Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

8 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
29 мая 2007, 09:38 • Культура

Дейви Джонс, достань Воробушка!

Дейви Джонс, достань Воробушка!

Tекст: Булат Назмутдинов

Московские зрители с таким нетерпением ждали «Пиратов Карибского моря: На краю света», что в первые дни показов заполонили собой все центральные кинотеатры. За десять минут до начала вечерних сеансов почти все билеты были проданы.

Авансы и ожидания

Какая же сила влекла россиян к третьей части полюбившегося блокбастера? Отличная первая серия? Харизма Джонни Деппа или образ Орландо Блума? С детских времен знакомое нам название? Гор Вербински, режиссер картины? Так для многих это имя станет откровением. Словом, аудитория секрет свой хранит. Она еще просто не подозревает, каким испытаниям подвергнут ее создатели фильма.

Я могу сравнить очередных «Пиратов Карибского моря» с куском сырого мяса, завернутым в фольгу...

После того как Джека (Депп) отправил на край света ужасный антропоморфный спрут по имени Дейви Джонс, многим показалось, что песня Воробья спета. А сам Джек – мертвее мертвого, как у Джима Джармуша в известном вам фильме. Но его возвращение неизбежно. Банда гламурных пиратов – Барбосса (не Барбаросса), Уильям Тернер (не британский художник, а Блум) и Элизабет Свонн (Кира Найтли) – воскресила Джека для того, чтобы тот подкатил на «Черной жемчужине» в бухту погибших кораблей и спас пиратское братство от страшного английского лорда Бекетта.

На всем этом долгом пути пиратам мешает, иногда помогая, их сингапурский коллега, переменчивый, как течение Эль-Ниньо. Коллегу играет звезда китайского кино Чоу Юнь Фат, которого в молодости прозвали «гонконгским Аленом Делоном». Теперь же он гладко входит в амплуа статных мужей, как, например, это произошло в последнем фильме Чжана Имоу «Проклятие золотого цветка» (не путать с «Проклятием черной жемчужины»).

Вес лишних деталей

Кадр из фильма «Человек-паук – 3»
Кадр из фильма «Человек-паук – 3»

Можно констатировать то, что на уже втором часу начинаешь уставать от чередования сцен на натуре и в павильоне, а также от пены рисованных волн и бортов кораблей, заросших тиной. Глаз перестает воспринимать действие из-за того, что его вниманию представлено слишком много людей и деталей. Повсюду моряки королевского флота, пираты, китайцы, «Летучий голландец», Калипсо, зеленый луч, паруса и мачты, армада крабов, карты и глобусы. Инвентарь, достойный бухгалтера, а не зрителя.

Работа Вербински нам интересна только тогда, когда режиссер так или иначе проявляет оригинальность, как это случилось в начальной сцене с пиратами, идущими на виселицу, а капелла поющими гимн…

Или когда он «клонирует» Воробья в сцене с орешком. Хотя и тут Вербински слукавил, позаимствовав эту сцену из «Ледникового периода», только там была белка, а здесь Джонни Депп. Но как только Гор выдает нам коммерческой «жести» и чувств, словно на нитку нанизанных, подобное действо выглядит так фальшиво, что никакие изящные мизансцены не скрасят шаблонных действий героев. А ведь именно герои, их яркость и красота, заслуживают отдельного внимания.

Знаете, почему третьи «Пираты» априори сильнее всех «Пауков» и «Шрэков»? Все из-за Джонни Деппа, от которого сходят с ума девушки самого разного интеллектуального уровня: от школьниц до кандидатов наук. Для меня эта женская слабость осталась секретом.

Депп похож на плута-растамана, который всем говорит: «Hello, my people! Peace! Peace!», а сам на всякий случай ножичек перочинный держит в кармане, сверкает зубами железными. Блум благороднее, что ли, но и он повышенной честностью не отличается.

Когда же Орландо стоит рядом с Найтли, то эту милую пару прямо из фильма можно вырезать и поставить на глянцевую обложку.

Утраченные иллюзии

Успешность проекта и в том, что мы, как все бывшие дети, с яслей обожаем рассказы и фильмы про пиратов. К примеру, с детства я знаю, что на Карибах промышляли разбоем самые разные люди. Были пираты честные, буканьеры и флибустьеры, а были не очень, каперы и корсары.

И те, что не очень, работали на государство (допустим, на Англию) и грабили испанские галеоны с согласия британской короны. Одним из самых известных каперов был Фрэнсис Дрейк.

Думаю, что у каждого из нас сохранилось в душе такое детское воспоминание, забавная фишка, связанная с пиратами. И вот это первое детское впечатление и ведет нас на фильм Гора Вербински, заставляет прильнуть к экрану – но вместо радостных ощущений нас ждет разочарование.

Несмотря на харизматичность актеров и видимые проблески режиссерской мысли, фильм получился «мясной». Единственное, с чем я могу сравнить очередных «Пиратов Карибского моря», так это с куском сырого мяса, завернутым в фольгу.

На протяжении двух с половиной часов мы разворачиваем блестящую обертку, не без удовольствия смотрим на Блума, Деппа и Найтли, посмеиваемся над хохмами, балдеем от спецэффектов и неожиданных ракурсов.

И все ради того, чтобы в финале увидеть обычный кусок мяса – нежареного, несваренного, нетушеного. Ради того, чтобы и в следующий раз продюсеры нас развели: «Дорогие зрители земного шара, обязательно придите на «Пираты Карибского моря: Коварство слепого удава», и вот тогда вы обязательно увидите нечто вкусное и интересное!»

Но пока что на нынешнее качество блюда у меня всего две реакции – нервный смех и мигрень на полголовы. И вторая, к сожалению, не пропадает после появления титров.

..............