Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
6 сентября 2007, 10:20 • Культура

Мафия бессмертна

В Венеции показали фильм про Дилана

Мафия бессмертна
@ Reuters

Tекст: Ксения Реутова, Венеция

Организаторы всем сообщают о том, что фестиваль бьет рекорды по посещаемости. На самом деле они слегка привирают: залы полупустые, очередей за билетами не наблюдается, вместо кино зрители лениво слоняются по пляжу с фотоаппаратами. Какое-то оживление наметилось лишь в середине недели: во-первых, на вручение Тиму Бертону почетного «Золотого льва» за вклад в кинематограф приехал Джонни Депп, во-вторых, испортилась погода.

Во время самого настоящего шторма показывали «Дaрджилинг Лимитед» Уэсa Aндерсонa – обаятельное road movie с прологом в виде короткометражки «Отель «Шевалье» с голенькой Натали Портман.

Это не пересказ биографии и не попытка ухватить какую-то несуществующую правду, в некотором роде это тоже road movie

История про кускус

В самом фильме три брата (Оуэн Уилсон, Эдриaн Броди и Джейсон Швaрцмaн) с чемоданчиками от Луи Вюиттона едут на поезде «Дарджилинг Лимитед» к маме в Индию, по дороге наблюдая похороны и еще множество других любопытных вещей.

Пару раз в кадре появляется Билл Мюррей, один раз – сама Натали Портман. Это кино из разряда тех, что потом долго ищут на DVD, ставят на полочку, ежедневно ее протирают, а диск много раз пересматривают, вслух повторяя любимые цитаты. По крайней мере, все уже сочли своим долгом сфотографироваться с огромным постером, висящим рядом с отелем «Эксельсиор».

Новый фаворит конкурса – выходец из Туниса Абделатиф Кешиш. Фильм называется «Зерно и мул» (или «Зерно жизни», или «Зерно и рыба» – с окончательным вариантом пока не определились), а у критиков именуется «историей про кускус».

Ручная камера, семейный треп и ор, снятые без единой монтажной склейки, препротивные герои… Отец-араб уходит из многодетной семьи и от старой толстой жены, главный талант которой – готовить лучший в мире рыбный кускус, к другой женщине, у которой взрослая дочь.

Первая семья пытается вернуть его обратно, новая отпускать не хочет, а сам он мечтает открыть на корабле арабский ресторан со вкуснейшим кускусом в меню.

Просыпаешься на этом фильме только минуте к тридцатой, но зато в оставшиеся два часа заснуть невозможно. То, что сначала казалось обычной бытовухой из жизни мигрантов, социальным кино, превращается в произведение яростное, мощное – то ли в едкий памфлет, разъедающий сам себя, то ли в драму о распаде семьи каких-то космических масштабов.

Больше всего пощечин выпадает на долю французов: несчастная нация буквально растоптана Кешишем в процессе семейных перетирок, кто кого круче, плюс ко всему именно развратная белая женщина становится причиной всех несчастий.

С арабами не лучше: новая семья рождается лишь для того, чтобы тут же умереть, а старая мертва давно. Жюри, целиком состоящее из режиссеров, непременно должно оценить эту картину: у многих из них такого запала уже давно нет, а у кого-то, возможно, и не было вовсе.

Поэт и толпа

О фильме Тодда Хейнса «Меня там нет», посвященном Бобу Дилану, начали говорить задолго до его попадания в конкурсную программу Венецианского фестиваля.

Когда стало известно, что Дилана в числе прочих будет играть Кейт Бланшетт, вопрос возник только один: а на что это вообще будет похоже? Как оказалось, ни на что.

И какое же это счастье – смотреть кино о музыканте, жизнь и творчество которого не сводятся к пошлостям вроде детской травмы, отсутствия отца или безответной любви.

Всего Диланов шесть, у каждого свое имя (не Боб Дилан, другое) и свой образ. Чернокожий мальчик Маркус Карл Франклин – юный музыкант с большими амбициями, Кристиан Бейл – фолк-певец, в кадре появляется редко, его историю рассказывает Джулиана Мур.

Бен Уишоу, представляющийся Артюром Рембо, отвечает за поэзию. Хит Леджер – наглая суперзвезда, изменяющая жене с двумя детьми. Ричард Гир – постаревший Билли Кид, ковбой-отшельник в круглых очках.

Ну и наконец, Кейт Бланшетт, оказавшаяся самым выразительным и печальным Диланом, – вроде как рок-стар, а на самом деле какое-то воздушное существо вне временных рамок и концепций.

Бланшетт, кстати, едва ли не единственный претендент на Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (хотя ей смело можно вручать и за мужскую). С женскими образами в Венеции в этом году туго – на экране одни мужчины.

Сам фильм – неровный, бессвязный, длинный, сложный – производит, тем не менее, самое приятное впечатление. Это не пересказ биографии и не попытка ухватить какую-то несуществующую правду, в некотором роде это тоже road movie – путешествие по Бобу Дилану, путешествие без конкретной цели и идеи, но зато со вполне ощутимым результатом.

Крестные дети

Бледнее всех на общем фоне пока выглядят хозяева фестиваля.

Итальянских фильмов в программе предостаточно, журналисты на них, разумеется, ходят, но участь этих картин – жидкие аплодисменты и вялое обсуждение, а иногда даже громкие крики «Буууу!».

Яркий пример – «Сладость и горечь» Андреа Порпоратти. Сюжет такой, что даже неудобно пересказывать.

Детство на Сицилии, убийство отца в тюрьме, первые поручения местной группировки, большая любовь, повышение, коза ностра, предательство и согласие на участие в программе защиты свидетелей – всё это можно увидеть в любом другом фильме про мафию.

Понятно, что она бессмертна, но, наверное, стоит уже как-то менять подход к делу, иначе «Золотой лев» так и будет уезжать отсюда то в Америку, то в Китай.