Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевМаша и Медведь
Берлинале, самый «холодный», зимний фестиваль великолепной триады Канн – Венеция – Берлин,стартует в 58-й раз. На знаменитой площади Постдамерплатц, недавно отстроенной прямо над бывшим бункером Гитлера, на ничейной земле, разделяющей восточную и западную части великого города, столпотворение: киноманы и не приглашенные на прием по случаю открытия журналисты мерзнут, словно диккенсовские дети, заглядывающие в окна богатых домов.
Ничего страшного, уже завтра и те и другие возьмут свое. Ибо берлинская аккредитация дает право «первой ночи» именно журналистам, которые могут лицезреть премьеры раньше всех; для киноманов же здесь делают все возможное – на Постдамерплатц есть залы, предназначенные исключительно для поклонников и любителей кино.
Панорама» откроется российской картиной, «Русалкой» Анны Меликян; всего же на Берлинале будет семь русских картин
Вообще-то первый день в Берлине всегда не слишком праздничный: холодно (это вам не Лазурный Берег в мае), промозгло. Красная дорожка здесь, вместо того чтобы, как в Канне, виться лестницей в небо, наоборот, уходит из-под ног куда-то вниз…
Берлинале как будто бы с самого начала предупреждает, что – в отличие от высокомерно-блистательного Канна и утонченной Венеции – продемонстрирует вам немецкую деловитость, политизированность и хорошо артикулированную гражданскую позицию.
Иногда даже слишком хорошо артикулированную, до такой степени, что тебя не покидает ощущение, будто находишься на семинаре по правам человека, а не на кинофестивале.
И хотя в этом году обещают суперпремьеры (вроде фильма самой Мадонны) и акции (типа ретроспективы Бунюэля), Берлинале не собирается себе изменять: в основной конкурс включены фильмы с отчетливым политическим акцентом.
Одно то, что главный список украшает «Катынь» Анджея Вайды, фильм, повествующий об одном из самых чудовищных преступлений Сталина – расстреле нескольких тысяч польских офицеров (среди которых оказался и родной отец Вайды), – говорит уже о многом.
- Фильмы, присланные из Германии
- Судовой журнал эдинбургского пассажира
- Михалков снял лучший фильм года
- Россияне вышли в финал «Оскара»
- Спецприз для России
Другие картины – об издевательствах в тюрьмах, о произволе, о нарушении прав человека и, наконец, о бездушном нефтяном магнате (а заодно и о мистике нефти как таковой) – тоже не дадут вам продыху.
В общем, если вы закоренелый эстет, предпочитающий гламур Вонг Кар Вая или стилистические изыски Гринуэя, делать вам на Берлинале абсолютно нечего.
Впрочем, кроме тяжеловесного конкурса, здесь есть множество параллельных программ (на которых, кстати, и оттягиваются вышеупомянутые синефилы) – «Панорама», например, где политики все же меньше, чем искусства.
Между прочим, «Панорама» в этом году откроется российской картиной, «Русалкой» Анны Меликян; всего же на Берлинале будет семь русских картин – от меликяновской «Русалки» и «Нирваны» Игоря Волошина до мультиков, включенных в программу «Поколение».
Кроме того, в основном жюри будет заседать российский продюсер Александр Роднянский*, президент «СТС Медиа».
Поскольку в этом году голливудские звезды из-за забастовки сценаристов так и не смогли блеснуть на «Золотом глобусе», площадкой для вечной ярмарки тщеславия может стать Берлинале: здесь ждут не только Скарлетт Йоханссон и Натали Портман, Джона Малковича и Бена Кингсли (называю самых знаменитых), но и саму Мадонну. В кулуарах шепчутся, что она приедет непременно, что уже вызывает страшный ажиотаж.
Хотя для политически озабоченного Берлинале звезды не являются приоритетом: при всей своей тяжеловесности именно этот фестиваль можно назвать демократичным и чуть ли не студенческим.
Насколько мне известно, только здесь есть своеобразное «гетто» для начинающих. И это так называемый «Форум», где вы можете свободно пообщаться с великими, посмотреть вблизи на классика, послушать лекции и мастер-классы. Для чего не обязательно обладать престижной аккредитацией газеты «Нью-Йорк Таймс» или быть приближенным к фестивальным службам.
Наиболее же продвинутые кинолюбители с огромным интересом ждут так называемых специальных показов, состоящих из авангардных произведений, пронизанных духом эксперимента.
Все они будут показаны в Берлине впервые.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом