Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
5 апреля 2010, 17:32 • Культура

«Михалков строит вертикаль власти»

Виктор Матизен: Михалков строит вертикаль власти

«Михалков строит вертикаль власти»
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Екатерина Маврикова

В конце апреля в Белых Столбах пройдет внеочередной съезд Союза кинематографистов, где будет обсуждаться новый устав. Оппозиция Никиты Михалкова планирует продолжать отстаивать свои права. Исключенный из Союза за раскольническую деятельность глава Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен рассказал газете ВЗГЛЯД, что ситуация в Союзе – не что иное, как борьба авторитарного режима и демократии.

− На съезде Союза кинематографистов, который пройдет 28 апреля, будет обсуждаться новый устав. Вы планируете продолжать борьбу?
− Мы намерены продолжать отстаивать свои права. Тот вариант устава, который был предложен, не устраивает правление Гильдии киноведов и кинокритиков по следующим причинам. Первое – в нем не предусмотрено право членов Союза объединяться по профессиям. А ведь это главное, что объединяет людей внутри Союза. Так было всегда, и мы хотим, чтобы этот порядок получил законодательное оформление.

В первый же день своего прихода к руководству в 1997 году Михалков заявил, что слышит в Союзе «стук бесовских копыт

− Чем такое объединение мешает руководству Союза?
− Тем, что профессиональные объединения сами выбирают себе руководителей, и тем, что эти руководители не зависимы от председателя Союза. Он не может их ни снять, ни назначить. Никите Михалкову это не нужно. Его раздражает, когда в правлении есть люди, от него не зависящие. Это свойство его характера. Он хочет установить властную вертикаль, какая существует в Фонде культуры, на ММКФ и в его студии ТРИТЭ. Скомандовал, все взяли под козырек и пошли строем туда, куда он укажет. Кроме того, мы настаиваем на профессиональном представительстве в правлении Союза. Чтобы правление формировалось не абы как, не по принципу медийности лиц, а так, чтобы было кому выражать наши интересы. В СК России 300 киноведов и кинокритиков, и в правлении СК должна быть пропорциональная доля людей нашей профессии. Все предельно просто.

Во-вторых, мы не хотим, чтобы исполнительная дирекция Союза кинематографистов, которую создал Михалков, была подотчетна только председателю Союза. Мы хотим, чтобы она была подотчетна правлению.

И, наконец, в-третьих, мы не хотим, чтобы председатель Союза мог избираться неограниченное число раз. Вот три базовых пункта, по которым мы не согласны с этим уставом. Если это борьба, то борьба демократии с авторитаризмом в рамках отдельной организации. Михалков старается насадить авторитарные порядки, а мы считаем, что Союз должен быть демократическим.

− Какие рычаги воздействия могут быть в сложившейся ситуации?
− Сугубо демократические. Михалковским режимом недовольны очень многие члены Союза. Как выразился один очень известный режиссер, невозможно быть порядочным человеком и быть в этом противостоянии на стороне Михалкова. Потому что он действует совершенно недостойными методами. Мы рассчитываем на то, что это недовольство проявится и при выборах делегатов на съезде и на самом съезде. Мы надеемся, что московское собрание, в отличие от гостинодворского сборища, будет вменяемым, не пойдет на поводу у Михалкова, его кукол и его кукловодов, а выберет на съезд делегатов, имеющих чувство собственного достоинства и понимающих, что такое профессиональные интересы и демократическое управление.

− Возможно ли создание альтернативного союза?
− Если съезд кинематографистов откажется признать права профессиональных объединений и узаконит административно-командную систему, вполне возможно создание новой организации вроде Союза Гильдий. Эта идея не нова, и, насколько мне известно, ее поддерживают виднейшие кинематографисты России старшего, среднего и молодого поколения – Эльдар Рязанов, оба Германа, Вадим Абдрашитов, Гарри Бардин, Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Виталий Манский*, Николай и Владимир Достали и другие.

− В этом году в съезде будут участвовать около 150 человек, что меньше, чем в прошлом. Это правомерно?
− Да. Норму представительства устанавливает правление. Я не против: чем выше норма, тем меньше расходов и больше толка. Я лишь категорически против общих собраний «всех» кинематографистов, потому что в СК множество депрофессионализованных людей, сбивающихся в толпу, которой нужен вождь.

#{movie}− В этот раз съезд устраивают в Белых Столбах – в Госфильмофонде. Зачем уезжать так далеко от Москвы? Чтобы делегаты не смогли сбежать, нарушив ход процесса?
− Отчасти поэтому, но главным образом потому, что у Михалкова неприятные воспоминания о поражениях в Доме кино, и потому, что гласность любит только тогда, когда она подконтрольна лично ему. Он боится съезда и предпочел бы устроить еще один митинг в Кремле или Гостином Дворе, да жаль денег. И коль уж приходится собираться узким кругом, то подальше, без свидетелей и с предельным ограничением повестки дня. А не то выйдет какой-нибудь независимый и к тому же авторитетный кинематографист, да скажет ему в лицо при всех, что думает о его политике...

− Кто, по вашему мнению, должен стоять у руля Союза?
− Честно говоря, мне в известном смысле все равно. Меня называют противником Михалкова. Да никакой я не противник Михалкова. Я просто хочу, чтобы в Союзе были главными устав и правление, а не председатель. Председатель должен выполнять волю избранного правления, и только. Если бы Михалков был на это способен, я бы голосовал за него, потому что у него масса достоинств. Но ни его устои, ни его характер не подходят для руководства общественной организацией.

− Как ситуация раскола влияет на российский кинематограф?
− Самым неблагоприятным образом. Поскольку рулит и проводит решения только одна группа. Это совершенно нетерпимо. Тем более что единственная причина, по которой Никите Сергеевичу удается все это делать, – личная близость к Путину. И поскольку в Гостином Дворе меня исключили из Союза за якобы раскольническую деятельность, хочу подчеркнуть, что к расколу ведет Союз Никита Сергеевич Михалков. Который в первый же день своего прихода к руководству в 1997 году заявил, что слышит в Союзе «стук бесовских копыт». Потом учредил киноакадемию «Золотой Орел» в противовес существовавшей академии «Ника». А затем повел дело к прямому изгнанию не согласных с методами его руководства. А я хочу состоять в таком союзе, где существует терпимость к другим убеждениям.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом