Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияБольшой бросок на север
Нет никакого сомнения, что российский рынок становится всё более глобальным. Одна из рецензируемых певиц совершает серьезный рейд в английские туманы, другая иностранная группа стала практически сугубо российским явлением, а жизнерадостная регги-музыка и вовсе не знает никаких границ. Учитывая падение доллара, вскоре можно будет говорить о российском музыкальном рынке как о сытом и самодостаточном…
Валерия. «Неподконтрольно / Out Of Control»
2CDDA. Nox Music, 2008.
Аналога такому двойному альбому даже не припомнить. Изданный в подарочном оформлении двойник состоит из русскоязычного и англоязычного альбомов, пересекающихся между собой на десяток песен. Дело в том, что Валерия сейчас штурмует командные точки самого натурального английского шоу-бизнеса. И песни на английском – не блажь, но суровая необходимость.
Идеальная музыка для поколения менеджеров, не желающих забивать свои мозги каким-либо грузом размышлений, но брезгливо сторонящихся русской попсы
Оттого подтянуты, по военной терминологии, самые мощные силы. Большую часть песен написал Сергей Галоян, автор первых хитов «Тату». Среди других звучных имен – автор Шаде Ray St. John, саунд-продюсер «Queen» David Richards (успешно дебютировавший в качестве поэта-песенника), автор Avril Lavigne и Gwen Stefani – Chantal Kreviazuk. Завершается англоязычный альбом кавер-дуэтом с Робином Гиббом из репертуара «Bee Gees», – мощным финальным аккордом.
Пока для нашего уха одни и те же песни звучат куда привычнее на русском языке. На родном языке Валерия предстает утонченно-женственной, не пренебрегающей чарами призрачной слабости или проникновенной сентиментальности.
Начавшийся на альбоме «Нежность моя» (2006) процесс кристаллизации ужесточившегося гитарного имиджа Валерии расцветает в новой работе совсем неожиданными гранями. «Вне игры» отсылают поначалу к построку, но приходят к рок-мейнстриму.
«Неподконтрольно» мутирует от поп-баллады к стадионному поп-року масштаба Мадонны, а потом в глубины мудреной электроники IDM.
Словом, жонглирование жанрами говорит о степени внутренней свободы авторов и об определенной смелости продюсера и его певицы. Это же качество является серьезным минусом – обновленная Валерия с обилием гитарных партий может подрастерять серьезную долю своих прежних поклонников, а вот примут ли ее поклонники менее попсовой музыки – очень большой вопрос.
На англоязычном альбоме, помимо мощного кавера «Би Джиз» «Stayin’ Alive», есть запоминающийся хит «The party’s over». Валерия на английском звучит куда более жестко, крикливо, почти истерично. Ни одной спокойно проговоренной-пропетой фразы.
Замысел понятен – ударяться в r’n’b желания не было, а быть этнографической русской бабой в кокошнике желания еще меньше. Оттого отрывистые концы фраз, чем-то напоминающие «Тату», и агрессивная вокальная подача. О потенциальном успехе в Англии пусть судят рецензенты NME и «Times», но в России такой металлизированный вокал вряд ли будет пользоваться успехом.
В целом, новый альбом Валерии вызывает законную гордость «за наших». Певица вступила в неформальный клуб высококачественной поп-музыки по евростандартам – столь же высокотехнологичные альбомы выпустили уже «Тату» и Сергей Лазарев. У Лазарева, в отличие от «Тату», не получилось сделать суперхит, этим же «грешит» и новый альбом Валерии. Однако претензии певицы на то, чтобы называться русской Мадонной, после выхода «Неподконтрольно / Out Of Control» вполне обоснованны.
Оценка: 8 из 10.
«Нечетный Воин 2»
CD+DVD. «Мистерия звука», 2008.
Проект «Нечетный воин» делается музыкантами Би-2 с какой-то невероятно трогательной любовью (фото: bdva.ru) |
Проект «Нечетный воин» делается музыкантами «Би-2» с какой-то невероятно трогательной любовью. «Как для себя», – говорят в таких случаях. Это сказывается и в тщательной работе над треками, и в деликатном выборе участников проекта, и даже в безупречно стильном оформлении обложки и буклета.
Стилизация под комиксы и киноафиши 50-х годов прошлого века умиляет: увидеть Инну Желанную привязанной к стулу, Александра Ф. Скляра и Романа Суслова в образе гангстеров на крутом «кадиллаке», а Диану Арбенину в подтяжках и картами в руках случается не каждый день.
Интересно выглядят также «спасибо» музыкантов в буклете: первой стоит фамилия замглавы президентской администрации В. Суркова. Подарочная версия релиза состоит из CD с 15 песнями и DVD из трех клипов и документального фильма про то, как записывался CD.
Конечно, записи песен Михаила Карасева с 10 певцами и 4 группами не могли выйти ровными по художественной ценности. Если вспоминать, то от первого «Нечетного воина» в народной памяти осталась только «Медленная звезда» с Арбениной.
Со второго «Воина», надо думать, останется всё та же Диана Арбенина. Потому что «Белые одежды» – это явная удача и абсолютный хит. Второй дуэт «Дни и ночи» тоже восхитителен, хотя и неформатен.
Голоса Дианы и Шуры с Левой сливаются так чисто, будто всю жизнь они поют вместе. Из других треков надо отметить страстный и красивый дуэт Сергея Мазаева и Татьяны Литвиненко «Капли о стекло» и первую часть трека «После всего» с магическим вокалом Романа Суслова («Вежливый Отказ»).
Появляющийся затем голос D. Brown («Brazzaville») опускает всё с неба на землю и кажется чужеродным. Еще одна жемчужина – дуэт «Би-2» с Инной Желанной «Не узнаю», хрустальный вокал которой задает высшую планку арт-проекта.
- Поп-оригами и песни Севера
- Чтобы восхищать, надо удивлять
- От тайги до британских морей
- Федоров, Витас и русские песни
- Птица-тройка: МакSим, Лебединский, Жуков
Весьма невзрачно звучит вокал Дэвида Брауна в ретро-рок-боевике «Kao Sun Road», а артистичнейшему А.Ф.Скляру в пару досталась беспомощная вокалистка «Лакмуса» (интересно, понимает ли она смысл пропеваемого ею текста?).
В «Белом листе» вполне можно было обойтись без унылого безголосого «Punk TV», да и в дуэте Алексея Кортнева и Ирины Богушевской голоса упорно не сочетаются меж собой.
Кроме того, в проекте приняли участие Алексей Романов («Воскресение»), «Агата Кристи» в полном составе, Лена Кауфман («Фабрика Звезд 5», ныне «Truffele») и Луи Франк («Esthetic Education»).
Поэзия Михаила Карасева объединяет весь разнородный музыкальный материал искрящейся метафоричностью и деликатной самоиронией. Проект действительно некоммерческий, и объединить такое количество звезд можно только по-настоящему интересным материалом.
«Би-2» такое под силу, и среди самых необычных рок-проектов «Нечетный Воин 2» займет свое достойное место.
Оценка: 8 из 10.
Brazzaville, «21st Century Girl»
«Союз», 2008.
Принято подсмеиваться над Brazzaville в том смысле, что они куда известнее в России, чем у себя в Испании. Голубоглазый пшеничноусый лидер группы David Brown родился вовсе в Лос-Анджелесе, но и там никому не известен, хотя когда-то играл на разогреве у Бека.
Зато музыка Brazzaville идеально подходит для русского уха – много ярких мелодий, сексуальный хрипловатый шепот вокалиста, незатейливая аранжировка и никакого хип-хопа и прочих африканских влияний.
Новый альбом Браззавиля почти ничем не отличается от предыдущих пяти. Все тот же ненавязчивый беззаботный лаунж в простенькой рок-обработке, легкое влияние босановы, забавные средиземноморские любовные истории и звенящее ощущение пустоты после прослушивания.
Идеальная музыка для поколения менеджеров, не желающих забивать свои мозги каким-либо грузом размышлений, но брезгливо сторонящихся русской попсы. Не случайно именно журнал «Афиша» стал в свое время рекламным рупором появления Brazzaville в России.
Дэвид Браун вполне понимает свою ответственность перед усталыми менеджерами и наполняет свои песни звуками струящейся воды, сладкими фортепианными аккордами и виньетками гитарных соло. Релаксация будет обеспечена, последние мысли выветрены.
Оценка: 5 из 10.
Markscheider Kunst. «Café Babalu»
CDDA. «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг», 2008.
Пятый студийный альбом жизнерадостной питерской группы «Маркшейдер Кунст» в очередной раз подтвердил, что эти парни гораздо лучше умеют играть, чем петь (фото:mkunst.ru) |
Пятый студийный альбом жизнерадостной питерской группы «Маркшейдер Кунст» в очередной раз подтвердил, что эти парни гораздо лучше умеют играть, чем петь.
Качество настолько редкое в наших широтах, что выделиться лица необщим выраженьем этому регги-латино-ска коллективу удалось, несмотря даже на непроизносимое название.
«Markscheider Kunst» успел поиграть на одной сцене вместе с классиками жанра, вроде «The Skatalites» или «Manu Chao». Напрашивается параллель с «Аукцыоном», тоже неимоверно зацикленным именно на качестве музыки и тоже поигравшим с Marc Ribot. «Маркшейдеры» не претендуют на философскую глубину своих песен или на изощренность вокальных данных. А вот превосходно оркестровать танцевальные ритмы стран Карибского бассейна у них получается лучше всех в России.
13 треков альбома «Café Babalu» – это мощный поток танцевальной музыки на слабую долю. Конечно, добиться концертного звучания на студийных альбомах группа не может, да и ни разу этого не получалось раньше. Не получилось и сейчас.
Концерты «Markscheider Kunst» – особая феерия. Но зафиксировать новые темы, записать в хорошей студии так, чтобы каждый из многочисленных инструментов был отчетливо слышен – для этого альбомы этой группы и существуют.
На широкую аудиторию этот регги-кит всплывал дважды. В начале 90-х абсурдистская речевка «У меня нет денег, потому что нет денег» широко проникла в массы люмпенизированной интеллигенции.
А в 2006 году сразу четыре песни «Markscheider Kunst» вошли в саундтрек фильма «Питер FM», который вдруг стал необычайно модным. В новом альбоме «Café Babalu» нет ни «Денег», ни песен из «Питер FM» (они звучали на двух предыдущих альбомах).
Зато есть видеоклип «Кваса-Кваса», сквозной мелодии того фильма и без единого кадра из фильма. Целиком анимационный.
Новые песни «Markscheider Kunst» вряд ли попадут в какой-либо эфир – уж слишком вызывающе нерадийны. Кроме разве «Рыбы», продолжающей эстафету «Кваса-Кваса».
Альбом завершается 12-минутным инструменталом, плюющим на все форматы и просто торжествующе излучающим радость музыкантов от своего жизнерадостного музицирования.
Оценка: 7 из 10.