Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

29 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

3 комментария
25 ноября 2010, 18:45 • Культура

«Хочу понять: пойдет или не пойдет»

Сергей Лукьяненко: Хочу понять: пойдет или не пойдет

«Хочу понять: пойдет или не пойдет»
@ РИА "Новости"

Tекст: Алексей Барановский

«Есть люди, которые принципиально не платят. С такими все ясно: если человек любит воровать, его не переубедить. Но есть и достаточно большая группа людей, которые утверждают, будто готовы платить, но только авторам напрямую», – рассказал газете ВЗГЛЯД Сергей Лукьяненко, начавший в своем блоге эксперимент по выявлению «честных» читателей, которые будут платить писателям при условии устранения посредников.

Известный российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко в четверг начал в своем блоге эксперимент, призванный выявить число читателей, готовых платить авторам за книги, размещенные в Интернете.

Либо окажется, что схема жизнеспособна, либо люди лукавят, и тогда наше книгоиздание ждут гораздо более трудные времена, чем сейчас

«Вечный довод сторонников электронных публикаций и борцов «с копирайтом» (на самом деле с существующим авторским правом): «Мы не хотим платить посредникам, мы готовы заплатить лично автору за понравившуюся книгу, это современно и удобно». Хорошо! Допустим, я поверил. Если кто-то не заметил, то, протестуя против распространения файлов в пиратских библиотеках, саму идею электронных книг я отстаиваю многие годы. Единственное – я не верю в систему «прочитал – заплатил». Если есть возможность – человек не заплатит. Час будет искать книгу, фильм, песню на торрентах и пиратских сайтах – но не заплатит. И я хочу провести эксперимент, который это докажет», – объясняет свою идею писатель, заранее предупреждая, что «хотел бы ошибиться».

Условия просты: каждый, кто готов заплатить напрямую автору, должен в течение трех суток перевести Лукьяненко один рубль, причем строго определенным образом (условия указаны в посте). Деньги отправятся на благотворительность, а фантаст поймет, сколько человек готовы не просто говорить, но деятельно бороться с пиратством, оплачивая контент без посредников.

Зачем был затеян эксперимент и к чему он может привести, Сергей Лукьяненко рассказал газете ВЗГЛЯД.

ВЗГЛЯД: Сергей Васильевич, с чего вы решили заняться социальными экспериментами? Ситуация вынудила?

Сергей Лукьяненко: Точно так же, как фильмы и музыка, книги сейчас в изрядном количестве существуют в Интернете в свободном доступе. При этом есть структуры, где книги можно купить, – это электронные магазины, которые выплачивают небольшой согласованный процент автору, – и есть пиратские сайты, где деньги собираются, но в пользу создателей сайта. Правда, есть еще так называемые пираты-альтруисты: с читателей они денег не берут, но и писателям гонорары не выплачивают.

Готовы ли вы добровольно платить за прочитанную в интернете книгу непосредственно на счет автору?






Результаты
9 комментариев

Разумеется, эта ситуация писателей напрягает, поскольку процент электронных книг все более и более увеличивается. Сейчас электронные книги – это вещь широкодоступная, плюс получают распространение айфоны, айпады, кто-то читает книги с телефонов, кто-то – с компьютеров. То есть рынок электронных книг растет, а бумажных – падает. Даже несмотря на момент своеобразной ностальгии и привязанности читателей к бумажным книгам, все равно можно четко спрогнозировать, что в какой-то момент рынок электронный побьет «классического» конкурента по количеству читателей.

В этом, собственно говоря, нет ничего плохого, потому что это действительно достаточно удобно – особенно для людей, живущих в глубинке или для тех, у кого нет физической возможности уставить квартиру книжными полками. Но возникает основной вопрос – каким образом осуществляется оплата авторского труда? Так вот есть люди, которые принципиально не платят и считают, что платить за книги не надо. По их мнению, писатель должен зарабатывать на жизнь чем-то иным, а романы писать исключительно для удовольствия публики в свободное время. С такими людьми все ясно. Как говорится, если человек любит воровать, его не переубедить. Но есть и достаточно большая группа людей, которые утверждают, будто готовы платить, но только авторам напрямую, их не устраивают никакие посредники. Если можно было бы расплатиться с писателем, они якобы всегда легко и свободно сделали бы это.

ВЗГЛЯД: Но почему такой вопрос вообще встает? Пиратство карается законом...

С. Л.: А с законами у нас все сложно. С одной стороны, авторское право действует, книги вообще нельзя выкладывать в Интернет. Но с другой стороны, есть понимание того, что электронные книги популярны и нужны гражданам. Существует позиция буквально на уровне руководства страны, что надо популяризировать электронные библиотеки, разумеется, не ущемляя при этом авторских прав.

Но в любом случае, невозможно уничтожить пиратство полностью. Пират, который разместил свой сервер где-нибудь в Эквадоре или Парагвае, в общем-то, малодосягаем для российских правообладателей. То есть бороться с этим очень сложно. Если даже Голливуд с его огромными финансовыми и прочими возможностями не способен помешать распространению своих фильмов, то что говорить о писателях и издателях – у них просто несравнимые мощности. И хотя борьба ведется, пока это не будет делаться в общемировом масштабе, проблема неистребима. Поэтому я и решил провести такой эксперимент.

Сейчас постоянно идут споры, одни говорят: «Давайте сделаем так, и всем будет хорошо». Другие говорят: «Это невозможно, человеческая натура на это не пойдет». Вот я и хочу на своем примере понять: пойдет или не пойдет.

ВЗГЛЯД: Полагаете, результаты такого исследования можно будет считать объективными?

С. Л.: Я сразу подчеркну, что суть эксперимента достаточно проста: выявить количество людей, которые готовы затратить определенные усилия, чтобы оплатить книжку. Здесь вопрос даже не в сумме – сумма заявлена в один рубль – и не в предназначении этой суммы – она будет перечислена в любой благотворительный фонд. Важна именно готовность человека совершить какие-то минимальные телодвижения и произвести транзакцию. Я предполагаю, что реальный процент таких людей не более 3–5%. Но в итоге это покажут результаты эксперимента: у меня в блоге 12 тыс. читателей, реально его читают, наверное, тысяч 25–30. Посмотрим по цифрам.

ВЗГЛЯД: В условиях акции вы довольно серьезно ужесточили задачу потенциальным плательщикам. С какой целью?

С. Л.: Потому что, я думаю, пользователи Интернета порой не платят не из жадности, а потому, что электронная коммерция у нас развита плохо. Я сознательно поставил всего одну платежную систему – можно было бы поставить их больше, чтобы упростить задачу читателям, но цель как раз в том и была – понять, готовы ли люди преодолевать какие-то минимальные, но все-таки трудности. Потому что сделать процесс совсем простым – как покупку батона в магазине – все-таки невозможно.

ВЗГЛЯД: И сколько денег вам уже перечислили?

С. Л.: На данный момент – за три часа с начала эксперимента – заплатили где-то 320–330 человек. То есть ситуация примерно такая, как я и прогнозировал изначально. 25 тыс. человек – это минимальная аудитория, которая прочтет об эксперименте. Реально узнают даже больше, потому что мой пост разошелся по различным поисковым системам, люди активно начали приходить по ссылкам... 5% от этого числа – это примерно 1250 человек.

Если за трое суток наберется сумма, превышающая это количество, если хотя бы 2–3 тыс. человек продемонстрируют готовность совершать какие-то действия для поддержки электронного книгоиздания, это будет поводом делать какой-то еще более интересный эксперимент: например, выложить реальный текст и попробовать им торговать. Разумеется, при этом создав уже более удобную схему оплаты.

Кстати, это будет примерным повторением эксперимента, который десять лет назад устроил Стивен Кинг, когда начинал публиковать свой роман и просил читателей за каждый фрагмент заплатить по одному доллару – сумма для Америки ничтожная. В ходе этого эксперимента он обнаружил, что платят лишь несколько процентов читателей, очень обиделся, огорчился и эксперимент прервал.

ВЗГЛЯД: Ну все-таки сравнение получается не слишком корректным...

С. Л.: А я хочу посмотреть, что изменилось за эти десять лет. Все-таки в России сейчас электронные средства платежей развиты – ну хотя бы не хуже, чем в США десять лет назад. Если в ходе второго эксперимента какое-то количество людей продемонстрируют готовность к такому подходу, можно будет выложить уже эксклюзивную публикацию и посмотреть, как на это отреагирует Сеть, что с этим произойдет. Либо окажется, что схема жизнеспособна и люди, которые говорят, что готовы передавать деньги автору, правы. Либо они лукавят, прикрывая свой «пропиратский» настрой, и тогда наше книгоиздание ждут гораздо более трудные времена, чем сейчас.

ВЗГЛЯД: Какое ваше произведение может выступить в качестве «эксклюзивной приманки»?

С. Л.: Я только что сдал в издательство роман «Непоседа» – это продолжение книги «Недотепа», которая вышла год назад. Это такое юмористическое фэнтези семейного плана. На мой взгляд, очень смешная и интересная книга. «Непоседа» выйдет в середине декабря – кстати, параллельно в электронном и бумажном виде. Но выкладывать надо не ее, а что-то новое. Продавать можно будет какой-то эксклюзивный роман или повесть к уже существующему роману – «Непоседе» или «Дозорам».

Сейчас я в процессе выбора. У меня есть несколько сюжетов, и я размышляю, какой из них буду осуществлять.

СПРАВКА:

Появление на рынке большого количества интернет-планшетов, ридеров и других устройств, которые сделали доступным чтение электронных книг, повлекло рост книжного пиратства, сообщается в результатах октябрьского исследования компании Attributor. Согласно данным аналитиков, количество поисковых запросов, связанных с поиском пиратских электронных книг, выросло на 50% только за последний год, спрос на электронные книги на файлообменниках вырос на 20% с момента выхода iPad от Apple. При этом львиную долю прибыли получают «книжные пираты», хотя продажи растут и у тех, кто продает электронные книги законным путем. Всего за три месяца в течение 2010 года Amazon продал больше электронных книг, чем бумажных (в нетвердой обложке). На каждые 100 продаж обычных книг приходилось 143 электронные книги для Kindle. В целом в технологически продвинутых США, по данным Forrester, на электронные книги приходится уже 7% рынка. И по прогнозам, доля электронных книг вырастет минимум в три раза в ближайшие пять лет.

..............