Ольга Андреева Ольга Андреева Русская культура наконец проснулась

Русская культура вспомнила о своей свободе, величии и праве говорить о вещах по-настоящему важных. Оказалось, что можно говорить своим голосом о собственных эмоциях, и никакой западный опыт культуры отмены вовсе не страшен.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Фронтовая литература штурмует премиальные высоты

Каких новых веяний нам ожидать в русской литературе в наступившем году? Многое зависит от того, удастся ли завершить СВО. Все мы хотим мира, но если он наступит, придет пора для более глубокого осмысления того, что произошло с нами за эти годы, и для сшивания разорванного литературного пространства на новых принципах.

7 комментариев
Дмитрий Грунюшкин Дмитрий Грунюшкин Время эпатажных фриков уходит

Мир неизбежно будет двигаться к системе рационального потребления. Это мир, в котором есть, конечно, место и фрикам, потому что они занимают свою нишу потребления. Но их удел – вовсе не трон властителей дум, не главные сцены и не всенародное обсуждение, а шоу уродов типа «Евровидения».

24 комментария
20 января 2009, 21:08 • Культура

Они вписались в «Неформат»

Объявлены претенденты на новую литературную премию

Они вписались в «Неформат»
@ ВЗГЛЯД

20 января были объявлены имена претендентов на соискание литературной премии «Неформат», которая будет впервые вручена молодым авторам до 27 лет, пишущим на русском языке. В борьбе за премию участвуют произведения, которые по тем или иным причинам не вписались в канон трендовой литературы. Однако член жюри премии Андрей Орлов отметил, что, несмотря на призыв к «Неформату», подавляющее большинство конкурсных работ составили мейнстримовые произведения.

Отбор претендентов проходит по трем номинациям: «Крупная проза», «Малая проза» и «Поэзия». Абсолютное большинство первого премиального сезона принадлежит москвичам, этот город представляют три финалиста.

Если форматом считать то, что лежит на книжных полках, то, конечно, здесь были вещи посвежее

В самой серьезной номинации «Крупная проза» представлены: Ульяна Гамаюн с романом «Ключ к полям», Дмитрий Макаров с повестью «Лабиринт» и Артем Явас с повестью «Дыра».

В секции «Малая проза» (очерки, рассказы) финалистами стали Бурдин Максим («Свиньи», «Дашенька», «Шмель»), Никита Горошко («Жандарм»), Ева Рапопорт (цикл рассказов «Правдивые истории о том, чего не было»).

Тройку лидеров в категории «Поэзия» составили Вера Полозкова, Поребрик, Елена Хрянина.

Ознакомиться с работами финалистов конкурса можно будет на сайте премии в разделе «Номинанты».

Своей целью премия «Неформат» ставит выявление и поддержку молодых авторов, которые не придерживаются мейнстрима, мыслят альтернативно и готовы не только раздвигать привычные на сегодня рамки жанра, но и предлагать новые формы для выражения своей творческой мысли.

Единственным ограничением по участию в конкурсе является возрастной ценз: работы принимаются от авторов не старше 27 лет, пишущих на русском языке.

В состав жюри премии входят писатель, драматург, член общественной палаты РФ и организатор премии Дмитрий Липскеров, а также писатель Юрий Мамлеев, журналист, поэт и «литературный хулиган» Андрей Орлов, известный как Orlusha, литературный критик Лев Данилкин и телеведущая Ксения Собчак.

Андрей Орлов рассказал газете ВЗГЛЯД об особенностях нынешней премии и ее участниках.

«После ознакомления с работами номинантов основное удивление вызвало то, что многие произведения, от которых ожидалось что-то новое: пренебрежение цензурой или политкорректностью, – ожиданий этих не оправдали. По меркам даже умеренного Интернета все эти работы достаточно мейнстримовые. С другой стороны, если форматом считать то, что лежит на книжных полках, то, конечно, здесь были вещи посвежее».

Подводя итоги конкурсных туров, писатель и журналист Андрей Орлов посетовал на то, что среди присланных работ редко встречается по-настоящему новая мысль и прослеживается тенденция воспроизведения уже созданного.

Впрочем, в совете жюри некоторые номинанты вызвали жаркие споры. «Все люди в жюри очень разные: драки в гей-клубе для кого-то представляются чем-то экстремальным, а другого, скажем, совсем не удивляют».

На вопрос, что при отборе номинантов писателя поразило больше всего, он ответил, что его удивила «серьезная усидчивость людей, которые присылали работы в крупной форме».

«Искреннее изумление вызвали объемы: молодые люди лет 16–18 представили романы по 600–700 страниц, по которым было заметно, что это их не первая вещь и довольно привычное письмо. То есть народ кинулся писать».

По его словам, среди присланных работ встречались произведения, рассказывающие о жизни футбольных болельщиков, о том, что алкоголизм уступил место наркомании, и о многом другом. Но главное, что обнаруживают сочинения современных молодых авторов, – сильное влияние телевидения и кино. «Многие произведения были написаны в формате киносценария или клипового монтажа», – отмечает Орлов.

Среди главных достоинств премии «Неформат», которое ее отличает от прочих литературных конкурсов, он назвал ее главное ограничение – возраст. Кроме того, в конкурсе может участвовать любое произведение, вне зависимости от того, дебют это или нет.

Орлов добавил, что накануне награждения состоится встреча с авторами лучших работ, вошедших в шорт-лист.

Торжественная церемония вручения I ежегодной премии «Неформат» состоится 17 февраля в Москве.

..............