Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
10 декабря 2009, 12:41 • Культура

Африка для африканцев

Киноиндустрию ЮАР потряс громкий расовый скандал

Африка для африканцев
@ Reuters

Tекст: Олег Куликов

Кинематографисты ЮАР выступили против участия американских и прочих коллег в фильмах о своей родине. На сей раз скандал разгорелся вокруг байопика о жизни экс-супруги экс-президента Винни Манделы – дамы героической, скандальной и преступной одновременно. Больше всего местных киношников не устраивает кандидатура оскароносной американки Дженнифер Хадсон, утвержденной на роль «матери нации». Ранее громкое «фи» было высказано в адрес «понаехавших» Клинта Иствуда и Моргана Фримена.

Южноафриканский союз креативных работников выступил против участия иностранных актеров в фильмах, посвященных истории или национальным героям Африки. В своем обращении они отметили, что иностранные кадры «сводят на нет» все усилия по развитию в ЮАР собственной киноиндустрии.

Пафос протеста следующий: выгодно показать Африку в кино может только Африка

«Мы хотим создать собственный Голливуд, но этого никогда не случится, если мы будем делать это за счет импорта», – уточнил президент киносоюза Мабутхо Ситхоле в интервью местной газете, передает AFP.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения «креативных работников», стали споры вокруг фильма под рабочим названием «Винни», представляющего собой биографию второй жены Нельсона Манделы – Винни Мадикизела. Имя этой дамы в свое время было запятнано чередой скандалов, связанных с мошенничеством, похищением людей, убийством 14-летнего подростка и несколькими сроками тюремного заключения.

Однако массовые протесты южноафриканских киноработников вызвали не скандалы, а кандидатура оскароносной актрисы Дженнифер Хадсон на главную роль. «Это решение должно быть аннулировано, необходимо прекратить это сейчас», – сказал газете Times генсекретарь альянса Оупа Лебого. «Если мы не начнем дискуссию, мы будем вынуждены уйти из проекта», – отрезал он.

Оскандалившийся фильм должен стать совместным проектом канадской и южноафриканской киностудий. Его режиссером уже назначен кинематографист из ЮАР Даррелл Джей Рудт, имеющий номинацию на «Оскар» и приз Венецианского кинофестиваля за фильм «Вчера».

Планировалось, что съемки картины пройдут в памятных местах, в том числе и близ тюрьмы на острове Роббен, где отбывал свой 27-летний срок Нельсон Мандела. Супруга экс-президента неоднократно организовывала масштабные кампании по его освобождению, ввиду чего стала заметной фигурой в движении сопротивления апартеиду и даже получила неофициальный титул «мать нации».

Вообще, проект, в основу которого легла книга Энн-Мари ду Приз Бездроб «Жизнь Винни Манделы», обещает быть интересным. Никто в ЮАР не умаляет заслуг Винни в деле борьбы за права человека, однако репутация «матери нации», мягко говоря, оставляет желать лучшего.

В 1988 году ее телохранители похитили и избили четырех черных юношей, одного из которых позже нашли мертвым. Позднее озвучивались подозрения, что супруга лауреата Нобелевской премии мира замешана и в других похищениях, а также издевательствах над людьми (большая часть жертв были белыми). В том числе и по этой причине супруги в 1992 году расстались и впоследствии развелись.

#{movie}Спустя 10 лет суд признал Винни виновной в 43 случаях мошенничества и 25 кражах при получении банковских кредитов на общую сумму более 120 тыс. долларов. Суд назначил ей наказание в пять лет тюрьмы (один год – условно). Это притом что гибель похищенного подростка вылилась лишь в штраф (по решению апелляционного суда).

Что до критики в адрес голливудских фильммейкеров, «порочащих национальное достояние ЮАР», началось всё с анонсирования фильма Клинта Иствуда «Непокоренный». В немилость к африканцам попал и сам Иствуд, и Морган Фримен, сыгравший Манделу во время первого президентского срока, и Мэтт Дэймон в роли регбиста на матче Кубка мира в 95-м, и весь Голливуд. Пафос протеста был следующий: выгодно показать Африку в кино может только Африка.

«Опальный» фильм, к слову, создавался на базе собственной студии Иствуда совместно с продюсерской компанией Фримена и во главе с Warner Bros. То есть в производстве картины никакой поддержки со стороны ЮАР вовсе не требовалось, разве что разрешения на съемки в Кейптауне, которое такой гигант, как Warner, получил без труда. Но африканцев возмутил сам факт существования фильма об их историческом прошлом, в изображении которого их опередил Голливуд.

По факту киноработники ЮАР объявили неприкосновенность своей истории для зарубежных творцов, пока только на уровне кино.

Отметим, что о строительстве собственного Голливуда официальная Претория объявила еще в 2006 году. Местом возведения был выбран Кейптаун, расположенный на природоохранной территории.

Правда, местные кинематографисты, инициировавшие проект «фабрики грез», должны были создать фонд исследования и охраны заповедных мест. Говорилось и о проектах, посвященных красотам и болотам ЮАР, одобренных двумя сторонами, и о предоставлении 8 тыс. рабочих мест.

За последние годы в южноафриканской киноиндустрии действительно наблюдается подъем. Ощутимо увеличилось количество выпускаемых картин и уровень подготовки киноработников. Африканцы южной части материка участвуют в европейских кинофестивалях и появляются в списках Американской киноакадемии, однако сами они утверждают, что их Голливуд только развивается.

И чтобы он по-настоящему стал своим, необходимо пресечь любое вмешательство со стороны, убеждены африканцы. Даже если на роль в фильме режиссера с номинацией на «Оскар» претендует оскароносная афроамериканка (Дженнифер Хадсон получила свою статуэтку в 2006 году за роль второго плана в картине «Девушки мечты»).

..............