Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
6 января 2008, 12:40 • Культура

Завтра была война

Завтра была война
@ chtivo.ru

Tекст: Ангел и Бес

Мы, Ангел и Бес, уже три года рецензируем российские, а бывает, и заграничные бестселлеры. Спустившись с небес, поднявшись из преисподней, предлагаем московской, питерской, российской и еще всей прочей публике наш скромный труд.

Бес

Если начнешь умничать и раскопаешь что-нибудь недозволенное, тебе диссертацию защитить не дадут, да и из института, скорее всего, выживут

Троекратное «ура!» грянуло в недрах преисподней, когда увидел свет очередной шедевр Марка Солонина «23 июня: день М». Сам Сатана выпил бокал черного кагора стоя, празднуя это знаменательное событие. Да и кто же, кроме врага рода человеческого, может радоваться, когда очередной выкормыш ЦРУ начинает, извините, гадить на могилы своих дедов, благодаря которым он клепает, сидя за компьютером, паскудные книжонки, а не пущен на удобрения приусадебных хозяйств близ Дахау?

Возрадовался и я – вслед за начальством, а прочитав, уяснил и сам для себя, отчего «23 июня: день М» вызвала такой восторг у владыки ада.

Постперестроечный угар не отпустил страну до сих пор. Мало, мало разоблачительных криков про упыря Сталина раздавалось на рубежах 80–90-х годов – надо еще. Вот на дворе конец 2007 года, а у предателя Резуна (он же Виктор Суворов) нашелся достойный преемник.

В очередной книге Солонин вновь кричит о том, что Великую Отечественную войну выиграл исключительно русский народ (который, впрочем, тоже массово бежал с поля, не желая защищать поганых большевиков), а криворукие неумехи Сталин и Жуков ему только мешали. Особенно сильно, конечно, кровавый упырь Сталин – жестокий, тронутый на всю голову параноик, который еще до войны загнал на нары всех талантливых генералов, которых он очень боялся.

Но самое страшное даже не это. Гитлер-то, оказывается, был нормальным, умным, добрым дядькой, который заботился о своем народе, – вот потому он и нанес 22 июня 1941 года превентивный удар, ибо, как известно ныне каждому российскому школьнику, кровавый упырь Сталин сам хотел захватить Европу. Отбив ее у Гитлера, видимо. Поэтому логично было напасть первым, защищая Запад от коммунистической заразы, пусть даже и ценой крови немецкого народа, – войну, по великому историку Виктору Суворову, иногда начинают не за тем, чтобы выиграть.

Но и это не самое страшное. В любой книжонке из серии «не ври, профессор, не так все было» должна рефреном следовать фраза (и в «23 июня: день М» она есть): «А вот как было на самом деле».

Так вот. На самом-то деле у немцев никакого численного преимущества не было. Было одно лишь умение воевать, которым они Красную армию в первые же дни и смяли. А еще русский народ-де не желал воевать за светлые идеалы коммунизма, а потому в первые же дни войны советские летчики и танкисты, пехотинцы и артиллеристы, генералы и полковники, сержанты и рядовые побросали свои танки и самолеты, выкинули винтовки и пулеметы, сели на полуторки и на полной скорости – в тыл!

Многие, и Ангел в том числе, наверняка ополчатся на меня после такого начала. Да, скажут мне, это черные, позорные страницы истории России. Но так было. Марк Солонин написал серьезный исторический труд, а потому, чушкари немытые, терпите правду: из песни слова не выкинешь.

А чтобы возражать историку, будь любезен, приведи контраргументы, подкрепленные серьезными выкладками. И я охотно согласился бы с этим возмущенным хором, да вот беда: не могу я «23 июня: день М» назвать историческим исследованием.

Во-первых, обратимся к личности автора. Если кто не знает, Марк Солонин – авиаконструктор. И, наверное, авиаконструктор весьма неплохой. Но на кой ляд он взялся писать исторические книжки? Понятно, что денег ему захотелось. Но, уважаемая публика, много ли из вас найдется желающих пойти к врачу, который занимает свою должность без году неделя, а до этого пятнадцать лет проработал сантехником? Сомневаюсь. Так что же побуждает граждан верить книгам о «неизвестной войне», написанным человеком, который не имеет к исторической науке никакого отношения? Загадка.

Гитлер-то, оказывается, был нормальным, умным, добрым дядькой, который заботился о своем народе
Гитлер-то, оказывается, был нормальным, умным, добрым дядькой, который заботился о своем народе

Во-первых, любой мало-мальски серьезный исторический труд должен начинаться с рассмотрения источников. «23 июня: день М» начинается с оплевывания гнусного партийного функционера Гареева, который все переврал и придумал. И все. Больше у нас про Великую Отечественную войну никто не писал, а если и писал, так только повторял гареевские бредни.

Ознакомившись же со списком литературы в конце книги, я просто обалдел: абсолютное большинство книг издано в конце 80-х – середине 90-х годов и позже!!! Все ли помнят, что творилось в те годы? Все ли помнят, как в лихорадке всеобщего нигилизма сносили памятники и переписывали (а то и просто досочиняли на ходу) историю, открывая все новую и новую «правду о войне»? И ответьте мне, исходя из припоминаемого: можно ли, основываясь только лишь на тех, «новых» «беспристрастных» данных, пытаться заяснить всему миру, «как все было на самом деле»?

Но я совершенно зря переживаю по поводу цифр. Как пишет сам Солонин, «точные цифры, характеризующие численный состав и вооружение Красной армии… невозможно назвать в принципе». Да это, собственно, и не важно: ведь, «как станет ясно из дальнейшего, это и не создает больших проблем для исследователя, так как при численном превосходстве, которым обладала Красная армия, небольшие «погрешности измерения» уже не имеют принципиального значения». Вот так вот, граждане историки. Брейтесь. Вся ваша скрупулезная работа с документами, попытки привести хоть какие-то цифры «от и до» – оно для настоящего исследователя никакого значения не имеет.

Ну и совершенно незачем говорить, что настоящий историк навряд ли позволит себе даже мелочную лажу вроде каких-то мифических «767 автоматов» на пехотную дивизию вермахта, ибо в те годы, собственно, об автоматах слыхом не слыхивали: пресловутый МП-40 – это пистолет-пулемет (о чем авиаконструктору простительно не знать). А «Лишняя глава», в которой рассказано, как Сталин «с потухшей трубкой в руках прохаживался по ковровой дорожке» и что он при этом говорил, – это вообще художественная литература. Причем отмазка для этой вставки автором придумана просто железная: «Почему ИМ всем так можно, а мне нельзя?» Да, и впрямь не поспоришь: все побежали – и я побежал.

Много еще я мог бы сказать про «23 июня: день М», много хвалебных песен пропеть, но – регламент. Поэтому резюмирую кратко. Пишите дальше, Марк Солонин. Заставьте народ-богоносец уразуметь наконец, что никакой великой истории и никаких великих побед у него нет и никогда не было, а есть только сплошные захватнические планы, реализуемые через непрерывное заваливание супротивников трупами, ибо велика Россия и пушечного мяса у нее предостаточно.

Ну а я, со своей стороны, обещаю выбить вам в аду местечко поудобнее, попрестижнее.

Аккурат рядом с Гитлером и Муссолини.

Ангел

Зря Нечистый злобствует. Солонин – «дилетант», «историк-любитель». Думаете, если у человека диплом истфака, то он хорошо в этой самой истории разбирается? Какой-нибудь студент-троечник все экзамены-зачеты сдал по шпаргалкам, в аспирантуру его приняли, потому что папа сунул кому надо на лапу. И такой вот дипломированный специалист, пусть даже с ученой степенью, что-то смыслит в науке?

Скажете, таких мало? А известно ли Бесу, что в академических институтах и на университетских кафедрах среди сотен и тысяч профессиональных историков – кандидатов, докторов наук, членкоров и действительных членов РАН не нашлось специалистов, которые смогли бы вести научный спор с беглым диверсантом Виктором Суворовым и авиаконструктором Марком Солониным?

Значит, или спорить не умеют, или нет у них аргументов! А когда аргументов нет, то остается вслед за Михаилом Самуэльевичем Паниковским схватить противника за грудки да истерично крикнуть: «А ты кто такой?!!» Вот и Бес, даром что враг рода человеческого, придрался: не историк Марк Солонин.

А известно ли Бесу, что порядочные историки вообще о начале Великой Отечественной не пишут?

Ирония судьбы: единственным квалифицированным противником Суворова и Солонина оказался… еще один историк-любитель, Алексей Исаев. Его «антиледоколы» если и не всегда убедительны, но уж по крайней мере не смешны.

Перевелись историки на Русской земле? Нет, не перевелись. Хороших историков, в том числе специалистов по Второй мировой, в России немало, вот только пишут они о Курской битве, о форсировании Днепра, о штурме Берлина – о чем угодно, только не о первых месяцах войны.

Почему? А потому что знают: если начнешь умничать и раскопаешь что-нибудь недозволенное, тебе денежный грант не обломится, диссертацию защитить не дадут, да и из института, скорее всего, выживут.

Потому что не надо прикасаться к самой страшной тайне Второй мировой!

К тайне допущены только самые проверенные, вроде академика Махмута Ахметовича Гареева. С публичной порки этого академика трех академий (военной, РАН и естественных наук) и автора 250 научных трудов Марк Солонин и начинает свою книгу.

Красная армия – самая большая армия в мире – вооружена была куда лучше вермахта
Красная армия – самая большая армия в мире – вооружена была куда лучше вермахта

А ведь поделом академику! В научных трудах этого почтенного историка ошибок больше, чем в курсовой иного студента-троечника: перепутал количество немецких дивизий, воевавших на Восточном фронте, завысил раз в пять число уничтоженных немецких самолетов, удлинил линию Восточного фронта почти вчетверо (или у историков плохо с арифметикой?) и сообщил, что в ходе Великой Отечественной советскими вооруженными силами было уничтожено 2,5 тысячи «боевых кораблей, транспортных и вспомогательных судов».

«Даже барон Мюнхгаузен, пролетая на пушечном ядре над Черным и Балтийским морями, не смог бы обнаружить там такое количество боевых кораблей Германии», – пишет Марк Солонин.

Для поклонников Виктора Суворова первые две части книги дадут не так много нового. Солонин просто перепроверил концепцию Суворова, использовав недавно опубликованные документы, которых в свое время не было в распоряжении автора «Ледокола».

Оказалось, что основные выводы «беглого диверсанта» подтвердились: Советский Союз готовился к большой «освободительной» войне. Красная армия – самая большая армия в мире – вооружена была куда лучше вермахта. Военные планы Советского Союза носили исключительно наступательный характер, обороняться никто даже не собирался. Да и глупо обороняться, ведь одних только танков у РККА было в несколько раз больше, чем у немцев. Не только с Т-34 и КВ, но и с Т-28 ни один немецкий танк не мог сравниться.

Но вот в третей части начинается нечто новое. В первые же дни и даже часы войны происходят странные вещи. Немецкие части как сквозь масло проходят советские укрепрайоны, советские мехкорпуса, отправленные в контратаку, таят на глазах, еще не успев повстречаться с захватчиком.

Танки ломаются на ходу, выходят из строя. Как призрак, как мираж, растаял в белорусских болотах 6-й мехкорпус генерала Хацкилевича (он был мощнее любой немецкой танковой группы). Рассыпался после нескольких незначительных столкновений с противником грозный 4-й мехкорпус генерала Власова (того самого). И так почти все советские армии, мехкорпуса, дивизии.

Есть в книге Солонина такая глава: «Голоса 41 года». Там собранно 35 свидетельств массового дезертирства, разложения армии, массового бегства. Вооруженная до зубов Красная армия просто отказалась воевать. Мужество отдельных героев, уже с первых дней попытавшихся дать немцам отпор, не спасло страну от чудовищного разгрома.

Почему армия отказалась воевать? Этот вопрос уже выходит за рамки исследования, как любят говорить историки на защитах своих диссертаций. Солонин, конечно, предполагает: аукнулись Гражданская война, коллективизация и большой террор.

Полуголодные крестьяне, призванные из до нитки ограбленных советской властью колхозов, не горели желанием нести «счастье» европейским «братьям по классу». Войне еще только предстояло стать священной и Отечественной. Но это тема уже другой книги.

Бес утверждает, что все это сказки. Мол, на денежки ЦРУ живет г-н Солонин, по заказу американского конгресса пишет свои сочинения.

А я вот думаю иначе. Нельзя все свести к «бабкам». Не корысти ради работал «историк-любитель».

Бес, конечно, не поверит, но истинно научные исследования проводят не ради гранта или ученой степени, а просто чтобы удовлетворить свое любопытство. Историческую правду ищут не по велению ЦРУ, а по велению своей совести. А я, несмотря на все насмешки моего коллеги из преисподней, таким добросовестным и совестливым людям помогал и помогать буду.

..............