Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
11 комментариев«В ж… кризис! Работать надо!»
Федор Бондарчук: В ж… кризис! Работать надо!
На днях прошла шестая церемония вручения премии «Белый квадрат» – самой престижной в России награды за операторскую работу в кино. В качестве почетного гостя на церемонии присутствовал режиссер Федор Бондарчук, который известен особым почтением к работе операторов. Федор Сергеевич дал газете ВЗГЛЯД эксклюзивное интервью – рассказал о работе над продолжением «Острова» и выразил свое отношение к критике первого фильма.
– Сегодня на церемонию вручения премии было рекомендовано появиться в черно-белом, дресс-код такой. Вы его проигнорировали...
– Да, я в сером костюме. И вообще, это неорганично, операторы не носят костюмов. Операторы – это художники. Даже Спилберг надевает бабочку только на фестиваль в Венеции, в Берлине, на «Оскар» – все! «Ливайс», кроссовки и какая-то бейсболка. Я вот тоже думаю перейти на подобную форму одежды.
Никто не знает, что на планете Саракш преломление света именно такое, что розовый танк скрывается на местности и почти незаметен – это лучший цвет для маскировки
– Хороший оператор для фильма – это все... Снимая бой, он должен чувствовать себя главнокомандующим?
– Конечно, и хорошие операторы, как правило, большие выдумщики. Например, на съемках картины «Король Артур» – тогда только появилась легкая камера RED ONE (она весит восемь килограммов) – оператор одел своих студентов в латы, дал им мечи и пустил снимать сражение. Операторы работают над сценарием, сотрудничают с художником-постановщиком, в курсе всех спецэффектов.
– Те, кто уже видел вторую часть «Обитаемого острова», говорят, что она получилась удачнее первой, во многом за счет и спецэффектов как раз. Вы что скажете?
– Мне первая больше нравится. Там больше философии Стругацких, что для меня было интереснее. А для зрителя вторая часть, конечно, проще по восприятию, она более зрелищная. Там и танковая атака во время ядерной бомбардировки, и гонки на автомобилях, и белые субмарины, и полеты на цеппелинах, и город мутантов, и драка со Странником, где герои летают на лонжах.
К тому же вторая часть идет час сорок пять. Для зрителя молодого это более удобный формат. А мне лично ближе философские изречения, которые вложены в уста Гармаша, Серебрякова. Я ценю первую часть за то, что это – произведение Стругацких, положенное на кинопленку.
– Перед постановкой картины Вы советовались с Борисом Стругацким или его мнение о фильме было уже постфактум?
– Я узнал мнение Стругацкого через Марину и Сергея Дяченко, которые были авторами сценария фильма. Борис Натанович просто сказал мне про них с самого начала: «Эти плохо не напишут». Для меня этих слов было достаточно. Ну и потом я, конечно, знал их произведения. Они писатели-фантасты – достаточно известные и у нас, и на Западе в переводе.
Марина и Сергей сами большие поклонники Стругацкого – если не назвать их учениками, то последователями можно точно. Они и сейчас с Борисом Натановичем общаются в Интернете. Борис Стругацкий – один из первых пользователей Интернета в нашей стране. Кстати, а его оценка «Обитаемого острова» для меня – самая большая похвала.
– И поэтому Вы совершенно спокойно относитесь к критике, которая ведь тоже существует в адрес вашего «Обитаемого острова»?
– Ну, да. Но если положить на чашу весов, то критика не перевешивает одобрительные отзывы. Это знак успеха.
Кстати, по поводу фильма нет нейтрального, равнодушного мнения. Или крепко ругают, с пеной у рта, или крепко хвалят. Как Дмитрий Быков*, например, который назвал картину, «пожалуй, лучшим фильмом XXI века». Слишком сильно сказано, да? Но тут же: «Это бездарность, розовый танк и так далее». Кстати, никто не знает, что на планете Саракш преломление света именно такое, что розовый танк скрывается на местности и почти незаметен – это лучший цвет для маскировки! Это же можно такую телегу вам сейчас про этот розовый танк рассказать!
– Хитро, да... Вы сами в Интернете отзывы о картине читаете?
– Да нет, мне делают выкладки о фильме мои коллеги, которые занимаются интернет-обзорами. Я запрещаю своей жене сидеть в Интернете, в журналах этих. Но я не могу пройти, конечно, мимо мнения Гладильщикова, мимо рецензий Плахова, Шепотинника – корифеев нашей кинокритики. А остальная необразованная шелупонь... ну есть и есть, меня не может это касаться. Кстати, агрессивных высказываний тоже довольно много. Это успех!
– А что дальше? Есть какие-то столь же грандиозные планы, как «Остров»?
– Я заявил один проект, не он пока не подписан.
– «Евгений Онегин»?
– Я там в роли продюсера. Евгения Онегина сыграет Петя Федоров. А фильм снимает мой второй режиссер, Тема Аксененко. Картину мы делаем с компанией «Фокс». А так же мы делаем еще страшилку с Петей Федоровым (Гааем из «Обитаемого острова») в главной роли. «Онегина» покажут еще нескоро. Весной, дай бог, приступим к съемкам.
– Кризис Вам не страшен?
– В жопу кризис! Достал уже этот кризис. Работать надо! Ну, если обвалится все – будем снимать на видео, будем придумывать интернет-проекты. Я разговаривал позавчера в своей программе «Кино в деталях» с Дарреном Арановским. «Пи» – великая его картина! У нас только-только вошла в моду каббала, мы узнали, что такое нумерология... Кстати, он снял фильм за 20 тысяч долларов.
– Ну, теперь будущее кино – это, похоже, съемки мобильными телефонами…
– Это будущее параллельного направления – «Кино не для всех». Мейнстримовское кино, все же, предполагает бриллиантовое качество. Большое кино, думаю, правда, немножечко тормознет в своем развитии.
Оно будет связано в ближайшее время, главным образом, с историей нашей страны, с датами, которые необходимо запечатлеть в кинематографе, иначе и вправду в сознании молодого поколения Вторую мировую войну выиграют американцы. Такое кино будет существовать на госзаказы. А грандиозных блокбастеров, таких как «Обитаемый остров», в ближайшем будущем, наверное, уже да, не будет.
– Думаете, Ваш фильм последний?
– Ну, скажем, он закрыл какой-то период российского кинематографа. «Девятая рота» открыла цифры кинобюджета – 20 и 25 миллионов долларов, а «Обитаемый остров» закрыл цифры больших бюджетов. Повезло. В какой-то степени – я счастливчик.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом