Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

14 комментариев
22 марта 2010, 19:17 • Культура

Лебединая песня

Лебединая песня Валентины Толкуновой

Лебединая песня
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

Сегодня в Москве после долгой болезни умерла Валентина Толкунова. Когда уходят люди, столь много значащие для целой страны и нескольких поколений ее жителей, всегда говорят, что закончилась эпоха. Но смерть этой певицы для многих и многих означает и расставание с чем-то еще - куда менее абстрактным, но более важным, незаменимым и родным.

Те, кто родился в 1970-е, да и не только они, сегодня окончательно прощаются с детством. Ведь именно Валентина Толкунова спела песню «Кабы не было зимы», прозвучавшую в мультфильме «Зима в Простоквашино» и неповторимо запечатлевшую сугубо детский, ничем не омраченный вариант повседневного уюта. Песню, в которой говорится о ежедневном зимнем счастье и о новогоднем празднике, доступных во всей полноте только детям. Всего два с половиной куплета, ставших музыкальной жемчужиной всей нашей мультипликации – разноцветного детского мира.

Прощайте, голуби» – едва ли не самая проникновенная советская песня о прощании с детством

И пусть основным детским, «мультипликационным» певцом был и остается Олег Анофриев, но Толкуновой здесь выпала в каком-то смысле главная роль − роль поющей мамы. И это удивительно точно гармонирует с природой ее дарования.

Миллионы людей, для которых песни в исполнении Толкуновой стали частью жизни − частью до такой степени естественной, что порой даже незаметной, – слышат, прежде всего, не безупречное пение, не нюансы интонации и даже не прекрасные мелодии. Все это можно оценить, вслушавшись, став поклонником, знатоком, коллекционером. Но еще до всего этого на подкорку записывается сам голос Валентины Толкуновой, который звучит негромко, непринужденно, бесконечно светло и ласково. Так, как умеют очень немногие и как говорят со своими детьми самые хорошие матери. Просьбу из знаменитой песни – «мне снова детство подари» − чудесным образом выполняла сама певица, обращаясь к своему слушателю.

Неслучайно и в тех песнях Толкуновой, которые не обращены к детской аудитории, так много вариаций на детские темы. Вспоминаются не только «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики» или «Идет ребенок по земле», но и обретшая благодаря Толкуновой одну из лучших своих версий «Прощайте, голуби» − едва ли не самая проникновенная советская песня о прощании с детством.

Многие говорят о фольклорных корнях ее манеры. Но эти корни переплелись с совершенно другими, и именно такое переплетение дало пусть неброский, но мгновенно узнаваемый и по-настоящему оригинальный образ. Валентина Толкунова взяла все лучшее из своего музыкального опыта, сумев объединить разные стихии в одну. Начав с занятий в детском хоре под руководством Исаака Дунаевского, она уже в ранней молодости стала профессиональной джазовой певицей, оказавшись в вокальной группе оркестра «ВИО-66». Но своей общеизвестной, классической ипостасью она обязана, конечно, исключительно советскому эстрадно-симфоническому репертуару. В освоении которого, в свою очередь, ей помогли джазовые навыки, точнее, умение взаимодействовать с оркестром.

В начале 1970-х Владимир Шаинский отдал ей свою песню «Ах, Наташа», которую молодая исполнительница спела на творческом вечере корифея советской поэзии Льва Ошанина, что и стало первым шагом к славе. Это был сакраментальный счастливый миг, изменивший судьбу – тот самый, который обычно бывает в жизни больших артистов.

Пение Толкуновой покоряет полным отсутствием какого-либо пафоса, редким для того времени, на которое пришлись становление и расцвет ее дара. Она, как и другие большие певцы уходящей эпохи, будь то Муслим Магомаев или Людмила Зыкина, была чужда камерности, пела об общезначимом и глобальном – «Если б не было войны», «Я на подвиг тебя провожала». Но удерживалась, тем не менее, в диапазоне задушевной беседы один на один. Благодаря этому сокровенному дару пения-разговора она однажды смогла заговорить со всей страной. И, конечно, именно этот дар сделал Толкунову непревзойденной исполнительницей песен о любви. К стране, к детям, к каждому из нас.

..............