Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

0 комментариев
Тимур Шерзад Тимур Шерзад Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

9 комментариев
Андрей Новиков-Ланской Андрей Новиков-Ланской Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

16 комментариев
14 июля 2008, 19:20 • Культура

Бергман и другие

Бергман и другие
@ kinopoisk.ru

Tекст: Олег Рогов

Предпочтение отдано классическим лентам Бергмана: «Седьмая печать» (15 июля, вторник, 23.55), «Персона» (16 июля, среда, 23.50), «Земляничная поляна» (17 июля, четверг, 23.50). Из последних лент выбрана «Сарабанда» (18 июля, пятница, 23.50). Показ этой ленты предваряет документальный фильм о съемках, а в понедельник, 14 июля, есть возможность посмотреть фильм «Бергман и остров Форё» (23.50), на котором были сняты многие его знаменитые ленты.

Об остальных фильмах недели – в традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.

Вампиры (18 июля, пятница, СТС, 22.55) – 9/10

Фильм берет зрителя эклектикой – иногда невозможно понять, что ты смотришь – полицейский боевик или вампирский ужастик

Фильм Джона Карпентера, снятый в 1988 году. Режиссер сделал невозможное – нашел новый поворот в вампирской теме. Ватиканские рейнджеры бьются с вампирами по долгу службы, будто это террористы или бандиты. Фильм берет зрителя именно этой эклектикой – иногда невозможно понять, что ты смотришь – полицейский боевик или вампирский ужастик.

Джеймс Вудс в главной роли ведет себя как типичный супермен, его кровососущие враги – действительно исчадия ада. Никакой толерантности, только крутое месилово. Фильм отчасти ироничен и по отношению к навязшей в зубах теме, и к голливудским приемам, но временами как-то странно серьезен, все же речь идет о битве с дьявольскими созданиями.

Музыку к фильму написал сам режиссер, это становится уже традиционным для фильмов Карпентера.

Мир по Гарпу (17 июля, четверг, «Россия», 01.15) – 8/10

Кадр из фильма «Мир по Гарпу»
Кадр из фильма «Мир по Гарпу»

Фильм Джорджа Роя Хилла («Буч Кэссиди и Санденс Кид», «Афера»), снятый в 1982 году. Режиссер не новичок в экранизации произведений современной американской классики, в 1972 году он снял «Бойню номер пять» по роману Курта Воннегута. «Мир по Гарпу» (иногда переводится как «От Гарпа» – по аналогии как «от Армани») сделан по роману Джона Ирвинга. Вы наверняка видели «Правила виноделов», снятые по его книге. Это пронзительное, лирическое и циничное произведение экранизировано удивительно адекватно.

Современного человека, пронизанного комплексами и абсурдом, воплощает Робин Уильямс, сыгравший главную роль – писателя, который пытается быть серьезным в мире, который то и дело издевается над ним.

Русское (18 июля, пятница, «ТВ Центр», 02.45) – 8/10

Режиссер Александр Велединский снял этот фильм в 2004 году. В его основу легла проза Эдуарда Лимонова «Подросток Савенко», «Молодой негодяй» и «У нас была великая эпоха». Название фильма тоже из Лимонова – так назывался его первый сборник стихов, вышедший в Америке. Этот корпус полуавтобиографической прозы охватывает доэмиграционный период жизни Лимонова.

Смачно описанные нравы богемно-криминального Харькова – благодатная почва для создания увлекательного зрелища. История взросления, «оттепель», советская выморочность, любовь и творчество – все это сплетается в один клубок, в многослойную и саму себя отрицающую жизнь. В главной роли снялся Андрей Чадов.

Мартин (19 июля, суббота, «ТВ 3», 00.15) – 8/10

Мартин отождествляет себя с Дракулой
Мартин отождествляет себя с Дракулой

Фильм Джорджа Ромеро, снятый в 1977 году. Классик ужастиков («Ночь живых мертвецов») в «Мартине» обратился к вампирской теме. Ромеро не был бы гениальным в своем роде режиссером, если бы подошел к этому жанровому реликту однозначно. Это фильм о подростке, который живет в вымирающем американском городке сталеваров. Он одержим патологической страстью – алчет женской крови.

Постепенно вызревает своеобразный личный миф – Мартин отождествляет себя с Дракулой. Уловка фильма в том, что мы так и не узнаем, что происходит на самом деле. Фильм как бы мерцает, это и история о чокнутом парне, и вампирский ужастик, декорированный малопригодными для жизни декорациями заштатного города. Собственно, это фильм о «постороннем», неизбежные подростковые напряги усугубляются тягой к кровопийству, похожей на пристрастие наркомана. Режиссер сам снялся в фильме в небольшой роли священника.

Экспресс фон Райана (18 июля, пятница, Первый канал, 02.10) – 7/10

Фильм, снятый в 1965 году Марком Робсоном. Эта военная драма принадлежит к разряду фильмов, которые рассказывают о локальных операциях. Ум или решительность главного героя делают невозможное сложным. В данном случае речь идет о побеге из итальянского плена во время Второй мировой войны. Американский полковник организует томящихся в лагере англичан и захватывает немецкий поезд, направляющийся в нейтральную Швейцарию. Особый блеск этому зрелищному фильму придает участие в нем двух эстрадных звезд: в «Экспрессе фон Райана» снялись Фрэнк Синатра и Рафаэлла Карра.

Отель «Руанда» (20 июля, воскресенье, «ТВ 3», 00.00) – 7/10

Фильм Терри Джорджа, снятый в 2004 году. Фильм основан на реальных событиях, и эти события ужасны. Речь идет о гражданской войне 90-х, которая унесла жизни сотен тысяч людей в Руанде. Хозяин отеля старается не ввязываться в разворачивающуюся у него на глазах бойню, но приходится делать выбор. Это фильм о том, что может сделать один человек, его миссия сродни деятельности Оскара Шиндлера и методы те же – подкуп, лесть, хитрость. Гостиница становится маленьким островком спасения посреди жуткого месива. Удалось спасти немногих, но на небесах своя бухгалтерия для праведников. В эпизодах снялись Хоакин Феникс и Жан Рено.

..............