Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

0 комментариев
Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

0 комментариев
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

4 комментария
14 мая 2007, 21:11 • Культура

Двухэтажная Москва

Двухэтажная Москва
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Сальникова

Как и в каждом городе, в Москве есть места, являющие симптом состояния общества, культуры, человека. Пушкинская площадь – одно из подобных говорящих пространств. Площадь-текст. Второй после Красной площади, неофициальный душевно-светский центр Москвы.

Сюда попадаешь принципиально чаще, чем в первый. По своим личным делам, а не на государственные мероприятия. Поэтому с Пушкинской площадью трудно не ощутить внутреннего родства. Предполагая все это, предприниматели и рекламодатели используют площадь с неимоверной энергией. Здесь круглый год словно бы проводится фестиваль наружной рекламы.

Если раньше осмысление «текста» Пушкинской площади следовало начинать с описания самого памятника, то теперь это будет данью традиции и потаканием инерции.

Сейчас площадь организована центробежно. Яркие цвета и гигантские изображения рекламы требуют панорамного взгляда. Стоишь, вертишь головой или медленно поворачиваешься на каблуках, поглощая кусочек за кусочком визуальные образы, которые хорошо прочитываются с большого расстояния.

Взгляд невольно проносится мимо Пушкина, огибая статую или даже игнорируя ее как тусклую щель внутри плотной пестрой фактуры. Абсурдистский эффект возникает оттого, что бронзовый Пушкин кажется бесплотной тенью. А плоские рекламные изображения, благодаря своему жизнеподобию, создают иллюзию выпуклости, трехмерности, материальности. Они агрессивно рвутся заполнить собой пустоту площади и транспортных магистралей.

Итак, на фоне Пушкина развешена наружка...

Она логично делится на слои, а вернее, этажи.

Надземка

Нижний этаж Пушкинской площади ведет с обитателями Москвы душевный разговор. К разным слоям населения тут имеются разные подходы

Верхний этаж Пушкинской площади отдан самой громкой и самой массивной рекламе. Чтобы чувствовать себя на ее уровне в прямом и переносном смысле, недостаточно сидеть за рулем престижного внедорожника. Лучше летать в транспортном средстве, которое использовал герой Брюса Уиллиса в «Пятом элементе».

Реклама так называемого сити-формата парит над асфальтом, словно торопит время и технический прогресс. Верхний этаж существует для того, чтобы питать комплекс титанизма, переводя его в потребительский аппетит. Однако надземка слишком далека от народа и потому замыкается на себе же.

Над «Макдоналдсом» высятся огромные буквы брендов. Над Тверской, уходящей вниз, зависает черный коридор, из которого выступают два названия и два изображения.

Одна стена – «Вы цените его за роскошь, он ценит вашу жизнь». Другая стена – «Кофе, пробуждающий желания». Женское лицо напротив автомобиля. Они друг друга соблазняют и интригуют. Они – идеальная пара.

Как часто бывает в наружке, образы общаются между собой в обход прохожих и проезжающих. Поэтому человек на асфальте ощущает себя не столько потребителем, сколько свидетелем жизни рекламных небожителей.

Тему желаний продолжает наружка по правую руку от Пушкина: «Золотая бочка» исполняет желания». Золотистая бутылка на космическом синем фоне сулит волшебное блаженство и гарантирует массам попадание в мир роскоши – гораздо более легкое, нежели через респектабельную витрину Tiffany на углу той же стены.

«Кофейная» женщина знать ничего не хочет о фаллическом образе пивной бутылки, словно намекающем, что не все подвластно кофе. И витрина ювелирного магазина, прославленного Одри Хепберн, словно игнорирует вульгарность пивной тары. Бутылку как повесили, так и уберут. А витрина, сверкающая в толстой каменной стене, останется как оплот вечности. Рекламу кофе тоже уберут. Но кофе – это все равно святое.

По левую руку от Пушкина – «Новый Volvo – интеллектуальная роскошь». Слоган старается, чтобы автомобиль не ударил в грязь фарами перед профилем великого русского поэта.

Слова «талант», «поэзия», «творчество» всем известны. Но потенциальным покупателям данной модели, наверное, импонирует интеллект – самое современное понятие культурного профиля. Поэтому из всех эпитетов выбрали этот... Как бы поклонились Александру Сергеевичу, правда, не вылезая из кабины.

Объединенные соображениями коммерции, образы сити-формата всегда пытаются наладить отношения друг с другом и окружающей средой. Либо обособиться. Ведь они обречены на дальнозоркость в силу своего гигантизма. Поэтому они заведомо экстравертны и амбициозны.

Случается среди них и своя оппозиция. На Пушкинской площади ее образуют советские бренды, уцелевшие от ушедшей эпохи.

В надземку прорвались магазинные аббревиатуры. ЦУМ – хотя бы в формате перетяжки. ГУМ – в качестве стилизованного значка, венчающего массивный сталинский дом архитектора А.Г. Мордвинова на углу Тверской и бульвара. Галерея «Актер» значится как имя магазинно-бутикового комплекса. Но второе слово в названии несет в себе память о некоммерческом и неприбыльном Доме актера, располагавшемся в советские времена в том же здании.

Он незамедлительно сгорел при наступлении свободного рынка.

Телесно-ностальгический низ

Единственным местом, где советский пласт вырывается выше современного рекламного, остается фасад кинотеатра, некогда называвшегося «Россия»
Единственным местом, где советский пласт вырывается выше современного рекламного, остается фасад кинотеатра, некогда называвшегося «Россия»

Нижний этаж Пушкинской площади ведет с обитателями Москвы душевный разговор. К разным слоям населения тут имеются разные подходы.

Тем, кто устал быть прикованным к своему офису и мечтает куда-нибудь съездить, адресованы национальные и экзотические мотивы: кафе «Пирамида» с египетскими элементами шрифта, а напротив – «Русское бистро» с декоративным входом, напоминающим о сказочном теремке.

Магазин «Армения», название которого написано и буквами армянского алфавита. «Траттория Венеция», зовущая во дворик, где при очень богатом воображении может померещиться итальянский колорит.

Для тех, кто любит поиронизировать над издержками поп-культуры, имеется красивая чашка с капучино на рекламной стене кафе McCafe. Чашка с капучино обращена к вывеске «Свежая косметика ручной работы». Тянешь носом весенний воздух и ощущаешь, как кофе отдает парфюмерными композициями, а гели для душа источают тонизирующую пену...

Для тех, кто любит детей или ощущает себя маленьким и беспомощным, висит реклама страховой компании, симулирующая рекламу социальную. «На переходах протяни руку самому маленькому».

Дети в модной одежде в витринах Benetton смотрят мимо мальчика и девочки в майках с фотографий архитектурных памятников. «Где эта улица? Где этот дом? Сохраним архитектурное наследие» – реклама при входе в метро.

Наконец, всем ностальгирующим по советской культуре и досовременной атмосфере адресована мелкая пластика. Наиболее лояльным к прошлому оказывается пятачок перед «Макдоналдсом».

На углу дома прилеплены и ютятся две мемориальные доски. Одна посвящена художнику и академику Николаю Васильевичу Томскому. Другая, с элементами портрета, – блистательной Любови Орловой. Смотришь и удивляешься, как это все уцелело...

Далее – там и сям притулившиеся кубики киосков «Московские новости», «Табак», «Чистка обуви», «Билеты». Киоски корреспондируют с квадратиками дорожных знаков, чья прямая функциональность и мотивирует аскетизм графики. Однако попутно несет в себе дух советского примитивизма.

Из новейших форм с этими квадратиками рифмуются только голубые прямоугольнички туалетиков. Таков приговор всему советскому пласту от мегагламура. Советские знаки на Пушкинской площади образуют материально-ностальгический низ.

Единственным местом, где советский пласт вырывается выше современного рекламного, остается фасад кинотеатра, некогда называвшегося «Россия», а в постсоветское время переименованного в «Пушкинский».

Слово «Россия», сцепленное с архитектурной массой, намертво прижилось на поднятом к небу широком «козырьке». А «Пушкинский» читается плохо – нарисовано витиевато, расположено низко. Из всех искусств для нас важнейшим является кино. И потому советский бренд непокорно вознесся выше, чем постсоветский.

Бренд «Известия» тоже пытается вторить «России». Однако он зажат между нависающей сверху рекламой коммерческого банка и рекламой глянцевого журнала «Yes!». От «Известий» остается узкая малозаметная полоска. И пускай кто-то попробует возразить, что это не символично.

Кто думать будет? Пушкин?

На фоне наружки что-то происходит с Пушкиным. Он не вписывается ни в один из этажей, на которые спонтанно разделяется площадь. Пушкин слишком низко по сравнению с большой парящей наружкой. Но все-таки Пушкину, стоящему на постаменте, далеко до ground floor. Таким образом, поэт обретается где-то между этажами.

Стоит сам по себе, никуда не рвется, ни с кем и ни с чем не объединяется. Пушкин не боится стать Посторонним для реальности. Ему достаточно оставаться любезным народу. А люди и мир, где они обитают, совсем не одно и то же.

На это Пушкин и обращает наше внимание простым своим присутствием. Фигура величайшего поэта России, чье первенство неоспоримо, будто констатирует реальное наличие вечных ценностей.

В окружении коммерческой наружки Пушкин смотрится как социальная реклама. «Вечные ценности существуют. Они где-то рядом».

Фонари очерчивают вокруг Пушкина если не круг, то магический квадрат, куда нет доступа слоганам и брендам. Везде избыток рекламы подавляет не столько горожан, сколько ее саму А на классическом пятачке свиданий – то ли сакральная пустота, то ли неуют запустения.

Такое же ощущение неуюта охватывает иногда в подземных переходах, не оснащенных никакими киосками и магазинчиками. Оказывается, мы уже отвыкли от города без демонстративного процесса купли-продажи, витринного изобилия и хаоса. А Пушкину все равно, к чему мы привыкаем. Что-то не прочитывается в нем снисхождения к человеческим слабостям, каким он вообще-то отличался в поэзии.

Поза поэта несет в себе нечто от медитации, ворожбы, заговаривания окружающей реальности. В позе читается совет соблюдать дистанцию. Поэт не просто размышляет, но демонстративно ушел в себя, игнорируя богатство форм и красок вокруг. Теперь очень хорошо видно, что размышляет поэт совсем не о том же самом, о чем размышляем сейчас все мы.

Раньше в фамильярных апелляциях к Пушкину скрывалась надежда. А кто дверь закроет? Пушкин? Кто работать будет? Пушкин? Кто мусор вынесет? Пушкин?..

Да, казалось, что совсем уж на худой конец Пушкин подключится и возьмет на себя часть наших обязанностей. А теперь на аналогичный вопрос «Кто думать будет?» напрашивается нериторический и неутешительный ответ. Пушкин точно за нас думать не будет. Отказался. Поэтом продолжает быть, а функции неофициального первопредка нации с себя слагает.

На Пушкинской площади как-то особенно остро чувствуешь, что даже Пушкин теперь только сам за себя. Прямо хоть вешай перетяжку со слоганом: «Ужасный век, ужасные сердца!»

..............