Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

21 комментарий
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

16 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

11 комментариев
3 ноября 2009, 21:14 • Культура

Адвокат Шекспира

Питер Акройд выступил адвокатом Шекспира

Адвокат Шекспира
@ randomhouse.com

Tекст: Кирилл Решетников

На историко-литературной карте Нового времени нет более загадочного объекта, чем Шекспир. С тех пор как традиционные представления о нем перестали устраивать отдельных знатоков, было сделано несколько попыток заменить официальную биографию гения конспирологическими штудиями и филологическими ребусами. Однако респектабельный англичанин Питер Акройд невозмутимо следует канонам классического шекспироведения: его книга «Шекспир. Биография» примечательна как раз отсутствием сенсационных гипотез.

Питер Акройд – автор тринадцати романов и нескольких солидных литературных биографий (многое давно переведено на русский). Разнообразие тем, за которые берется этот британец, может сравниться только с его же основательностью, однако большая часть книг так или иначе посвящена английской культуре, литературе и истории.

Так, квазиисторический роман «Мильтон в Америке» − альтернативная биография великого английского поэта Джона Мильтона, выдуманная Акройдом, а в мистическом триллере «Дом доктора Ди» появляется знаменитый британский алхимик, живший в XVI веке. Наконец, в России писателя знают, прежде всего, по книгам «Лондон. Биография» и «Темза. Священная река», названия которых говорят сами за себя.

И все же конек Акройда – документальные жизнеописания классиков английской литературы. В его биографической коллекции – Уильям Блейк, Чарльз Диккенс, Томас Стернс Элиот и Эзра Паунд. Посему – ничего удивительного, что новейшая английская биография Шекспира принадлежит именно перу Акройда.

Эта книга о Шекспире – не исследование, а повествование. В нем можно обнаружить элементы анализа, местами встречается почти научная аргументация, есть большие пассажи, состоящие из одних предположений, но в целом автор больше настроен на то, чтобы рассказывать, а не доказывать.

Обложка книги Питера Акройда «Шекспир. Биография»
Обложка книги Питера Акройда «Шекспир. Биография»

Рассказать Акройду есть о чем – елизаветинская эпоха изучена им вдоль и поперек, и Шекспир предстает здесь не только как ее выдающийся представитель, но и как человек с характерным набором социальных ролей: Шекспир – мальчик из города Стратфорд-на-Эйвоне, получивший образование в Королевской Новой школе, житель Лондона и выходец из семьи инакомыслящих – католиков-диссидентов. И все эти обстоятельства характеризуют его почти в той же степени, что литературная или театральная деятельность.

Тексты Шекспира и факты его жизни у Акройда – сообщающиеся сосуды: конкретные строки и целые сцены в пьесах толкуются через жизненные эпизоды, а порой служат подспорьем для построения небольших биографических гипотез. Смерть сына, коллизии вокруг присуждения семье Шекспиров дворянского герба и даже сложные отношения драматурга с актерами его труппы – всему этому находятся неочевидные параллели в пьесах.

Насколько Акройд аккуратен в деталях и насколько оригинален в выводах, судить невозможно – для этого нужно быть специалистом и знать труды целой армии английских шекспироведов, но так или иначе портрет художника на фоне времени несомненно удался.

Шекспир, если по Акройду, прежде всего, человек театра, видевший своих героев как актер, а не как поэт; с другой стороны, у него было «отчасти книжное» воображение. Выяснение всех этих тонкостей постепенно разворачивается в целую теорию драматургической личности.

Стоит заметить, что Акройд начисто игнорирует все когда-либо высказанные гипотезы о том, что автором шекспировских текстов был на самом деле не актер из Стратфорда, а кто-то другой: неклассическому или, что то же самое, нестратфордианскому шекспироведению объявлен суровый бойкот.

Вероятно, многие вопросы традиционная версия Акройда не проясняет. Но издание его труда как нельзя более уместно после недавнего выхода книжки норвежца Эрленда Лу «Органист», в которой дано слово потерявшемуся в конспирологических дебрях безумному шекспироведу-любителю.

..............