Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияНочь с «Оскаром»
Оскар-2009: Разгром Баттона, триумф Джокера
Заочный поединок между «Миллионером из трущоб» и «Загадочной историей Бенджамина Баттона» закончился даже не победой по очкам, а чистым нокаутом. «Оскары» за лучшие роли второго плана и за лучшую женскую роль не удивили никого, а вот фамилия лучшего актера года оказалась неожиданной. А равно – триумф Японии сразу в нескольких номинациях. Российский мульт Константина Бронзита и фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» «Оскар» вниманием обделил.
08.13 На этом желаю всем доброго утра, благодарю правительство за лишний выходной и поздравляю всех с Днем защитника отечества. Дембель неизбежен, как крах империализма. Поклон тем, кто был здесь. Читайте ВЗГЛЯД, смотрите кино.
08.10 Ну-с, как поговаривают доминошники, считаем карабашки. «Миллионер из трущоб» – абсолютный триумфатор (8 из 10 возможных), «Бенджамин Баттон» разбит аки Деникин даже во второстепенных номинациях (всего 3 болванчика из 13). Да, академики поперек ветра плевать не стали – «Миллионер» уже получал «Золотой глобус» и британскую академическую «БАФТА». При этом многие мои российские коллеги почему-то верили в «Баттона» (иногда мотивировали конъюнктурой, иногда художественными достоинствами, коих в этом фильме, на мой взгляд, очень мало). В актерских номинациях без сюрпризов – Пенелопа Крус за «Вики Кристина Барселона», покойный Хит Леджер за «Темного рыцаря», Кейт Уинслет за «Чтеца» (ее победу пророчили буквально хором). Немного удивил выбор в пользу Шона Пенна. Он, повторюсь, сыграл хорошо, но явно не лучше Лангеллы и, как ни странно, Рурка. Политкорректность, да. Из мультфильмов лучшими стали «ВАЛЛ-И» и японский «Дом из маленьких кубиков» (увы, за счет нашего Константина Бронзита). По части самой церемонии – лучшая из тех, что мне доводилось видеть. Росомаха-Хью – кросавчег, извините за мой олбанский.
Кадр из фильма «Миллионер из трущоб» |
07.53 Лучший фильм. Чуть-чуть осталось, потерпите, а?
07.49После этого Пенн заявил, что всем, кто выступает против гей-браков, должно быть стыдно. В зале сидит Микки Рурк с лицом невыспавшегося лесничего, слушает Пенна и аплодирует. Адова жесть, адова!
Шон Пенн в роли Харви Милка |
07.41 К слову, роль Питта представляет не к ночи помянутый Хопкинс.
07.39 Меж тем давно замечено, что особенно охотно академики премируют красавиц за роли уродок. И печеное личико 70-летнего Питта-Баттона имеет все шансы продолжить эту тенденцию.
07.37 Лучший актер: Брэд Питт («Загадочная история Бенджамина Баттона»), Шон Пенн («Харви Милк»), Микки Рурк («Борец»), Ричард Дженкинс («Посетитель»), Фрэнк Лангелла («Фрост против Никсона»). Лангелла. Очень надеюсь. Его Никсон этого достоин. Рискну предположить, что с момента релиза «Фроста против Никсона» Никсон – это именно Френк Лангелла, как Калигула – Макдауэл или Шерлок Холмс – Ливанов. Это несмотря на весьма условное сходство с прототипом и то, что 15 лет назад Оливер Стоун рекрутировал на данную роль самого Энтони Хопкинса (Пакула во «Всей президентской рати» вообще предпочел отделаться хроникой, то есть Никсона сам Никсон и сыграл). В 2007 году Лангелла уже получал за своего «хитрого Дика» театральную «Тони», и в фильм его взяли не глядя. Собственно, «Фрост против Никсона» – это экранизация той самой бродвейской пьесы.
Кейт Уинслет в фильме «Чтец» |
07.28 Титаническая Уинслет. Как и предсказывали знающие люди. «Оскар» взят с шестой попытки.
07.27 Лучшая актриса: Мэрил Стрип («Сомнение»), Кейт Уинслет («Чтец»), Анджелина Джоли («Подмена»), Энн Хэтуэй («Рэйчел выходит замуж»), Мелиса Лео («Замерзшая река»). Болею за Стрип, только за Стрип. В крайнем случае – за Уинслет. Ибо за нее болеет Стрип. Почему я болею за Стрип? Потому что я всегда болею за Стрип. И за Шумахера. Кто-то за «Спартак», а я за Стрип и за Шумахера. 15-я номинация, только две статуэтки. Будьте людьми, а?
Режиссер «Миллионера» Денни Бойл |
07.20 Лучшая режиссура: Дэвид Финчер («Загадочная история Бенджамина Баттона»), Дэнни Бойл («Миллионер из трущоб»), Рон Ховард («Фрост против Никсона»), Стивен Долдри («Чтец»), Гас Ван Сент («Харви Милк»).
07.19 Вспомнили тех, кто ушел. В частности, Леджера, Энтони Мингеллу, Сидни Поллака, Пола Ньюмана. Мингелла был сценаристом «Английского пациента», Поллак – великим (без преувеличений) продюсером и режиссером («Фирму» и «Тутси» снял именно он). Ньюмана, думаю, знают все.
07.14 «Отбытие». Японцам сегодня везет. Очень возможно, что фильм более чем достойный. Но за «Класс» все равно обидно. По итогам прошлого года газета ВЗГЛЯД (в моем лице) включила его в десятку лучших лент года. Ибо в последнее время найти фильм о социальных проблемах без морали столь же сложно, как и фильм о Париже без Эйфелевой башни. В картине «Класс», запечатлевшей один учебный год в проблемной парижской школе, нет ни того, ни другого.
07.10 Лучший иностранный фильм: «Класс» (Франция), «Комплекс Баадер-Майнхоф» (Германия), «Вальс с Баширом» (Израиль), «Отбытие» (Япония), «Реванш» (Австрия). Единственный фильм, что шел в российском прокате, – «Класс», триумфатор Канн.
07.08 Рахман уносит еще одного «Оскара» – за лучшую песню («Jai Ho»). В общем, логично. Фильм об Индии, в конце все поют, поют… О том, что солнце взошло над страной Инда и Ганга, что люди вышли на поля. О маленькой девушке в белоснежном сари, что несет свой последний горшочек каши великому Махатме – Ганди. О любви, о злом радже, об украденном брате и о родимом пятне в форме Украины. Впрочем, это лишь частная версия.
Кадр из фильма «Миллионер из трущоб» |
06.56 Лучшая музыка к фильму: Александр Дисплэт «Загадочная история Бенджамина Баттона», Джеймс Ньютон Ховард «Вызов», Дэнни Эльфман «Харви Милк», А. Р. Рахман «Миллионер из трущоб», Томас Ньюман «ВАЛЛ-И». Подозреваю, что победит «Миллионер», но пожелаем удачи Ньюману и отсинкопированному им роботу-мусорщику (кстати, мне одному кажется, что этот робот очень похож на Вуди Аллена?).
06.53 Почетная награда имени Джина Хершолта досталась Джерри Льюису (не путать с Джерри Ли Льюисом). Легендарный в Штатах комик практически неизвестен у нас, это их местный Великий Гудвин. Человек, очень долго и очень успешно занимавшийся благотворительностью.
06.47 Это, к слову, была последняя номинация, в которой Бекмамбетов мог что-либо получить за свой «Особо опасен». Фильм о том, как простой русский парень Костя Хабенский встретился с Анджелиной Джоли. И про то, что неудачником родился – неудачником умрешь, ибо альковных сцен у главного героя (а равно Хабенского) с участием Джоли не было. Вообще, все неудачники, кроме Бреда Питта и Билли Боба Торнтона. Тем временем «лучший монтаж» ушел к «Миллионеру». Уже четвертый болванчик.
06.43 При этом лучший звуковой монтаж у «Миллионера». Получается, в «Темном рыцаре» громче жахнули, но в «Миллионере» лучше нарезали то, что жахнули.
06.40 «Темный рыцарь». То есть Бекмамбетов пролетает. Хотя звук у него был, помним. Фильм, основанный на том, что стрелять можно «так», «вот так» и «еще вот так» априори имеет звук.
06.39 Лучший звук: «Темный рыцарь», «Железный человек», «Миллионер из трущоб», «ВАЛЛ-И», «Особо опасен».
06.37 За «лучшие спецэффекты» соревновались «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Темный рыцарь», «Железный человек». Победил «Баттон». Хотелось бы уточнить – а где в этой картине были спецэффекты? Не дает ответа…
06.28 Лучший документальный короткометражный фильм – «Улыбайся, Пинки». О пластической операции, что перенесла маленькая девочка из Индии. С учетом «Миллионера из трущоб», тема модная. И человечная.
Хит Леджер в «Темном рыцаре» |
06.19 Леджер! Кстати, если вам скажут, что это первый в истории посмертный «Оскар», не верьте. Посмертно получал сценарист «Унесенных ветром», посмертно получал гениальный актер Питер Финч за фильм «Телесеть». От имени Леджера статуэтку принимает его отец.
06.16 Не спорьте, господа: Дауни! Сыграть белого, который играет черного, – это веха. Правда, эту веху уже освоили все российские театры, что ставили «Отелло», но – не важно.
06.14 Лучший актер второго плана: Хит Леджер («Темный рыцарь»), Роберт Дауни-младший («Солдаты неудачи»), Джош Бролин («Харви Милк»), Филип Сеймур Хофман («Сомнение»), Майкл Шеннон («Дорога перемен»). Разрываюсь между Леджером и Дауни. Но, наверное, желаю все-таки Дауни. В свое время в «Чаплине» он себя заявил как главную надежду Голливуда, а потом – наркотики, тюрьма, мрак, грязь, страх, ничего человеческого. Теперь вот вернулся. Надо бы поддержать. Тем более что сыграл он в «Солдатах» отлично.
06.10 Росомаха выразил респект Базу Лурману («Строго по правилам», «Мулен Руж», «Ромео и Джульетта»). Знаменит Баз Лурман тем, что вывел формулу хорошего мюзикла для невзыскательных: больше гламура, больше цвета, больше ритма, больше размалеванных фиф плюс проверенный музыкальный материал. Кроме того, он вновь водрузил на мюзикл ярмо лошадиной сентиментальности. С чем и поздравляем.
06.02 Вообще, интересная вещь – наш Росомаха начинал с мюзиклов, в частности, с «Красавицы и чудовища» (потому я тему поднял, что он сейчас опять поет), а теперь играет разного рода сверхчеловеков. Гармонично, но если наоборот, то интереснее. Представил себе Брюса Уиллиса в роли Бориса Годунова, Сталлоне, танцующего черного лебедя, и Бэтмена-Бэйла с партией «Да, я мышь, я паяц, так что же?». Стало весело.
05.57 Лучший художественный короткометражный фильм года – «Страна игрушек». В России о нем никто ничего не знает (или я не знаю тех, кто знает), известен лишь сюжет – концлагерь, нацисты, Холокост. Чтобы помнили.
05.54 Кстати, выяснил, почему были проблемы на линии. Имел намерение разместить тут фотографию Пенелопы Крус, чтобы мужскую часть порадовать. Она все и обвалила. Ведьма, ведьма однозначно. По фильму видно.
05.52 Теперь все-таки вернемся к скорби нашей – Бронзиту. Обошла его гуашный мульт японская короткометражка «Дом из маленьких кубиков». Поздравим бывшего конкурента – нынешнего победителя, он свой продукт с душой делал. Наверное. Вообще, тема для японцев близкая. Ввиду регулярных землетрясений желтолицые сыны Микадо строят дома, правда что, из бумаги и маленьких кубиков – с заботой о людях. Давить на людей плохо.
05.46 Энтони Мантл – оператор «Миллионера» – действительно сработал отлично. Индию он изобразил в лучших традициях National Geographic: густые мазки цветастых сари, мутный желток солнца, сверкающие небоскребы Мумбаи, в которые внезапно, но гармонично переродились трущобы Бомбея. Это красивый фильм. Газета ВЗГЛЯД рекомендует. От души.
05.41 «Миллионер»! И это прекрасно!
05.40 Номинация «лучшая операторская работа»: «Подмена», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Темный рыцарь», «Чтец», «Миллионер из трущоб».
ВАЛЛИ-И, робот, растрогавший человеков |
Кадр из фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» |
05.07 Дастина Лэнса Блэка с его политкорректностью и его божьей волей проводили, теперь лучший адаптированный сценарий: Эрик Рот и Робин Суикорд («Загадочная история Бенджамина Баттона»), Саймон Бофой («Миллионер из трущоб»), Питер Морган («Фрост против Никсона»), Дэвид Хэйр («Чтец»), Джон Патрик Шэнли («Сомнение»).
Кадр из фильма «Харви Милк» |
04.58 Крус расплакалась. Благодарит Альмодовара. Знойная женщина, мечта поэта.
04:57Крус получила своего болванчика за роль психованной художницы в «Вики Кристина Барселона» Вуди Аллена. Фильм отличный, но сексистский. Ибо для баб и о бабах. Рекомендован женщинам к просмотру в компании лучшей подруги, кавалеров же не морочьте – это эдакий «Матч-поинт» наоборот, где мужикам ловить нечего. Разве что Пенелопу Крус: играет, будто «про себя», будто лично пережитое, и в этом смысле Тома Круза можно только пожалеть. Но – не жалко! Как можно отказаться от ТАКОЙ женщины в пользу next-door-карамельки Кэтти Холмз? Понимать отказываюсь.
Пенелопа Крус в фильме «Вики Кристина Барселона» |
04.52 Номинация – лучшая женская роль второго плана. Претендуют Эми Адамс («Сомнение»), Пенелопа Крус («Вики Кристина Барселона»), Виола Дэвис («Сомнение»), Мариса Томей («Борец»), Тараджи П. Хенсон («Загадочная история Бенджамина Баттона»). Скрещиваю пальцы за Крус.
04.47 Росомаха присел на Лангеллу. Не подумайте плохого, это номинант за «Фроста против Никсона» (конкретно – за Никсона). Мое мнение – «Оскара» Лангелле. А Росомаху снимите, Лангелле за 70.
04.44 Отмечу, что такой капустник – сатирическая песенка о главных фильмах года – одна из традиционных фишек «Оскара». При этом у Билли Кристалла (завсегдатай таких ведений) получается смешнее, чем у Росомахи. Но танцует Росомаха лучше. Еще он лучше, чем Кристалл, ломает людям кости, давит черепа каблуком… Ну, вы знаете.
04.40 Росомаха поет про миллионера. Разумеется, из трущоб. Слово «трущобы» прекрасно сочетается со смокингом. Поет неплохо. И танцует тоже. Кроме того, теперь заметно, на чем, собственно, экономили – декорации выдвигаются, как ширмы у кавээнщиков. Поклон Маслякову.
04:36 На сцене появляется ведущий вечера – Хью Джекман. Будем называть его кратко – Росомаха. Поклон Стэну Ли. ЕВПОЧЯ.
04.27 Меж тем комментаторы от РФ Берман и Жандарев заспорили, кого сыграла Мариса Томей в фильме «Борец» (почему «Борец» – не знаю, переводится однозначно – «Рестлер») – проститутку или стриптизершу. Это значит, что фильм не смотрели, ибо граждански-сознательные. В прокат он не вышел, единственный вариант – качать из Интернета (а с пиратством мы, как известно, боремся) или лететь на Запад, чтобы посмотреть там этот фильм с Микки Рурком. Вы бы ради Рурка полетели? Я бы и ради Томей не полетел. Кстати, господин Берман, у Стрип 15 номинаций было, а не 12.
04.21 На ковре Мэрил Стрип. ИМХО, если бы она родила от Джека Николсона, дети Джоли и Пита могли бы сразу пойти и покурить. История упустила шанс соединить самые многообещающие актерские гены.
04.18 Пока мусолят красный ковер, обозначу свои предпочтения (если нет принципиальных возражений). Лично мне больше всего по душе «Фрост против Никсона», но болеть буду за «Миллионера из трущоб» – он масштабнее, он «оскаровский» по формату, он даже меня, циничного, растрогал. Очень достойный фильм «Чтец». «Баттон» мне категорически не понравился, самый перехваленный фильм года, а про «Харви Милка» я уже говорил: если вы взгляды Гаса Ван Сента на пуськи-поцелуськи не разделяете, будет скучно.
04.15 По дорожке пошли Джоли и Питт, заметно оживление. Гормоны!
04.13 Я уже упомянул, что Киноакадемия была создана для борьбы с профсоюзами, когда оные у технического персонала студий наконец-то появились. В уставе было написано, мол, «принимать самые жестокие меры ко всем атакам на Академию извне». Оставалась формальность – оправдать свое название. Уже в 20-х выходило несколько сотен кинолент в год, это позволяло выделять как бы лучшие, что поощряло успешно поставленный бизнес и создавало видимость деятельности в Академии. Так родился «Оскар». Это сейчас Голливуд – оплот политкорректности, а раньше – просто-таки звериный «Оскар» капитализма. К слову, у киноакадемиков будет отличный шанс продемонстрировать свой либерализм и сегодня. Тот же «Харви Милк» – фильм, снятый геем про геев и для геев. Он не то чтобы плох, но очень э-э-э-э узконаправлен. Если победит, Земля налетит на небесную ось, я предупредил.
04.00 Но болеть будем, конечно, за наших, то есть за Константина Бронзита, номинированного за короткометражный мульт «Уборная история – любовная история». Наши короткометражные мульты вообще часто попадают в итоговый шорт-лист, а «Старик и море» Александра Петрова искомого болванчика в 2000-м даже получил (лучше, кстати, особо не обольщаться, мульт создавался на деньги канадцев и сразу на английском). Что до Бронзита, как это у нас обычно бывает, на родине он известен хуже, чем на Западе (европейских призов у него килограммы), но все-таки известен. Тем, в частности, что снял «Алешу Поповича и Тугарина Змея», а Тугарина еще и озвучил.
03.55 Напомним, что на две главные статуэтки – лучший фильм и лучшая режиссура – претендуют «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Миллионер из трущоб», «Харви Милк», «Фрост против Никсона» и фильм «Чтец». Также стоит обратить внимание на «Темного рыцаря», у которого восемь номинаций (в основном второстепенные – свет да звук, но и, конечно, номинация покойному Леджеру), на картину «Сомнение» с четырьмя актерскими номинациями (она на днях выходит в российский прокат, посмотреть очень советую), на «Дорогу перемен», что вновь свела к шумной девчачьей радости Ди Каприо и Кейт Уинслет, на «Подмену» Иствуда с Анджелиной Джоли и, наконец, на мульт «ВАЛЛ-И». У него шесть номинаций, что для мультика редчайший случай. Аналогичную историю я помню только с «Красавицей и чудовищем», мульт претендовал даже на главный «Оскар» – «лучший фильм», но проиграл «Молчанию ягнят».
03.47 Для Киноакадемии это 81-я по счету раздача слонов, причем кризисная. Слоны всегда были, прямо скажем, невелики (3,85 кг олова, сурьмы и свинца), но на сей раз решено экономить и на спонсорских подарках, и на общей атмосфере роскоши. Ибо в стране кризис, а сценаристы, к примеру, вообще уже который год бастуют. Аналогичный полутраур был и в тот год, когда Буш-юниор полез в Ирак мстить за папу. Глядя на такую гражданскую сознательность, сложно поверить, что создавалась Киноакадемия как раз для борьбы с профсоюзами и правозащитниками.
03.40 Доброй ночи, больше скажу – доброго утра тем, кому не спится и кто не нашел другого, более приятного занятия в этот час, нежели следить – кому, за что, за какие кинозаслуги (или по каким конъюнктурным соображениям) вручат «самого желанного мужчину Америки», как выразилась однажды Мэрилин Монро. Меня зовут Дмитрий Дабб, я кинообозреватель газеты ВЗГЛЯД и буду с вами отсюда – и до упора.