Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариев«Никогда еще человек не стоил так дешево»
Выходит фильм о продаже девственности в Интернете
За много лет это первый случай, чтобы отечественный документальный фильм шел в российском прокате: жанр картины, обозначенный как «провокативная шокодрама», подхлестывает интерес. Основные месседжи фильма также были сформулированы образцово: «продажа девственности в Интернете» и «закулисные подробности съемок программы «Дом-2». Столичный кинотеатр «Художественный», где состоялась вчера премьера, был почти целиком заполнен 20-летними людьми – ровно теми, на кого этот фильм и рассчитан.
Сюжет: три провинциалки, не обремененные умом и готовые на все ради славы и денег, едут покорять столицу. Девушка Катя готова продать свою невинность за 3 тысячи долларов – такую «огромную» сумму она ни разу не держала в руках.
Если прежде требовалось несколько действий пьесы и максимум бесовских усилий, то сегодня человек сам предлагает товар – достаточно понаблюдать за кастингом программы «Дом-2
Девушка Кристина мечтает принять участие в программе «Дом-2», ее козырь на фоне других претенденток – все та же невинность, с которой она готова расстаться под прицелом телекамер. Девушка Карина, по прозвищу Барби, и правда похожа на куклу, да и желания у нее почти что кукольные: она хочет стать «значимой личностью», ей хочется прославиться, она не постоит за ценой. Она мечтает о розовой машине и розовом домике.
И сейчас самое время действовать: Мадонна постарела, пора потеснить ее с музыкального Олимпа. (Надо сразу оговорить, что все героини – целиком подлинные, одна из них даже присутствовала на премьере).
Лейтмотив картины – все продается, был бы покупатель. Мегаполис давно уже превратился в мегамаркет, человеческая жизнь – в товар, нематериальное измеряется в деньгах, Москва, «город обмана», как бы это помягче сказать, распахивает врата греха. Современные мефистофели-соблазнители готовы купить девичью невинность за некоторую сумму в долларах. Но если прежде требовалось несколько действий пьесы и максимум бесовских усилий, то сегодня человек сам предлагает товар – достаточно понаблюдать за кастингом программы «Дом-2».
«Эта проблема существовала всегда, – признается Манский во время встречи со зрителями. – В советское время ради карьерного роста вступали в компартию, ради московской прописки оформляли брак. Но сегодняшнее отличие в том, что никогда еще человек не стоил так дешево».
В фильме нам покажут героиню «до» и «после» – почти в режиме реального времени. Нам покажут, как она готовится, режиссер подробно расспросит ее – что она об этом думает, велика или мала, по ее мнению, сумма («я вначале думала – пять тысяч, а потом решила – напишу три»). Если вы думаете, что девушкам это дается легко, вы все же ошибаетесь: вот героиня плачет, сомневается, переживает, но все же – на экране клубящиеся облака и серп луны: «В эту ночь Катя потеряла девственность», – скажет нам закадровый голос.
Наутро героиня подходит к банкомату, проверят счет: деньги поступили. А вы думали – ее обманут? Да вовсе нет, сказано же – тут целиком товарно-денежные отношения, все по-честному. И – утреннее интервью с героиней, уже после всего случившегося: «Ты еще раз согласилась бы сделать это?» – «Нет».
Казалось бы, основной посыл фильма ясен: все человеческое обесценилось, и поступать так, как поступают вот эти девушки, очень и очень плохо. Но есть одно «но». Смущает противоречие между виртуозностью исполнения и кажущейся элементарностью посыла. Что мы, до Манского не знали, что торговать собой дурно? Или, может быть, питали иллюзии насчет высокодуховной и насыщенной жизни русской провинции? Или считали, что «Дом-2» учит добру и красоте?
Все всё знали. И героини об этом догадываются – что поступают… ммм… не совсем правильно. Однако же – делают это. Причем осознанно.
На протяжении всего фильма Манский ищет границу дозволенного – тот предел, ту черту, после которой человек все же остановится и не ступит ни шагу дальше. В самом деле, должна же она быть? И все эти шокирующие кастинги, которые мы видим в фильме, провоцирующие вопросы – всего лишь часть большого эксперимента, верхушка айсберга.
Готов ли ты пойти вот на это? А на это? Готов ли публично заниматься любовью со своей подругой? Другом? Собакой? За сколько согласишься есть собственное дерьмо? 5 тысяч долларов устроит?
Цитата из фильма:
– Что ты способна сделать такого, на что не пойдут другие?
– Убить родителей.
– На что ты пойдешь ради участия в этом проекте?
– На все.
Страшно то, что Манский этой черты не находит, большинство этих мальчиков и девочек с очаровательными мордашками действительно согласятся на все. Они не только девственность готовы продать. Манский, по его словам, первоначально искал для съемок любых «продавцов»: суррогатную мать, донора, девственницу – товар не важен, суть одна. Люди уже продались задолго до и будут продавать после, одной сделкой дело не ограничится.
Надо думать, что само слово «девственность» в фильме у Манского имеет не только положительное значение. Девственность здесь – не только чистота нравственная, даже не физиологическая особенность. Боюсь, что имеет место девственность более широкого масштаба – абсолютная вседозволенность, отсутствие каких бы то ни было границ. Девственность культурная – у этих людей нет пресловутого культурного багажа, они ничем не ограничены.
Девственность моральная – они не понимают, почему нельзя, к примеру, переступить через человека и пройти по головам, ведь это так удобно и просто. Девственность, наконец, социальная. Девственность в полном смысле этого слова, в негативном контексте. Люди готовы на всё – и само устройство нынешнего мира невольно поощряет эту готовность и своеобразно награждает каждого.
Финал картины – на редкость «оптимистичный»: Карина Барби добилась того, что хотела, – она превосходно танцует стриптиз, у нее много новых розовых шмоток, она купила себе кукольную машинку. Фактически она счастлива.
Я думаю, Манский видит, куда она движется вместе со своей машиной, в символическом смысле, разумеется, но останавливать не спешит – бесполезно останавливать. Впрочем, она не одинока, в этом же направлении движутся еще несколько тысяч единомышленников. Или больше?