Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

34 комментария
2 августа 2008, 12:50 • Культура

Проклятые книги

Проклятые книги
@ sky.com/magic

Tекст: Лев Гурский

«...кабы зло пресечь, собрать бы книги все да сжечь!» – восклицал в сердцах грибоедовский герой. После просмотра некоторых недавних фантастических и приключенческих фильмов число сторонников такой радикальной точки зрения, похоже, вырастет.

И в хрестоматийном «Чернокнижнике», и в менее известном «Некрономиконе» манускрипты были подспорьем в колдовстве, а здесь они начинают управлять людьми... И люди бегут туда, куда указывают буквы.

В поисках Ужасных Чудес или во избежание Больших Неприятностей.

Прочесть или пропасть

Накануне катастрофы власть в магическом вузе узурпировал – убив прежнего аркканцлера! – коварный Трайман

Британский фантаст Терри Пратчетт долгие годы не мог похвастаться особой любовью к себе киношников.

И лишь тогда, когда главное литературное создание британского фантаста-пересмешника, цикл о Плоском Мире, разменяло третий десяток, что-то сдвинулось с мертвой точки.

Сперва компания «Mob Films» экранизировала роман «Санта-Хрякус», а еще через некоторое время та же компания вложила 7 миллионов фунтов стерлингов в двухсерийный фильм Вадима Джеана «Цвет волшебства» (Terry Pratchett, The Colour of Magic, Великобритания, 2008, 186 минут) по двум самым первым романам цикла – «The Colour of Magic» («Цвет волшебства») и «Light fantastic» («Легкая фантастика», переведенная у нас как «Безумная звезда»).

В марте 2008 года фильм демонстрировался на телеканале «Sky One».

В том, что два романа объединены в одном фильме, есть резоны: по сути, приключения первого туриста Плоского Мира, страхового агента из Агатовой империи по имени Двацветок (Шон Остин, один из второстепенных хоббитов в фильме Питера Джексона), и его гида по Анк-Морпорку, мага-неудачника Ринсвинда (Дэвид Джейсон), в первом романе обрываются на самом интересном месте.

Так что «Цвет волшебства», по большому счету, это только пролог истории о надвигающемся на Плоский Мир катаклизме.

К диску, стоящему на слонах и черепахе, приближается жуткая багровая звезда (визуально напоминающая смерть-планету из «Пятого элемента»), и спасти мир могут только восемь заклятий из книги Октаво, которая находится в Незримом университете.

Беда не только в том, что накануне катастрофы власть в магическом вузе узурпировал – убив прежнего аркканцлера! – коварный Трайман (Тим Карри), воплощенная серость.

Проблема еще и в том, кто книга Октаво осталась без восьмого заклинания, которое заползло в голову уже упомянутого Ринсвинда, когда тот был еще студентом.

Поэтому магу-недотепе и его подопечному туристу в конце фильма нужно оказаться в нужном месте, возле этой самой книги, и уберечь мир от гибели за секунду до оной.

На пути героев оказываются драконы и их хозяева, тролли, наемные убийцы, водная стихия и еще много всего... Заметим, что создатели фильма отнеслись к сюжету достаточно бережно.

В фильме наличествуют и главный босс Анк-Морпорка, патриций лорд Витинари (эту небольшую рольку согласился сыграть Джереми Айронс), и сам господин Смерть (озвучивал это чудо-юдо с голым черепом сам Кристофер Ли), и беззубый, но всё еще бодрый Коэн-Варвар; спецэффекты недорогие, однако не халтурные; Шон Остин в очках-«велосипедах» и Тим Карри (ему не привыкать играть полукомедийных злодеев) абсолютно адекватны книжному образу, а Джейсон поначалу кажется староватым для роли, но к суетливому старикашке-Ринсвинду быстро привыкаешь.

В конце концов, вечные студенты и должны быть немолодыми. Как Агасфер, к примеру.

Не читайте на ночь!

В фильме Николае Аркеля «Остров потерянных душ» («De Fortabte sjaeles», Германия – Швеция – Дания, 115 минут. «Союз-видео», 2008) зрителей ждет опять-таки колдовская книга, но уже совсем другая...

Однако не будем забегать вперед. Если кто не знает, в XIX веке всемирный центр борьбы со злом располагался в Копенгагене.

И не потому, что там жил Ханс Кристиан Андерсен (сказки могут спасти от зла только юных, и то далеко не всех), а потому, что там собирался тайный Орден, владеющий чудо-книгой, с ее-то помощью и можно было давать отпор темным силам.

Однако злобный Некромант оказался сильнее, и чтобы уберечь от этого лысого чудища книгу, рыцари Ордена решили растащить инкунабулу по страницам и каждую спрятать в надежном месте...

Это была преамбула.

Действие фильма происходит в наши дни. Юная Лулу (Сара Ландебэк Гаарманн), приехав с мамой и братом Сильвестром в датскую глубинку, со скуки развлекается некромантией, и внезапно ей удается вызвать дух Германа – одного из рыцарей упомянутого Ордена.

Машинально дух вселяется в Сильвестра и сообщает девочке, что произошедшее – явно не случайность. Мол, скорее всего, где-то неподалеку ошивается тот самый бессмертный лысый Некромант и намерения у него самые враждебные.

На стороне злодея магия, позволяющая испускать руками молнии и подчинять своей воле огородные пугала; на стороне Лулу и Германа – соседский мальчик Оливер, а также несколько придурковатый умелец Рикард, понастроивший физических приборов для общения с духами.

Между тем Зло захватывает в плен положительных героев, подвергает шантажу, выпытывает, где находятся недостающие страницы книги (в Королевской библиотеке, конечно, где же еще?).

Финальная битва Добра со Злом должна состояться на Острове Монаха (не путать с островом монахов из фильма П. Лунгина «Остров»!), где Некромант уже почти довершит задуманное чтение книги вслух, но...

Уже по пересказу и перечню действующих лиц заметно, что фильм снят для детей, а сценаристы адаптируют для тинейджеров основные сюжеты мистической fantasy.

От превращения в очередную непритязательную детскую пугалку фильм спасают отдельные (не слишком, увы, многочисленные) эпизоды, где сценаристы отходят от жанрового стереотипа и демонстрируют юмор.

Вот дух пилота «люфтваффе», переместившись в тело Оливера (чтобы попасть на остров, героям приходится украсть самолет), привычно интересуется: «Кого будем бомбить?»

А вот дух бюргера XIX века, оказавшись в теле покупателя в современном супермаркете, приходит в ужас, глядя на ценник, и начинает склочно препираться с кассиром.

В финале картины зловредный лысый терпит закономерное фиаско. Души отпущены на волю, инкунабула собрана постранично и в надежных руках... и совершенно неясно, чем теперь еще заняться юным героям?

Сбором макулатуры, что ли?

Все тайны под одной обложкой

В фильме Джона Тартелтауба «Сокровище нации: Книга тайн» («National Treasure: Book of Secrets», США, 120 минут, «Видеосервис», 2008) вновь книга становится важнейшим двигателем сюжета о поисках и находках. Правда, появляется она, вопреки ожиданиям, далеко не сразу. Чтобы к ней подобраться или хотя бы узнать о ее существовании, героям фильма приходится проделать немалый путь – как в географическом смысле, так и в смысле пути постижения Истины...

Как только сборы первого «Сокровища нации» (2004) перевалили за 300 миллионов долларов, стало ясно, что конспиролого-фантастический опыт на основе истории США будет продолжен с теми же главными героями: историком Беном Гейтсом (Николас Кейдж), его папой Патриком Гейтсом (Джон Войт), другом-компьютерщиком Райли Пулом (Джастин Барта), подругой Бена – в данном сюжете уже бывшей, хотя... – Абигайль Чейз (Дайан Крюгер).

В первой серии герои искали сокровища, спрятанные отцами-основателями США. Понятно, что в новом фильме количество национальных символов, задействованных в ходе поисков, должно было прибавиться. И прибавилось!

Чтобы очистить имя своего предка, ложно обвиняемого в соучастии в покушении на Линкольна, Бен обязан найти – ни больше, ни меньше – легендарный индейский Золотой город.

Только так он докажет, что именно благодаря Гейтсу-прадеду заговорщики-южане не получили золота для финансирования своих коварных планов. По пятам Бена и компании следует команда под предводительством Митча Уилкинсона (Эд Харрис), который, собственно, и спровоцировал Бена заняться поисками.

Если в предыдущем «Сокровище» герои всего-то выкрадывали оригинал Декларации независимости, то в новой ленте Бену приходится не только проникать то в Овальный кабинет, но и похищать – пусть всего на час-другой – самого президента США (Брюс Гринвуд).

А еще героям приходится расшифровывать индейские письмена доколумбового времени – благо, мама главного героя, доктор Эмили Эпплтон (Хелен Миррен), как раз спец по той эпохе.

А еще герои вынуждены совершать опасное путешествие внутрь горы Рашмор – той самой, с вырезанными барельефами голов Отцов-основателей. А внутри горы, представьте, такая пещера, что сам Индиана Джонс обзавидуется...

Читатель этих строк уже в нетерпении бьет копытом: где же Книга?

Как – где? В библиотеке Конгресса, конечно!

Правда, чтобы ее найти, нужно знать шифр, а чтобы не отвлекаться на другие тайны из той Книги (а их там полным-полно: тайна убийства Кеннеди, секрет Розуэлла, правдивая история высадки на Луну, подлинная причина 11 сентября), нужно быть Беном Гейтсом, сосредоточенным только на одном деле...

Ну, или почти на одном. Продолжение, похоже, последует.

..............