Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
2 комментарияИздатели «Анаграммы»: в поисках своей книги
IX Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/Fiction завершается. На ней было представлено много новых интересных книг, авторских имен и самих издательств. Издательству «Анаграмма» еще нет и года. Как возникают новые издательства, какая идея лежит в основе и что не хватает сегодняшнему читателю?
Обозреватель газеты ВЗГЛЯД Юлия Бурмистрова встретилась с создателями «Анаграммы» Натальей Смирновой и Лилией Гущиной, чтобы задать все эти вопросы.
Потом ты долго размышляешь: кто это был – змей-искуситель или бич божий за ворчание на издательства?!
– Что побуждает создать новое издательство в ситуации, когда писателей и издательств, по ощущениям, больше, чем читателей?
Наталья Смирнова: Мы относимся к тому поколению, кто в детстве читал книги под одеялом с фонариком. Книжная любовь с возрастом принимает разные формы. Раньше мы были читателями, потом стали писателями, а теперь перешли в следующий этап – издавать.
Книг очень много сейчас. Но, с другой стороны, заходишь в книжный магазин, а «твоей» книги нет. И никто тебе не поможет, значит, нужно сделать самому то, что ты хочешь прочитать. Так рождаются издатели.
Конечно, еще должно произойти волшебное, судьбоносное событие. Чтобы какой-то человек, милый, порядочный, с ясным взглядом, назначил встречу и сказал: «А не сделать ли нам издательство?» Потом ты долго размышляешь: кто это был – змей-искуситель, или бич божий за ворчание на издательства, мол, попробуйте сами, или все же тот самый случай?
Мы всегда были внутри сложной издательской машины. Теперь же должны были ее выстроить. Много мелочей, о которых раньше не знал, не догадывался. Потому что мы не из производственной сферы. Пришлось стать художественными редакторами, пиарщиками, менеджерами по персоналу. Мы получали некачественную работу под аванс, плакали над ужасными обложками и верстками. Все было.
Насобирали много издательского фольклора. Издатели говорят: «Сделать одну книгу – все равно что делать ремонт в доме». А если делаешь десять одновременно? И обязательно кто-то уронит кирпич. Не привезли нужные буклеты на ярмарку. На второй день закончилась топ-позиция, нужно ехать на склад. На каждой стадии возникают засады, о которых раньше не предполагал. Но как говорил Вини-Пух, «засада – тот же сюрприз».
– Какое вы выбрали направление?
Н. С.: Если в двух словах, то non-fiction простых людей. Пока в работе четыре серии, думаем над следующими. Первая серия – «Романы без вранья». Это буквально исповеди, дневники. Как пережил смерть отца, война в Грузии, литературное рабство, любовь…
Сейчас жизнь так драматична, что даже обыкновенная судьба простого человека получается объемной и выпуклой. Мы идем по документу, факту, по тому, что происходит на самом деле. Не придуманная, далекая и красивая жизнь олигархов или элитных путан, а простая жизнь большинства.
Вторая серия – «Интеллектуальная кулинария». Кулинарные эссе, медитация над кулинарией, сам по себе прекрасно приготовленный вкусный текст. Книга о еде для чтения, если хотите.
Нашим хитом будет серия «Ваш год рождения». На каждый год, начиная с 1947-го по 1987-й, будет по одной книге, в которой собраны факты, подробности, само время.
Книжная любовь с возрастом принимает разные формы |
– Почему начали с 1947 года?
Н. С.: Случайно, а потом поняли, что как-то подсознательно избежали репрессий и войн. Не хотелось снова вскрывать язвы. Факты ведь могут быть самые разнообразные – от самых ужасных и значимых до смешных и нелепых. Мы все берем: и полет в космос, и когда первые колготки появились, что показывали по телевизору в 1947 году и сколько вообще было телевизоров в стране. От частной жизни до жизни объемной. Появилась Мэрилин Монро, запели битлы. Международный фон и наша жизнь. При этом нам важна была не обличительная интонация, плевок в прошлое, а создать объемную картинку времени.
Четвертая серия получилась народной. Называется «Для любителей сериалов». Там собраны интересные факты: кто подрался с режиссером, у кого какой контракт, заработки, закулисные истории.
– Разве книг о сериале нет на рынке? Да и желтая пресса на них живет припеваючи. Да и актеры не такие уж простые люди.
Н. С.: Актеры такие же простые люди. За кулисами, общаясь в своей среде, они мало чем отличаются от других людей.
– Вы бы лично купили книгу о сериалах?
Н. С.: Мы не хотим быть высоколобым издательством, мы хотим быть народным, универсальным, широким. Издавать книжки про время, сохраняя его. И хотим, чтобы эта память была у людей разных слоев и уровней культуры. Оппозиция, которая существует между массовой и интеллектуальной литературой, нам не нравится. Это образец средневекового мышления. Когда человеку удобно мир разбивать на составляющие.
Лиля Гущина: Много людей интересуются и смотрят сериалы. Пусть у них будет качественная литература про это, тогда они легче поймут самих себя. Ведь когда люди смотрят сериалы, не всегда осознают, зачем они это делают. Большинство стесняются сказать об этом. Везде только и пишут, что это нехорошо. Люди придумывают себе кривые оправдания. Получается, что огромная масса людей делает что-то постыдное.
Но раз это явление столь массово, то нужно его изучить, иметь к нему уважение. «Бригада» стала хитом, нашим «Однажды в Америке». Хочется разобраться почему. Нигде в мире не стесняются разбираться со всеми возникающими психологическими проблемами.
Почему у нас есть проблемы или явления, разбираться в которых серьезные критики не считают достойным, обзывая их маргинальными? Раз это смотрит масса, разберитесь, иначе вы ничего с этой массой не можете сделать. Наши авторы – люди, которые работали изнутри с сериалами не один год. Они знают всю изнанку. Это не сплетни, а факты, даже размышления.
Если у человека есть потребность, ее надо удовлетворять. Но сделать это эстетично. А не вообще. Скажу проще: я за то, чтобы были чистые туалеты с хорошей музыкой. А если отрицать наличие мочеполовой системы, брезговать, то у нас никогда не будет таких туалетов, потому что «принцессы не какают».
Я сама, стыдясь и делая вид, что случайно напоролась в телевизоре, смотрела нелепейшие сериалы. Не знаю, работает ли там двадцать пятый кадр, который заставляет ждать, но подсаживаешься на такое, что человеку с филологическим образованием просто неприлично.
Нигде в мире не стесняются разбираться со всеми возникающими психологическими проблемами |
И потом, не надо сбрасывать со счетов огромное количество одиноких людей. Наши несчастные затурканные нищие пенсионеры смотрят в это окошко, и люди сериалов, которые завтракают в их режиме, становятся членами семьи. Пускай будут такие сериалы. Пускай будут книги о таких сериалах.
Наша команда авторов избегает желтизны. В книгах нет скандалов с запахом дерьма, которые тиражируют плохие газеты. Информации типа «Пугачева призналась, что она клон Матвиенко» у нас нет. Это книга, где наши авторы помогают человеку разобраться с самим собой, вскрывая проблему изнутри, объясняя интерес.
– Вы сказали, что у вас команда авторов. Как происходит процесс? Как отбираете автора? Кому принадлежат авторские права?
Н. С.: Одну книгу пишет один человек. Но их команда, так как серия большая и книг много. Авторские права принадлежат автору.
Л. Г.: В обычном издательстве автор приходит с рукописью, своей идеей. Тут автор работает с нашей идеей. Получается соавторство. Мы придумываем формат, делаем все, чтобы все работали в едином стиле. При этом не запрещаем личный креатив.
Вопрос отбора очень сложный. Намывается потихоньку. Иногда бывает автор хорош, но, включенный внутрь проекта, не выдерживает. Он должен почувствовать его своим, иначе ничего не получится.
В таком подходе к работе с автором заключается идея создания издательства. Мне всегда казалось странным, что человек-автор вынесен за «колючую проволоку». Существует издательство, а тот, ради кого оно существует, вне этого процесса. Всегда хотелось, чтобы автор был вовлечен в процесс, чтобы писатель получал зарплату. Не писал ночами, зарабатывая на стороне, а вся его творческая энергия шла в книгу.
Издательство и автор – содружество ради читателя. Мы издаем книги на нужные и интересные темы, автор имеет возможность трудиться, не думая о ненавистном приработке, а читатель получает качественный продукт.