Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

34 комментария
2 марта 2007, 09:28 • Культура

Через тернии к звездам

Через тернии к звездам
@ film.ru

Tекст: Александр Фолин

В мае на экраны вышли «Люди Икс – 3», в ноябре – «Сенсация», в январе – «Престиж». Во всех трех у Хью Джекмана была одна из главных ролей. Плюс один за другим вышли мультфильмы «Смывайся!» и «Делай ноги», в оригинальных версиях которых звучит его голос. Интересно, когда актер все успевает! Особенно если учесть, что в «Фонтане» Даррена Аронофски он играет сразу трех разных людей, разделенных веками.

Впрочем, «Фонтан» интересен отнюдь не участием в нем многостаночника Джекмана. Это прежде всего авторский проект Даррена Аронофски, имеющий очень непростую судьбу.

«Фонтан»

Кадр из фильма «Фонтан»
Кадр из фильма «Фонтан»
Карьера Даррена Аронофски способна удивить любого, кто привык мерить успех деньгами. Достаточно сказать, что этот известный и уважаемый режиссер, которого наперебой приглашают крупнейшие студии мира, до «Фонтана» снял всего два полнометражных фильма и оба они не принесли больших прибылей. То есть «Пи», который и стоил-то всего 60 тысяч долларов, просто не мог не отбиться. А вот «Реквием по мечте» после окончания мирового проката даже не вышел в ноль. Другое дело, что потом еще было несколько переизданий на DVD, что принесло создателям многие миллионы долларов.

Но дело не в этом. Все фильмы, которые сделал и, уверен, сделает еще Аронофски, тут же становились культовыми. Их поклонники почитают Даррена за умение делать кино, пробивающее даже самую толстую кожу. Пробивающее своей удивительной честностью и искренностью, сочетающимися с неоспоримым талантом художника. Его работы отличают потрясающий визуальный ряд, проникновенная музыка и заставляющие думать сюжеты. Не стал исключением и «Фонтан».

Впервые о том, что Аронофски собирается снимать фантастическую картину, стало известно сразу после выхода «Реквиема по мечте». Очень быстро появился и актер на главную роль. Им был Брэд Питт, который изъявлял огромное желание поучаствовать в проекте. Он должен был сыграть Томаса, а Иззи – Кейт Бланшетт. Но в бюджет фильма не закладывалась гонорарная часть с семью нулями, а потому, когда Питту предложили роль в «Трое», он просто сбежал. К тому моменту все было готово для съемок, и отсутствие исполнителя главной роли повлекло за собой 20-миллионные убытки, а затем и закрытие проекта. «Фонтан» был похоронен заживо, и его реанимация, пусть и с вдвое урезанным бюджетом, стала неожиданностью. Вместо Питта и Бланшетт, поработавших, кстати, вместе в «Вавилоне», пару изъявили желание сыграть Хью Джекман и Рейчел Вайс, гражданская жена Аронофски.

Сюжет вкратце такой.

XVI век. Конкистадор Томас (Джекман) получает приказ испанской королевы Изабеллы (Вайс) отправиться в Америку, чтобы найти Древо жизни, сок которого, по преданию, дарует бессмертие… XXI век. Ученый-генетик Томми Крео отчаянно ищет лекарство от рака, чтобы спасти свою умирающую жену Иззи… XXVI век. Астронавт Том отправляется в далекую галактику, чтобы найти ответы на не дающие ему покоя вопросы.

«Фонтан» – не столько фантастическая драма, сколько философская притча. Разделенные веками герои, не случайно носящие одно и то же имя и имеющие одно и то же лицо, готовы отдать жизнь ради того, что они считают для себя самым важным. Джекман наделил каждого уникальным характером и сыграл с такой страстью, что невозможно остаться равнодушным. Музыка Клинта Мэнселла со скрипучими струнными Kronos Quartet пронзает насквозь, а величественные картины прошлого и будущего оставляют в памяти след, который хочется время от времени обновлять.

«Королева»

Кадр из фильма «Королева»
Кадр из фильма «Королева»
Август 1997 года. Прошло всего три месяца с тех пор, как в Великобритании к власти пришел Тони Блэр, самый молодой премьер-министр за всю историю страны. И вот из Парижа приходит ошеломляющая новость: в автомобильной аварии погибла принцесса Диана. Королевский двор во главе с королевой Елизаветой II занял жесткую позицию: Диана не была членом королевской семьи, а потому никаких официальных мероприятий с их стороны не будет. Но королева впервые за десятилетия своего правления сталкивается с таким единением народа в этот скорбный час, что ей приходится идти на уступки. Да и что ей остается делать, если любовь к Диане оборачивается ненавистью к ней?

Режиссер «Опасных связей» Стивен Фрирз поставил перед собой почти неподъемную задачу: снять фильм о ныне живущих людях, сохраняя трезвый и непредвзятый тон. И он с этой задачей справился блестяще. Фрирз мастерски владеет настроением зрителей, меняя их отношение к королеве ровно так же, как менялось оно в те трудные для всего мира и лично для Елизаветы II дни. Здесь нет портретного сходства, но есть характеры, показанные честно и с достоинством. Да и сама история удивительна: кто мог знать, что в августе 1997-го судьба британской монархии висела на волоске?

Хелен Миррен играет королеву, демонстрируя какие-то заоблачные выси мастерства. Скупая мимика, свойственная Елизавете, как и любой высокородной британской даме, сочетается здесь с такой гаммой переполняющих ее чувств, что просто непонятно, как можно это сыграть при таком минимуме изобразительных средств. Ничего удивительного, что Миррен была удостоена «Оскара» в категории «Лучшая актриса».

Кстати, любопытная деталь: настоящее имя Миррен – Елена Васильевна Миронова. Она внучка российского посла в Великобритании, отказавшегося возвращаться на родину после революции 1917 года. Миррен – лишь творческий псевдоним, взятый, дабы сложная для британцев фамилия не мешала карьере.

«Похищение»

Кадр из фильма «Похищение»
Кадр из фильма «Похищение»
Дженнифер – популярная фотомодель. Ее фотосессии – во всех журналах, рекламные плакаты с ее изображением – по всему городу. Но однажды на вечеринке она почувствовала головокружение. Дженнифер решила выйти на воздух и… Очнулась в совершенно незнакомом месте. На вешалках – ее одежда, на туалетном столике – ее косметика, однако это вовсе не ее комната. Окон нет, дверь заперта, звать кого-либо бесполезно. Дженнифер быстро поняла, что ее похитили, но вот что движет похитителем? По счастью, выяснилось, что она – не единственная пленница. В соседней комнате томится молодой человек по имени Гэри. Возможно, вместе они найдут путь к спасению.

В завязке можно углядеть параллели со многими фильмами, благо истории о похищениях – тема, мягко говоря, не слишком новая. Самая же близкая ассоциация – «Пила», вышедшая в 2004 году и ставшая настолько успешной, что успела получить два продолжения.

Однако есть произведение, отголоски которого чувствуются в «Похищении» куда более отчетливо. Это роман Джона Фаулза «Коллекционер», экранизированный лишь однажды – в 1965 году. Хотя картина номинировалась на три «Оскара», классикой она так и не стала, а потому наивно полагать, что ее многие видели. Что не мешает указывать на нее как на явный источник вдохновения создателей «Похищения».

Столь подробная остановка на ассоциациях не случайна, ибо главная беда фильма – банальность и предсказуемость. Основная интрига просчитывается моментально, что здорово портит впечатление от этой и без того создающей не слишком высокое напряжение картины. К ее минусам можно отнести и выбор актрисы на главную роль. Элиша Катберт, безусловно, обладает сексуальностью, но не талантом, позволяющим передать весь спектр эмоций затравленной жертвы.

Правда, есть и плюсы. И прежде всего это интересное художественное решение фильма. Все эти дверцы, шкафчики, потайные лесенки… Это тем более здорово, что фильм полностью снимался в Москве. Уже из-за этого обстоятельства его вполне можно посмотреть.

«Фонтан» (The Fountain)
Звезды – Хью Джекман, Рейчел Вайс, Эллен Берстин
Жанр – фантастическая притча
Про что – про трех мужчин, в разные века жертвовавших всем ради достижения цели.

«Королева» (The Queen)
Звезды – Хелен Миррен, Джеймс Кромвелль
Жанр – драма
Про что – про один из самых драматичных моментов из жизни британской королевской семьи.

«Похищение» (Captivity)
Звезды – Элиша Катберт
Жанр – триллер
Про что – про знаменитую фотомодель, похищенную серийным убийцей.

..............