Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
13 ноября 2007, 11:01 • Культура

Нон-фикшн light

Нон-фикшн light
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Бавильский

Именно «книжной культуры», а не просто «смотр книгоиздательской продукции», ибо устроители хорошо понимают: в нынешнее время книга существует среди других носителей и форм существования культуры. Поэтому помимо представления печатных изданий в Красноярске прошла большая культурная программа.

Выставки, чтения, круглые столы, демонстрации художественных и мультипликационных фильмов – всего не перечесть, выбирай на свой вкус. Администрация края и города в партнерстве с Фондом Михаила Прохорова обещали, что фестиваль книги станет регулярным.

Внутри червонца

Дирижеру и пианисту Михаилу Плетневу и вовсе устроили стоячую овацию, несмотря на то что музыкант никаких книг не написал

На десятирублевой купюре изображены виды Красноярска, в том числе и часовня. Именно к ней по приезде в город первым делом направился Владимир Сорокин – первый из плеяды литературных звезд, приглашенных на ярмарку. Далее была пресс-конференция и встречи с читателями, многочисленные интервью. Сибиряки встречали автора «Нормы» и «Дня опричника» как национального героя.

А дирижеру и пианисту Михаилу Плетневу и вовсе устроили стоячую овацию, несмотря на то что музыкант никаких книг не написал. Однако же на открытии ярмарки в театре оперы и балета ведомый им Российский национальный оркестр так мощно исполнил Первый фортепианный концерт П. Чайковского (солист Александр Лубянцев) и Вторую симфонию С. Рахманинова, что людей буквально сорвало со своих мест.

Представляя концерт, председатель оргкомитета ярмарки Ирина Прохорова высказалась в том духе, что музыка – это ведь ноты, то есть партитуры, а значит, тоже книги – часть той самой культуры, которой посвящен красноярский фестиваль.

И действительно, на следующий день главную сцену выставки отдали под показ документального фильма о дирижере. А перед этим обычно отказывающийся от публичных мероприятий Плетнев встретился с почитателями и ответил на их вопросы.

Вслед за Владимиром Сорокиным на ярмарке книжной культуры выступили Виктор Ерофеев, проведший устный выпуск своего телевизионного журнала «Апокриф», а также уроженец этих мест замечательный прозаик Евгений Попов. Он же презентовал книгу «Опера нищих» («Вагриус»), а также был ведущим на встрече «Литературный Будапешт». В последний день работы фестиваля известный критик и публицист Александр Архангельский рассказал о своей только вышедшей семейной хронике «1962. Послания к Тимофею» («Амфора»).

Ожидала всех и большая поэтическая программа, подготовленная Дмитрием Кузьминым. По формату, выработанному московскими «Полюсами», ежевечерне поэты выступали парами. Линор Горалик читала тексты по очереди с Юлией Идлис, а слэмщик Андрей Родионов в паре с Тимуром Кибировым, также представившим в Красноярске свою новую книгу переводов из А.Э. Хаусмана. Отдельный тандем составили ярко выраженные православные стихотворцы Федор Сваровский и Сергей Круглов.

С картинкам и без

Стильно оформленная, ярмарка проходила в огромном выставочном комплексе «Сибирь» и выглядела примерно так же, как, например, «Нон-фикшн». Только поменьше, примерно в четверть от объема смотра, проходящего в ЦДХ.

Схожесть с «Нон-фикшн» красноярской ярмарке придавало и то, то организаторы сконцентрировались в основном на документальной и научной литературе, вместе с худлитом отсекая мутные потоки гламура, жанра и трэша, которых в сибирских магазинах и без того полно. Впрочем, как и везде.

Здесь же самим большим стендом оказалась выгородка «Нового литературного обозрения», за ней следовали «АСТ», «Олма», «Иностранка», а также большая подборка университетских издательств. Как в старые добрые времена, продавалась и литературная периодика. «Новый мир», «Знамя», «Искусство кино».

Эту особенность мгновенно оценили посетители, сметавшие с выставочных стендов интеллектуальные бестселлеры, из-за чего уже ко второму дню на некоторых полках висели рукописные объявления: «Извините, книжек больше нет». Реакция сибиряков была восторженной – от «какие прекрасные, умные книги» до «у нас ничего подобного еще не было…»

Особенно насыщенной казалась жизнь на «детской площадке», где постоянно шли мультики, в перерыве между которыми выступали детские писатели. Наиболее ярким здесь казалась деятельность и продукция издательства «Самокат».

В фойе, на третьей сцене, каждый вечер в час назначенный шли выступления проекта «Модель для сборки», в рамках которого актер Влад Копп читал тексты современных авторов под музыкальное сопровождение диджея Андрея Addison’a.

Импровизированные звуковые книги рождались в окружении картин и самодеятельных книг художников – выставкой этой, собравшей редко выставляющиеся работы Ильи Китупа, Андрея Бондаренко, Б.У. Кашкина и Николая Кулебякина, особенно гордится организатор культурной программы ярмарки Инна Прилежаева. Нужно отметить не только ее: все сотрудники фестиваля работали на износ, обеспечивая и выполнение намеченного, и комфорт гостей, «экспонентов» и литераторов, издателей и художников, а также каждого, пришедшего в эти дни приобщиться к приятному и полезному.

Не потому ли в Красноярске все эти дни стояла прекрасная, сухая погода около плюс 10, тогда как в Москве, куда усталыми, но довольными вернулись участники культурного десанта, порывистый ветер и переменная облачность, не давая согреться даже дома, гнали и гнали осенние листья куда-то вдаль…

..............