Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
4 комментарияЧеловек с добрыми глазами
Последняя роль Вячеслава Тихонова – Всевышний
Так называется новая роль Вячеслава Тихонова в фильме Рязанова «Андерсен». Актеру исполняется 80 лет. Интеллигенты и аристократы в его исполнении были предельно близки и понятны народу, а рабочие парни имели в душе "интеллигентскую" струнку.
«Молодая гвардия» и «Доживем до понедельника», «Дело было в Пенькове» и «Семнадцать мгновений весны», «Война и мир» и «Любовь с привилегиями». Тихонов удивительно хорош в каждой из этих ролей.
Главный Штирлиц страны
Идеальный зрелый мужчина у большинства советских женщин будет ассоциироваться именно с Тихоновым
Главный – потому что было еще несколько Штирлицев-Исаевых в экранизациях других произведений Юлиана Семенова. Запомнился и затмил других, конечно, Штирлиц Тихонова. Когда читаешь интервью с создателями и участниками этого фильма, вышедшего на ТВ-экраны в 1973 году, нет-нет да проскользнет замечание: мы, мол, не ожидали подобной реакции, бешеной популярности и народной любви, делали обычный фильм. Это либо лукавство, либо забывчивость.
«Семнадцать мгновений весны» был едва ли не первым советским – не поворачивается язык сказать – «сериалом». Многосерийным художественным фильмом – эта официальная формулировка звучит более гордо.
Телезрелища такого формата были редкостью и неизбежно вызывали повышенный интерес зрителей. Тихонову было 45, когда он сыграл Штирлица.
С тех пор идеал зрелого мужчины у большинства советских женщин будет ассоциироваться именно с Тихоновым в этой роли. Я не рискну сказать «секс-символ», Штирлиц в исполнении Тихонова принципиально асексуален, зато обладает куда более ценимыми в те времена качествами: надежностью, способностью понимать окружающих, умением уходить с головой в работу.
Штирлиц был своего рода эталоном и для детских игр того времени. Да-да, если говорить о ролевых играх (тогда это выражение еще не стало термином), то в «чапаева» уже не играли, по-прежнему оставались популярными игры в «индейцев» и – на непродолжительный, но очень яркий период – в «штирлица».
Что уж там говорить – Штирлиц был идеальным образом не только «мужа» для многих советских женщин, но и «отца» для многих детей. Притом, что в фильме он не был ни отцом, ни мужем (даже в знаменитой сцене свидания с женой, он не муж, а, скорее, Одиссей, который не вернется на Итаку).
Не только Штирлиц
- Гайдай снова с нами
- Высоцкий: Ворованный воздух
- Павел Руднев: Любимову – 90!
- Николсон отмечает юбилей
Тихонов прогремел в роли Штирлица лишь для совсем молодых зрителей. Киноманы старшего возраста, разумеется, помнили его предыдущие знаковые роли.
Собственно, одной из самых важных ролей в его жизни была первая – в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», снятом в 1948 году. Тихонов был в то время еще студентом ВГИКа, и участие в фильме режиссера такого уровня, в фильме, столь важном с идеологической точки зрения, не могло пройти незамеченным.
Для молодого человека, который почти провалился на экзаменах (сначала его взяли на один испытательный семестр), это было настоящим подарком.
Родители Тихонова, кстати, сначала не одобряли его намерения стать актером. Дело было даже не в том, что его отец был механиком по ткацким станкам, а мать работала в детском саду воспитательницей. И даже не в прагматичном подходе к выбору будущей профессии (мать говорила ему, чтобы шел туда, где будет проще доставать продукты, например, в Тимирязевскую, на дворе стоял 1945 год).
Молодой Тихонов был простым парнем, который ну никак не совпадал с образами актеров того времени. Сам Тихонов перечислял главные фильмы своей юности: «Чапаев», «Депутат Балтики», «Мы из Кронштадта», «Большая жизнь», «Два бойца» и говорил, что ему хотелось подражать таким актерам, как Андреев, Крючков и Алейников.
Но именно эта простота определила основные вехи его актерской карьеры. После «Молодой гвардии» роли были, но какие-то необязательные, вплоть до первого настоящего успеха – тракториста Морозова в фильме Ростоцкого «Дело было в Пенькове», который вышел в 1958 году. Затем был матрос в «Чрезвычайном происшествии» и, казалось, актерский образ уже устоялся.
Но неожиданно Тихонов начинает играть дворян и аристократов, главная роль в этой «обойме» – Андрей Болконский в «Войне и мире». Дело тут даже не только и не столько во внешних данных.
Наверное, эта внутренняя простота в какой-то своей глубине отвечала аристократическому идеалу. И не случайно вслед за ролями аристократов пошли роли интеллигентов («Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное Ухо»), которые тоже, были своего рода советской «аристократией в изгнании».
Вслед за Штирлицем пошли роли военных, чекистов и дипломатов. Режиссеры эксплуатировали те черты, которые были найдены в Штирлице, и приспособляли их под сценарные нужды («… и другие официальные лица», «ТАСС уполномочен заявить»).
Наконец, в последние годы пошли роли (редкие, потому что Тихонов очень разборчив) мудрые и патриархальные (Тихон в «Бесах», архивариус в «Убить дракона»). И последняя (пока) роль в «Андерсене» Рязанова – это как бы Всевышний, «человек с добрым лицом и нимбом на голове».
80 лет – возраст значительный, но настоящий актер с каждым годом лишь созревает для новых, прежде недоступных ему ролей. Желаем их и Вячеславу Тихонову!