Никита Анисимов Никита Анисимов Для Кубы начался обратный отсчет

Наследники кубинской революции за годы санкций научились жить в условиях перебоев с электричеством, нехватки бензина, даже дефицита продуктов и лекарств, но вот бороться со своим географическим положением они не в силах.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.

10 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.

0 комментариев
13 марта 2009, 17:15 • Культура

«Рынок искусства в США контролируют геи»

Что американки думают про секс

Tекст: Михаил Чернов

Актуальное американское искусство представлено работами четырех художниц: Индии Эванс, Кристи Синглтон, Лизы Уэйд и Кэрол Фейерман. «46, XX» – так называемый «шифр природы» – набор женских хромосом на языке генетики. Выставка никакого отношения к феминизму не имеет. Она должна продемонстрировать творческий вклад женщин-художниц в американское искусство. Дело в том, что, несмотря на кажущуюся демократичность в отношении к женщинам в США, в Штатах по-прежнему ведущие позиции в современном искусстве занимают мужчины.

По словам одной из участниц выставки, «быть женщиной-художником в Америке сложно до сих пор. Мир искусства достаточно замкнут. Его по-прежнему контролируют мужчины. В основном это мужчины-геи. Это создает дополнительные сложности».

Все бюсты носят безошибочные следы вмешательства пластической хирургии

Каждая из художниц по-своему преодолевала эти сложности: так, Индия Эванс, например, шла напролом: она создает богатые изящными деталями и намеренно, можно сказать, провокационно «женские» коллажи. Каждый из коллажей – некий воображаемый мир, в котором старинные или случайные предметы переплетены с изысканными и тем не менее ярко-телесными, чувственными образами. Ее работа «Родиться вновь» (2008) представляет собой большой триптих. В каждой части триптиха изображение обнаженной женщины, вырезанное из старой почтовой открытки, представлено как бы в дверном проеме, окутанном белым кружевом.

В эти «дверные проемы» вписаны элементы текста-названия, а вокруг них вьются бабочки и «роятся» блестки и бусинки. Бабочки являются доминирующим мотивом творчества Эванс и символизируют отсылки к разным физическим, духовным и эмоциональным периодам жизни женщины. В композиции «Игра в прятки» (2006) она использует настоящую бабочку, крылья которой прикреплены к распахнутым и как бы «приглашающим» бедрам женщины.

Главная отличительная черта коллажей Эванс – это богатство и разнообразие используемых материалов: павлиньи перья в «Теперь я люблю тебя больше всего» (2006), японский веер в «Начале» (2005), кожаная перчатка с перламутровыми пуговицами в «На рассвете» (2004), старинное кружево и золотая сетка в «На волнах сна» (2007) и прекрасный черный бархат в коллаже «Отдаленные области души» (2007). Слова-названия, крепящиеся с помощью иголки с ниткой и клея, придают картинам поэтический и таинственный оттенок.

На выставке будет представлено 25 скульптурных произведений нью-йоркского мастера Кэрол Фейерман, выполненных из крашеной каучуковой резины и бронзы. В 70-х и 80-х годах Фейерман завоевала себе репутацию одного из самых известных в Америке художников-гиперреалистов. Фейерман вначале изготавливает свои скульптуры в гипсе, а потом отливает их в резине и раскрашивает маслом; в результате получается детально отформованная человеческая плоть, на которой заметны даже жилки, пигментные пятна и веснушки. Вся одежда и аксессуары тоже отливаются и раскрашиваются с огромным вниманием к отдельным деталям. Некоторые скульптуры представляют собой человеческие торсы, другие – головы или отдельные части человеческого тела.

Скульптуры Фейерман воплощают греческий идеал «в здоровом теле здоровый дух». «Серфер» (1981) и «Водная лыжница» (1985) изображают уверенных в себе спортсменок непосредственно в процессе своих спортивных занятий, а персонаж «Солнечного ожога» (1984) осторожно «отлепляет» бикини от своих роскошных форм. «Аманда» (1981) – отдыхающая балерина с балетками, перекинутыми через плечо, a скульптура «Пожалуйста, пять минут» (1981) воплощает весь мир танцовщицы в ее согнутой ноге, сжатой руке и пуанте.

Среди последних работ Фейерман «Grande Catalina» («Большая Каталина») (2007), «Франческа» и «Моран» (1008), персонажи которых – загорелые и подтянутые пловчихи. Их лица, обрамленные купальными шапочками и очками для плавания, спокойны и задумчивы, как будто тренировка привела их в абсолютно расслабленное состояние. «Рука на полотенце» (1996) и «Всплеск» (2008) являются двумя различными вариациями на ту же водную тему. Женщина обнажена, а ее волосы обмотаны голубым полотенцем. Во всех этих работах на спокойных лицах пловчих и на их гладких телах видны прозрачные капли воды, которые стали фирменным приемом Фейерман.

Скульптуры бруклинской художницы Кристи Синглтон – пять бюстов («Аллимай», «Фиона», «Оливия», «Сиси» и «Зельда» (2006–2007) – сделаны из сияющего силикона, материала, который стал для женщин в последние десятилетия чем-то вроде живой воды или эликсира молодости. Однако все черты бюстов, если можно так сказать, носят безошибочные следы вмешательства пластической хирургии. У одних четко вылепленные ноздри или скулы, у других – растянутые рты и раздутые коллагеном губы. Синглтон изучает сотни фотографий в журнале New York Social Diary, выбирая те образы, которые привлекают ее внимание и задевают ее воображение. Используя метод, являющийся своеобразным отражением системы Микеланджело (порядок, возникающий из хаоса), она работает с большими количествами глины, пока не находит лицо в этой массе материала. Затем черты лица оттачиваются, и персонаж отливается в силиконе. Каждому персонажу дается имя из популярного любовного романа или из имен американского Юга – намек на родной город художницы, Атланту.

Лиза Уэйд – американская художница, которая живет и работает в Италии. Ее картины и инсталляции наполнены социально-политическим звучанием. Ее серии «Национальное строительство» и «Империя» являются плодом размышлений художницы над событиями наших дней и их историческими закономерностями. Краеугольным камнем для работ Уэйд является американский флаг – не как эмблема поп-арта, а как попытка выразить современную политическую догму.

«Америка/Афганистан II» (2008) представляет собой составной образ американского флага, наложенного на афганский флаг, едва проглядывающий сквозь него. Тема этой работы – западное вмешательство в эту расколотую войной страну, а сама работа является частью серии «Национальное строительство», создающей флаги государств, которые никогда не будут существовать. Одна из самых символичных работ на настоящей выставке – «Россия/Америка» (2007). В этом произведении художница стремилась создать портрет куратора Оксаны Саламатиной, которая родилась в России, но сейчас живет и работает и в Америке, и в России. В этой работе Уэйд смешивает два мгновенно узнаваемых символа: она меняет звезды на американском флаге на серп и молот бывшего советского флага.