Игорь Караулов Игорь Караулов Европа выбрасывает демократию за ненадобностью

Европа беднеет, становится малоперспективным экономическим захолустьем мира. Недовольство граждан непременно будет расти – а значит, можно ожидать и подъема популярности тех партий и политиков, которых принято считать несистемными. Поэтому лучше загодя их вырезать, «не дожидаясь перитонита».

13 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зеленский предчувствует свою участь

Человек смертен, и, главное, внезапно смертен. Никто не знает, сколько кому на роду написано. Теряющему разум Зе явно стоит внимательно оглядываться по сторонам...

13 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Искусственный интеллект никогда не заменит учителя

Конечно, в чем-то ИИ может быть полезен – но общество, в котором им попробуют заменить учителя, долго не протянет. Детей должны учить люди – хорошие люди, носители высокой культуры и твердых нравственных убеждений – а не роботы.

34 комментария
28 января 2008, 19:35 • Культура

Михаил Козаков: «На мой век публики хватит»

Михаил Козаков: «На мой век публики хватит»

Михаил Козаков: «На мой век публики хватит»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Михаил Шабашов

Сейчас телевизионные пульты заменили клавиши фортепиано – мы тыкаем кнопки почти с такой же скоростью, только взамен получаем бессмыслицу во множестве вариантов. Ее величество Мысль вымели из телевидения, и она переместилась на островки концертных залов и театральных подмостков. Там можно утолить жажду по интеллекту, увидеть и услышать то, о чем тоскует Душа. Это можно сделать, например, побывав на поэтических вечерах Михаила Козакова.

Он не любит по поводу себя восторженных эпитетов, хотя они роем жужжат возле его имени и так и норовят примоститься. Удержаться от этого соблазна очень трудно.

Никакие «Культурные революции», тем более на «Пусть говорят» и иже с ней – ни шагу. Это все за гранью моего понимания

Михаил Михайлович назначил встречу у себя дома. Человек, которому по всем статьям полагается дворецкий, сам встретил меня у лифта и проводил в свое однокомнатное княжество, в котором много книг и фотографий.

К точке зрения Козакова на многие вещи стоит прислушаться, ибо о безупречности его вкуса подобает молчать. C известным актером и режиссером встретился корреспондент газеты ВЗГЛЯД Михаил Шабашов.

– Михаил Михайлович, афиши ваших поэтических вечеров можно увидеть чаще, чем вас по телевидению. Скажите, живо искусство устного слова?
– Тенденции к его угасанию были в начале 90-х годов. Сейчас – наоборот. Я это сужу по полным залам, где мне доводится выступать, – и в Концертном зале им. Чайковского, и в Доме музыки, и в Ленинградской филармонии, и в Калининграде, и в Набережных Челнах, и в Ярославле. Да везде, куда меня позовет гастрольный график!

У меня много поэтических программ – «От Пушкина до Бродского»; по стихам Давида Самойлова – «Мне снился сон», который я исполняю вместе с певицей Анастасией Модестовой.

По Иосифу Бродскому сейчас у меня две программы: «Дуэт для голоса с саксофоном» – раньше я его играл с Алексеем Козловым, потом долгое время с Игорем Бутманом, а теперь с Александром Новиковым, молодым талантливым саксофонистом.

Вторая программа – «Ниоткуда с любовью…». Это целый спектакль, который мы даем в театре «Школа современной пьесы». Здесь звучат стихи, песни, романсы и дуэты, которые исполняет Владимир Качан и Анастасия Модестова.

Мы воспроизводим подлинные диалоги из книги Соломона Волкова о Бродском и фрагменты из интервью поэта. А на экране показывают кадры с Иосифом Александровичем и его рисунки. Вот такой комбинированный спектакль.

Два-три раза в месяц мы его представляем зрителям. Но мы не только в Москве выступаем – ездим в Петербург, Нижний Новгород и за границу…

Так что с полной уверенностью могу сказать, что сейчас есть возврат к интересу к этому виду искусства. Очевидно, по той причине, что определенной части публики надоели сериалы по телевизору и прочая муть, которую там показывают.

– А как вы относитесь к нынешнему ТВ?
– Для телевидения я много работал начиная с 60-х годов в таких жанрах, как литературный театр, театр литдрамы, телеспектакли… Делал телефильмы, которые снимал, и сам снимался и т.д. Но вот последние два года у меня возникли довольно сложные отношения с телевидением.

Поясняю. Я снял два фильма. Один – шестисерийный «Очарование зла» по сценарию Бородянского и Николая Досталя при моем участии.

Это картина об эмиграции 30-х годов в Париже и происках ОГПУ. Лента о трагических судьбах людей, о любви… Там сыграли прекрасные актеры – Наташа Вдовина, Алексей Серебряков, Карен Бодалов, в роли Цветаевой – Галина Танина, мой сын Кирилл сыграл чекиста Кривицкого.

Это многофигурная история. Картина прошла по каналу RTVI по всему миру, и не один раз. Эту ленту видели в Белоруссии и на Украине. А в России ее не показывают. Вот уже два года она лежит на полке. Найти ее можно и в продаже – она есть на DVD.

Плюс к этому у меня произошел еще один «облом» – по договоренности с компанией «Амедиа» мы с Марком Розовским сочинили сценарий для фильма об убийстве Михоэлса. По книге Левашова и по документам.

Это же целый пласт нашей истории. Сценарий крупный по охвату событий. Но его вычеркнули из плана. Это случилось уже после того, как мое «Очарование зла» легло на полку.

А еще я должен был экранизировать комедию «Любовник Пинтера». Но снова ничего не получилось. Глядя на то, что показывают сегодня по телевизору, я понял, что все мои идеи, которые касаются исторического кино или комедийного, не нужны сейчас.

Это не вписывается в художественную политику современного телеэкрана.

– А что они говорят, эти телевизионные деятели?

– А ничего не говорят! Вот в чем тайна. «Очарование зла» делала компания «Дом-фильм», которую возглавляет Владимир Досталь. Картина куплена каналом «Россия».

И когда я задаю вопрос Досталю, он говорит, что для него самого это тоже загадка. В течение этих последних двух лет я делал попытки связаться с руководителями канала «Россия». Но общался только на уровне секретарш.

Ни один человек из руководящего состава трубку не брал. Я только слышал: «Как вас представить? По какому вы вопросу? Доложим. Вам перезвонят».

И так длится два года. Никто мне не перезванивал. Не ко двору-с…

И тогда я сказал себе: «Ну и бог с ними. Я вернусь к театру». И за прошлый год я поставил три спектакля.

Один в Грузии – «Чайку» Чехова на грузинском языке в театре имени Морджинишвили. Роль Полины Андреевны там играет моя дочь Манана – ей 38 лет, она живет в Грузии.

Второй спектакль – «Ниоткуда с любовью…» – поэтическую программу по стихам Бродского, и третий – «Любовь по системе Станиславского».

Это современная русская комедия, полноценная театральная постановка, в которой играют шесть прекрасных актеров – я тоже причислю себя к ним: Оскар Кучера, Владимир Большов, Александр Песков, Елена Шанина, Инна Милорадова. Она же и автор пьесы.

Мы уже дали премьерный показ в Выборгском дворце культуры в Петербурге. Затем на очереди Брянск, Нижний Новгород, и в начале февраля мы сыграем официальную московскую премьеру в Театре на Малой Бронной.

Это антреприза «Инновация». Там молодые продюсеры, которые серьезно и толково работают. И я надеюсь продолжать свое сотрудничество с ними.

У меня есть и дальнейшие планы – хочу сделать спектакль, который уже когда-то ставил, – «Цветок смеющийся», но уже с молодым составом.

В моем режиссерском портфеле еще как минимум есть две-три пьесы, которые я хочу поставить. Плюс поэтические концерты. Мне этого вполне достаточно.

– Еще по поводу телевидения. Вас можно увидеть фрагментарно в документальных фильмах о наших знаменитых актерах…
– Ну, когда тебя просят рассказать о коллегах по работе, кого ты хорошо знал или знаешь, то почему бы и не откликнуться?

Если я любил актеров, о которых идет речь, то я, конечно, принимаю участие в воспоминаниях о них. Например, о Ролане Быкове, Павле Луспекаеве, Олеге Ефремове...

Вот что касается моего участия в так называемых ток-шоу, то тут картина следующая. Я с удовольствием принял приглашение на программу «Линия жизни».

Спасибо, кстати, каналу «Культура» и за то, что к своему 70-летию мне предоставили возможность сделать четыре передачи. С радостью иду к Андрею Максимову в «Ночной полет»…

На канале «Звезда» я сам могу тет-а-тет побеседовать с достойным человеком. То есть глаза в глаза. А на другие передачи я не хожу.

Никакие «Культурные революции», тем более на «Пусть говорят» и иже с ней – ни шагу. Потому что это все за гранью моего понимания.

– Как вы относитесь к тому, что сделали «Иронию судьбы – 2»?

– Я не буду смотреть этот фильм. Не знаю, может, я неправ, но не буду.

Вот «Карнавальная ночь – 2» в новогоднем варианте мне понравилась. Все-таки это тоже снимал Рязанов. И он преследовал определенную мысль о том, как изменились времена.

Во многом это было сделано очень хорошо. Сергей Маковецкий замечательно справился с ролью бюрократа нового образца. Грустные кадры с Зельдиным…

Из последних работ Эльдара Рязанова мне очень понравилась его лента «Жизнь без любви. Андерсен». Я ее смотрел два раза. Считаю, что это новый Рязанов. Я высоко ставлю эту фантазийную работу.

– А «12» Михалкова смотрели?
– Да. Там очень хорошие актеры, которые играют «номерами», как в сборном концерте. Но фильм, как мне кажется, не лишен конъюнктуры.

Из увиденного мной в последнее время я бы отметил телевизионный фильм Александра Прошкина и Юрия Арабова «Доктор Живаго».

Это единственный сериал, который мне по-настоящему понравился. Я его смотрел дважды. Остальное – или нравится местами, или не нравится вообще.

Например, в «Мастере и Маргарите» Владимира Бортко какие-то куски очень хорошо играл Олег Басилашвили, Александр Абдулов. Но целиком фильм я не принял.

Как и «Идиот», который тоже «местами». Что касается последней версии «Преступления и наказания», то там хорошо сыграл Панин, Балуев…

А в общем лента мне показалась достаточно иллюстративной и от этого бессмысленной.

..............