Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

34 комментария
21 января 2008, 09:10 • Культура

Запоздалое «прости»

Запоздалое «прости»
@ film.ru

Tекст: Александр Фолин

«Искупление» Джо Райта выходит под сенью двух обстоятельств. Во-первых, предыдущей работой Райта была весьма неоднозначная версия «Гордости и предубеждения». Что совсем не вдохновляет. Во-вторых, на момент российской премьеры картина уже была номинирована на 14 из 16 возможных наград Британской киноакадемии. Что как минимум интригует. Впрочем, будем честными: для большинства куда большее значение имеет тот факт, что это сентиментальная и совсем не фонтанирующая событиями мелодрама.

Кстати, коня на переправе Райт решил не менять, так что главную женскую роль здесь, как и в «Гордости и предубеждении», сыграла Кира Найтли. Решение столь же понятное, сколь и спорное. Как спорно и прочтение романа Иэна Макьюэна, которое оказалось не менее поверхностным, чем трактовка, не побоюсь этого слова, культового романа Джейн Остин.

«Искупление»

В конце концов, «Гарри Поттера» тоже так кромсают, что мама, то есть Джоан Роулинг, не узнает

Именно из-за того, что с оригинальной книгой Макьюэна обошлись не слишком милосердно, в более выгодном положении оказались те, кто знакомства с ним счастливо избежал. И, конечно, не потому, что одной из самых избитых поговорок на Земле является сакраментальное: «Кто умножает познания, умножает скорбь». Просто роман хороший, и для его поклонников работа Райта зло. Хоть и неизбежное. В конце концов, «Гарри Поттера» тоже так кромсают, что мама, то есть Джоан Роулинг, не узнает.

Между тем приобщившиеся к главному (если верить BAFTA) британскому фильму 2007 года весьма ловко и сугубо добровольно делятся на два клана, готовых до хрипоты спорить друг с другом. Как нетрудно догадаться, одни остались фильмом довольны, другие соревнуются в том, кто сочинит для Райта самую уничижительную отповедь. Истина, как известно, где-то там…

На фоне разгоревшихся вокруг картины нешуточных баталий, от серьезных теоретических споров до незабвенного «сам дурак», кажется не таким уж важным сюжет, который, надо сказать, при всей внушительности исходного романа укладывается в несколько строк.

1935 год. В богатом поместье британских аристократов разгорается любовь Сесилии, старшей дочери хозяев дома, и Робби, сына экономки. За зарождением чувств ревностно следит младшая сестра Сесилии Брайони. Она слишком мала, чтобы понять, что ею движет, но когда под покровом ночи подвергается насилию их средняя сестра, Эмили, Брайони с уверенностью указывает на Робби. Парень оказывается в тюрьме, а когда начинается война, его отправляют на фронт. Так выходка глупой девчонки ломает сразу несколько судеб.

Конечно, все куда глубже и не так просто. Что к чему – вообще становится понятно только на последних минутах фильма. На это указывает и название, в котором заложена главная мысль романа. Брайони, которая на самом деле (а вовсе не Сесилия) является главной героиней книги и ее экранизации, через всю свою жизнь проносит желание искупить свою вину. А вместе с ним – вопрос, возможно ли искупление вообще.

Райт сместил акценты из философской плоскости к событийной. И очень хочется, с грустью вздохнув, сказать, что таковы законы кино. Но это не совсем так. История кино знает экранизации великих книг, глубина которых передавалась в полной мере. Однако, несмотря на всё это, автор сих строк относится к тем, кто не станет бросать в авторов картины камни.

И дело тут не в том, что книгу я не читал (грешен). Каковы бы ни были претензии к создателям «Искупления», это очень красивый и чувственный фильм, оставляющий приятное послевкусие. В нем есть и блестящие операторские находки, и оригинальные монтажные решения, и неординарный саундтрек, и достойные актерские работы.

«Шепот»

Кадр из фильма «Шепот»
Кадр из фильма «Шепот»
Макс Трумон в свое время сделал немало того, чем не стоит гордиться, но, встретив Роксану, он решил покончить с преступным прошлым и начать новую жизнь. Макс присмотрел одно заведение в выгодном месте и в мечтах уже видел себя хозяином небольшой забегаловки у дороги. Дело оставалось лишь за деньгами, но их-то у Макса не было, а в кредите ему банк отказал.

Так что, скрепя сердце, Макс согласился на предложение бывшего подельника Сидни провернуть еще одно, последнее дельце. Расклад был на вид очень простым: Максу надо было выкрасть 10-летнего сынка богатых родителей, а потом договориться о выкупе. Все вроде бы прошло гладко, но похитители не успели даже добраться до своей берлоги, как начались проблемы.

Оказалось, что все, кого угораздило попасть в поле зрения юного Дэвида – даже просто проехать мимо, либо совершали бессмысленное убийство, либо умирали сами. И, конечно, Максу и его друзьям тоже не светила долгая счастливая жизнь.

Хотя завязка и исполнена в духе обычной криминальной драмы, у тех, кто соблазнится «Шепотом», не будет и тени сомнения, что перед ними нечто совершенно иное. Фильм начинается с цитаты из Библии, в которой идет речь о сатане. Причем, по сути, ее можно было бы назвать спойлером, если бы тут была хоть какая-то интрига. Но в творении Стюарта Хэндлера все точки над i расставлены сразу же. Первая же сцена дает понять, что перед нами вариация на тему «Омена».

Рождает сюжет и другую литературную ассоциацию – с «Вождем краснокожих» О’Генри. И там, и тут похитители горько пожалели, что связались с мальчишкой. Но, по правде сказать, обе параллели делают фильму слишком большую честь, поскольку он необычайно скучен, банален и просто плохо сделан. Внимание привлечь он может разве что участием Джоша Холлоуэя (Сойер из сериала «Остаться в живых») и Сары Уэйн Коллис (Сара из «Побега из тюрьмы). Хотя мальчишку нашли отличного – играет так, что придушить хочется весь фильм.

«После жизни»

Кадр из фильма «После жизни»
Кадр из фильма «После жизни»

В особняк крупного московского бизнесмена, владельца одного из бесчисленных столичных банков, приходит молодой человек. Дочь хозяина дома принимает его за нового водителя и сопровождает вниз – в подвал, где у отца студия (банкир в прошлом скульптор). Вслед за этим раздается чудовищный взрыв, не оставляющий от особняка и камня на камне. Поскольку подвала нет на архитектурных планах, надежды на спасение у погребенных заживо практически нет. А потому то, что водитель на деле оказывается киллером, уже не столь важно.

То, что парня обдурили, подсунув липовую фотографию жертвы в обнимку с чеченским полевым командиром, выясняется быстро. Так что у троицы погребенных более нет никаких оснований выяснять отношения. Зато у банкира есть возможность подумать над тем, кто из его старинных друзей-соратников воткнул ему нож в спину.

Как такое попало в кинотеатры – главный вопрос, рождающийся при просмотре сего опуса. Уже с первых кадров фильм производит впечатление эпизода одного из российских криминальных сериалов. Причем сериалов самого низкого пошиба – из тех чудовищных поделок, что так любит канал НТВ. По ходу действия на подобные ассоциации наводит и сюжет.

Вообще, разбирать картину дебютанта Олега Осипова (продюсера сериала «Солдаты», что многое объясняет) на составляющие – занятие сколь необходимое, столь и губительное. Потому что, составив таблицу, в которой напротив каждого параметра будет стоять оценка или словесный комментарий, можно обнаружить, что «После жизни» нельзя похвалить ни за что, как ни старайся.

Возможно, убогий сценарий фильма вполне сгодился бы для сериала – все-таки уместить в 40 минут что-то действительно лихо закрученное достаточно сложно, а большинство телепродюсеров этим и не заморачивается. Это же можно сказать про образы героев, назвать картонными которые – значит оскорбить прекрасный целлюлозно-бумажный материал.

Далее – по всем пунктам. Кошмарны и кастинг, и (как следствие) игра актеров (да и что тут играть?), и режиссура, и монтаж, и спецэффекты. В общем, год только начался, а претендент на звание худшего отечественного фильма уже есть.

«Искупление» (Atonement)
Звезды – Джеймс Макэвой, Кира Найтли, Ромола Гараи, Бренда Блетин, Ванесса Редгрейв
Жанр – мелодрама
Про что – про любовь девушки из благородной семьи и простолюдина, которых разлучили навет и война.

«Шепот» (Whisper)

Звезды – Джош Холлоуэй, Сара Уэйн Коллис, Майкл Рукер
Жанр – мистический триллер
Про что – про похищенного мальчика из богатой семьи, который обладал такими сверхчеловеческими возможностями, что похитителям пришлось несладко.

«После жизни»
Звезды – Алексей Маклаков, Евгений Сидихин
Жанр – криминальная драма
Про что – про покушение на жизнь владельца одного из московских банков и попытку банкира выяснить, кто из ближайших друзей его предал.

..............