Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариевМартовское обострение
Весной яркие музыкальные события сменяют друг друга с особенной быстротой. Совсем немного осталось до Московского Пасхального фестиваля, хотя столица будто и не прощалась с Мариинским театром, совсем недавно показавшим здесь «Енуфу» и «Электру», две свежие постановки. Столь же мощным дуплетом обещает выстрелить Новосибирская опера, также представляющая на «Золотой маске» два спектакля. Ими дирижирует Теодор Курентзис, у которого в те же дни еще две заметные программы
Их лучше не пропускать, как нельзя пропустить и концерт памяти Альфреда Шнитке, не говоря уже о фестивале «Виртуозы гитары». Об этих и других мероприятиях – в нашем хит-параде, где вы найдете всё самое важное на две предстоящие недели.
1. Неискренняя условность
Гитара и по сей день не вполне оценена в качестве истинно благородного инструмента, хотя предыдущее столетие обернулось для нее настоящим прорывом
В этом году исполняется десять лет со дня смерти Альфреда Шнитке – последнего композитора нашего времени, чье имя известно довольно широкой публике.
Изобретатель полистилистики, мастер коллажа, он чувствовал себя как дома в музыке самых разных эпох. Несмотря на уникальное место Шнитке в современной отечественной культуре вечер его музыки в Москве – большая редкость.
Тем более заметным исключением станет концерт 22 марта в Малом зале Консерватории: впервые в одной программе будут исполнены все сочинения Шнитке для скрипки и фортепиано.
Помимо трех скрипичных сонат, это «Поздравительное рондо», «Stille Nacht» (пьеса, в основу которой легла обработка немецкой песни) и широко известная «Cюита в старинном стиле». Их представят постоянные участники фестиваля «Возвращение» Роман Минц и Екатерина Апекишева.
Написанные в разные эпохи (1963, 1968, 1994), три сонаты идеально соответствуют гегелевской триаде – тезис, антитезис, синтез.
Первая – ранняя, но искусная работа с очевидным влиянием Прокофьева и Шостаковича, с фирменным для Шнитке привлечением «низменной эстрадной сферы» в финале.
Вторая, написанная в результате авторского недовольства первой, – плач о распаде формы, декларация о ее невозможности в новейшее время, «когда сама идея формы стоит под сомнением как некая неискренняя условность».
Третья, компактная и лаконичная – абсолютно чистая и ясная музыка, свидетельствующая о высшей зрелости мастера.
Украшением вечера станет «Сюита в старинном стиле» – в не слишком известной аранжировке для виоль д'амур, клавесина и ударных (здесь к Роману Минцу присоединятся Анна Карпенко, Андрей Дойников и Дмитрий Власик). Исполненная таким образом, эта музыка уже не звучит «убедительно, как цитата», оставаясь самостоятельным авторским произведением.
Более того, эта обработка, сделанная альтистом Игорем Богуславским, куда ближе к стилистике Шнитке, чем изначальная версия сочинения, после исполнения которой автор даже отказывался выходить на сцену.
2. Золотой гвоздь программы
Ролан Диенс – крупнейшая фигура в международном гитарном сообществе(фото: marlowguitar.org) |
Форум впервые состоялся два года назад и доказал свою жизнеспособность: круг его участников все шире, а зал каждый вечер полон.
Удивительно, что гитара и по сей день не вполне оценена в качестве истинно благородного инструмента, хотя предыдущее столетие обернулось для нее настоящим прорывом.
Он был связан, в первую очередь, с именем феноменального гитариста Андреса Сеговии, по инициативе которого многие композиторы стали писать для гитары, обогатив ее репертуар.
Как полноправный ансамблевый инструмент гитару использовали Николо Паганини, Арнольд Шенберг, Антон Веберн, Жак Ибер, Пьер Булез, Лучано Берио, Эдисон Денисов, Ханс Вернер Хенце и другие. Без гитары не обошлись и шедевры отнюдь не камерного характера – грандиозная Седьмая симфония Малера или опера Берга «Воццек».
Тем ценнее почин Московской филармонии, организовавшей фестиваль «Виртуозы гитары». 21 марта в зал Чайковского приглашает Ролан Диенс – крупнейшая фигура в международном гитарном сообществе, гитарист-виртуоз, незаурядный импровизатор и аранжировщик, композитор, профессор Парижской консерватории.
Название программы говорит само за себя – «Классика. Джаз. Импровизация». 27 марта будут исполнены четыре концерта для гитары с оркестром; среди них будет, конечно, и знаменитый «Аранхуэс» Родриго – азбука гитарного репертуара, «золотой гвоздь программы» любого гитариста.
28 марта – еще одна сольная программа, которую представит итальянец Аниелло Дезидерио.
29 марта, возможно, самый интересный вечер фестиваля: прозвучит шесть крупных сочинений, среди которых гитарный концерт Вила-Лобоса, «Сказки Андерсена» Алексея Рыбникова и концерт Астора Пьяццоллы для гитары и бандонеона.
Последнее сочинение будет представлено в обработке Бориса Андрианова для виолончели; с Андриановым вместе на сцену выйдет Дмитрий Илларионов – один из лучших российских гитаристов, без инициативы которого фестиваль «Виртуозы гитары» мог бы и не появиться.
В свое время дуэт Илларионова–Андрианова был среди номинантов «Грэмми», и их выступление, несомненно, станет событием. Фестиваль завершится 30 марта традиционным гала-концертом, где выступят все участники марафона.
3. Дирижер Новосибирского уезда
- Хранители вечных традиций
- Кристина Блаумане: «Возненавидеть музыку мне не грозит»
- Возвращение одержимых
- Автоматчики против царей
- Первопроходцы, бюрократиада и полуденная ведьма
Последнюю неделю марта можно назвать неделей Теодора Курентзиса в Москве: за несколько дней маэстро продирижирует тремя операми и одним концертом.
В этом году участие Курентзиса в столичной музыкальной жизни еще заметнее прежнего: Московская филармония впервые предоставила ему персональный абонемент.
Его завершит концертное исполнение оперы Пуччини «Богема» 25 марта в Большом зале консерватории. Двумя днями раньше в этих же стенах Курентзис дирижирует концертом памяти Святослава Рихтера.
Как правило, прежде подобные программы представляли музыканты рихтеровского круга, но Фонд Святослава Рихтера уже второй год подряд доверяет мемориальную программу Курентзису и, судя по всему, не ошибается.
Оркестр Musica Aeterna Ensemble исполнит сочинения Бетховена – Пятую симфонию и Скрипичный концерт (солистка Изабель Фауст). Обещано, что играть будут на жильных струнах, с учетом всех бетховенских указаний, которые соблюдаются далеко не всегда.
Невозможно обойти вниманием и два спектакля, которые Новосибирская опера с Курентзисом во главе представляет на фестивале «Золотая маска»: «Свадьба Фигаро» Моцарта 31 марта и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича 2 апреля (на сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко).
У первой постановки пять номинаций на «Маску», у второй – три, и есть все основания полагать, что борьба между ними и другими претендентами будет нешуточной.
«Свадьбу Фигаро» Курентзис представлял в Москве два года назад в концертном исполнении, чуть раньше дирижировал фрагментами «Леди Макбет», и в обоих случаях речь о музыке, в которой ему есть что сказать.
А если учесть, что Новосибирск уже не первый год считается третьим оперным городом России, то сходить хотя бы на один из двух спектаклей непременно стоит.
4. Понедельник - день тяжелый
Леонид Десятников, возглавляющий нынче на «Золотой маске» жюри музыкального театра(фото: ИТАР-ТАСС) |
Любой концертный сезон, даже в условиях самого ужасного безрыбья, непременно предлагает такие вечера, когда хочется раздвоиться, растроиться, расчетвериться и пойти в несколько мест разом.
Остается или сделать тяжелый выбор, или в антракте перебежать из одного зала в другой, или отправить надежных друзей на все те концерты, на которые не попадаешь сам и потом удовольствоваться их рассказами.
В любом случае, 31 марта Новосибирская опера дает «Свадьбу Фигаро», пропускать которую нельзя. Но что же делать, если в этот вечер еще целых три достойных концерта?
Если вы еще не любите Кароля Шимановского, остается только позавидовать – вас ждут колоссальные открытия. С трудом поддается классификации творчество этого чудесного польского композитора, родившегося на Украине и прожившего несколько лет в России.
У нас его музыку играют крайне редко, и тем больше причин пойти в Большой зал Консерватории, где Валерий Полянский дирижирует Концертной симфонией Шимановского для фортепиано с оркестром – великолепным сочинением, сравнимым с лучшими творениями Бартока.
Леонид Десятников, возглавляющий нынче на «Золотой маске» жюри музыкального театра, в этот вечер наверняка выберет «Фигаро», в то время как в театре «Школа
драматического искусства» будут играть его музыку.
«Две русские песни» Десятникова, наряду с сочинениями Малера, Шумана и Чайковского, представят Эндрю Гудвин и Алексей Гориболь, одни из лучших исполнителей музыки Леонида Аркадьевича.
Скрипачка Елена Ревич и виолончелист Борис Андрианов присоединятся к ним для того, чтобы сыграть Элегию из музыки Десятникова к спектаклю Александринского театра «Живой труп».
Тем временем в Камерном зале Московской филармонии продолжается абонемент «Автора!», в рамках которого современные московские композиторы представляют сочинения как своих коллег, так и собственные.
На сцене – Московский ансамбль современной музыки, когда-то созданный по образцу булезовского Ensemble InterContemporain и объединяющий лучших оркестрантов и ансамблистов Москвы.
Программу 31 марта представит Павел Карманов; помимо его опусов, прозвучат также «Моцарт-трио» Арво Пярта, «Ярило» Николая Корндорфа и скрипичная соната Валентина Сильвестрова – современная классика, ни больше ни меньше.
Главное в этот вечер – сделать правильный выбор.