иных блогах, прошедших через печатный станок. Причина проста: данное начинание, очевидно, изначально мыслилось как художественный проект с не совсем обычными задачами. Одна из них заключается в том, чтобы достичь предельной наглядности. Поэтому примитивистские иллюстрации, выполненные Натальей Поваляевой, функционируют на равных с текстом.

Проза Лукас, вероятно, могла бы хорошо читаться в переводе. За рубежом ее прежде всего оценила бы образованная публика, знакомая с творчеством Даниила Хармса. Для нерусских, правда, придется писать специфические комментарии о настоящей Москве и реальном Питере.