Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

7 комментариев
Тимур Шерзад Тимур Шерзад Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

13 комментариев
Андрей Новиков-Ланской Андрей Новиков-Ланской Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

19 комментариев
30 ноября 2007, 19:59 • Культура

Элементарно, Ватсон…

Шерлоку Холмсу исполнилось 120 лет

Элементарно, Ватсон…

Tекст: Олег Рогов

Образ частного лица, успешно выполняющего работу беспомощных государственных ведомств, сразу полюбился читателям, причем не английским, а американским – на родине первый текст о Холмсе был встречен весьма прохладно. Сам Конан Дойл считал свой цикл о Холмсе довольно легкомысленным, претендовал на статус серьезного литератора и, несмотря на коммерческий успех, попытался «закрыть проект». Не вышло. Диктатура читательского спроса оказалась куда более весомой, нежели личные творческие притязания.

Холмс возник не на пустом месте. Детективная литература конца XIX века развивалась довольно активно, и среди популярных персонажей бульварного чтива были такие знаменитости, как Огюст Дюпен – самый первый сыщик, созданный Эдгаром По, детектив Лекок, придуманный Эмилем Габорио.

В недавнее время в «холмсиане» отметились Стивен Кинг, Сергей Лукьяненко, Леонид Костюков и Борис Акунин

Дальше уже были Нат Пинкертон и Ник Картер (здесь потрудились коллективы авторов) и образ, принадлежащий Морису Леблану, – джентльмен-грабитель Арсен Люпен, вечный соперник и конкурент Шерлока Холмса.

Любопытна ситуация с авторскими правами в эту эпоху. Очень скоро Холмс перестал принадлежать автору и стал героем множества имитаций и продолжений еще при жизни своего «отца» – сэра Артура Конан Дойла. Произведения выходили как под именами реальных авторов, так и анонимно, их качество было как вполне адекватно оригинальным произведениям, так и ниже среднего. Был даже цикл «Шерлок Холмс в России», подписанный псевдонимами П.Никитин и П.Орловец. В недавнее время в «холмсиане» отметились Стивен Кинг, Сергей Лукьяненко, Леонид Костюков и Борис Акунин.

Наиболее интересны рассказы, созданные знаменитым детективным писателем Джоном Диксоном Карром совместно с сыном Конан Дойла Адрианом. Они наиболее уместны, так как построены на развертывании в цельное повествование намеков и упоминаний о когда-то имевших место расследованиях Холмса, которые содержатся в каноническом своде произведений

Феномен Холмса любопытен не только сверхпопулярностью этого персонажа (о нем снято более 200 фильмов), не только миллионными тиражами книг, но и тем, что читательская энергия творит чудеса, воскрешая героя и даже в какой-то степени воплощая его в реальном мире. Впору вспомнить о гипотезе энергоинформационного поля, которое при наличии зашкаливающей энергии может вызывать к материализации некоторые объекты.

Например, дом. Строение под номером 221В, что по Бейкер-стрит в стольном граде Лондоне, не существовало во время появления первых «писаний» о Холмсе. Однако теперь это здание стоит уже многие десятилетия и, само собой, является «домом-музеем» гениального сыщика. И эта история с воскрешением после падения в водопад с профессором Мориарти – выходит, герой просто не может умереть, пока на него есть спрос. Или, если выражаться менее брутально, – пока его любят.

Холмс в силу своей бешеной популярности явился своего рода эталоном для создания образа сыщика. В какой-то степени Холмс – продукт эволюции, о которой так долго рассказывали нам многочисленные эзотерики. Его наблюдательность можно расценивать как, с одной стороны, снятие гипноза обыденности, который предлагает обывателю весьма малый набор шаблонов восприятия. Важно то, что это не интуитивный талант, а профессионально оформленное знание. Другая сторона этого дарования – доскональное представление о тех фильтрах, которые присутствуют в нашем контакте с миром и мешают видеть вещи и людей «такими, как они есть».

Еще одно качество – способность к синтезу полученных данных. И неважно, что Конан Дойл перепутал дедукцию с индукцией, «ведь роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет».

И характерологические особенности Шерлока Холмса также весьма привлекательны. Узкий специалист, которому нет дела до дисциплин, которые впрямую не касаются его работы. Наличие хобби – игра на скрипке. Личное одиночество, которое не может не вызвать читательского сочувствия.

Пренебрежение буквой закона во имя некоей высшей моральной справедливости. Доступ в высшие сферы – через брата Майкрофта, который может свести с кем надо или снабдить дополнительной информацией.

Есть и два зеркала: одно для героя – контакт, всегда сопернический, с полицией, которая представлена в лице недалекого сыщика Лестрейда, другое для читателя – доктор Ватсон, на котором мы можем поверять свои наблюдения.

Единственное, что выбивается из светлого образа Холмса, – его пагубные пристрастия, для читателя это еще один крючок – всё-таки великие люди имеют свои слабости. Творческие способности знаменитый сыщик стимулировал, увы, наркотиками.

Этот мотив многократно обыгран как в кинофильмах, где Холмс прилюдно ширяется, так и в многочисленных анекдотах:
– Холмс, вы действительно видели собаку Баскервилей?
– Покурите мою трубочку, Ватсон, еще и не такое увидите…

..............