Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
11 комментариевЛюбовный калейдоскоп
Наверное, про любовь снимается девять фильмов из десяти. Жанровая принадлежность в данном случае не имеет значения. Можно подбирать синонимы этому чувству и перечислять оттенки: страсть, похоть, влюбленность, привязанность и так далее. Как бы там ни было, любовь движет не только солнца и светила, но и является весьма мощным сюжетным мотором. Об лентах на эту тему – в традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.
Событие недели – безусловно, ретроспектива по каналу «Культура» ранних фильмов Отара Иоселиани. Чтобы понять, как он пришел к «Истине в вине» и «Охоте на бабочек», стоит внимательно посмотреть (или пересмотреть) ленты, созданные им еще в СССР, но такие нехарактерные для советского кинематографа. Плавный переход от поэтического реализма к поэтической же мизантропии при полном и безоговорочном принятии мира таким, каков он есть, уже намечен в этих прекрасных фильмах: «Листопад» (1966, 16 октября, вторник, «Культура», 23.55), «Жил певчий дрозд» (1970, 17 октября, «Культура», 23.50) и «Пастораль» (1975, 18 октября, «Культура», 23.50).
«Собачий полдень» (18 октября, четверг, «Россия», 01.10) – 9/10
Пропагандистский месседж и лирический настрой безошибочно будет срабатывать в десятках фильмов на военную тему
Фильм классика американского кинематографа Сиднея Люмета, снятый в 1975 году. Аль Пачино предостерегали от участия в этом фильме – как бы не погибла карьера, стоит ли играть криминального маргинала, гомосека и придурка? Впрочем, он же – вьетнамский ветеран, семьянин и отец двоих детей. Фабула банальна для американского кино – ограбление банка. Дополнительный обертон – за это взялся неумеха. Казалось бы, комедия? Да нет, вполне жесткое и грубое кино о жизни, вынесенной на предел (деньги нужны для лечения друга), балансирующей на грани успеха и провала, с вполне, впрочем, закономерным итогом.
«Девственницы-самоубийцы» (19 октября, пятница, «ТВ Центр», 00.50) – 9/10
Фильм Софии Копполы, снятый в 1999 году. Дебют дочери известного кинорежиссера оказался блестящим (и следующий фильм, «Трудности перевода», только подтвердил оригинальность ее кинематографического мышления). Какой фильм можно было бы снять о серийных самоубийствах девушек-подростков в американской глубинке, да еще основанный на реальных событиях? Что-нибудь сугубо социальное, обличительное, анализирующее причины и следствия. Вместо этого София Коппола погружает нас в метафизическую медитацию о хрупкости физического тела и силе подступающей любви, о страхе перед ней и осознания – возможно ложного – ее невозможности. Музыка для этого фильма создана группой Air, и она столь же завораживает, сколь и визуальный ряд.
«Мост Ватерлоо» (19 октября, пятница, «Культура», 20.50) – 8/10
Кадр из фильма «Мост Ватерлоо» |
Любопытно сравнить этот американский фильм о войне с нашими аналогичными картинами. Лента снята Мервином ле Роем по пьесе Роберта Шервуда в 1940 году. Над Советским Союзом в это время еще было безоблачное небо, а Англия уже воевала. Фильм удачно сочетает пропагандистский месседж и лирический настрой, который безошибочно будет срабатывать в десятках фильмов на военную тему, которые снимут позднее. Зрители старшего поколения наверняка помнят игру Вивьен Ли и Роберта Тейлора и, разумеется, пронзительную музыку из этого фильма.
«Кто боится Вирджинии Вулф?» (20 октября, суббота, НТВ, 02.55) – 8/10
- Американская неделя
- Попади в десятку
- Бойцы невидимого фронта у вас в гостях
- Бандиты, маньяки и просто безумцы
- Аутисты и папарацци
Фильм Майка Николса («Выпускник», «Птичья клетка»), снятый в 1966 году. В главных ролях самая известная на тот период голливудская семейная пара – Элизабет Тейлор и Роберт Бертон. Это экранизация бродвейского хита 60-х, известной пьесы Эдварда Олби. Он – профессор истории, она – его взбалмошная супруга, что немаловажно, дочь президента колледжа, где преподает ее благоверный. Двадцать лет брака в любви-ненависти и хмурое похмельное утро с молодыми коллегами, тоже супружеской парой. Весьма театральное действо, наращивающее взрывной элемент именно благодаря замкнутому пространству. В свое время фильм шокировал публику, не привыкшую к такому количеству брани с экрана.
«Таинственная река» (20 октября, суббота, НТВ, 23.25) – 8/10
Кадр из фильма «Таинственная река» |
Фильм Клинта Иствуда, снятый в 2003 году. В главных ролях Шон Пенн и Тим Роббинс, оба получили «Оскаров» за эти роли. Наверное, можно было бы назвать этот фильм полицейским триллером, если брать только сюжетную фабулу: старые друзья, у одного убита дочь, второй – полицейский, а третий – подозреваемый. Но это фильм о прошлом, которое довлеет над настоящим, о подлинном смысле не проясненных в свое время событий, о неоднозначности трактовок реальности, ломающих судьбы и проливающих кровь. Лучший фильм Клинта Иствуда, без столь характерного для него навязчивого морализаторства.
«Прорва» (16 октября, вторник, «Россия», 01.15) – 7/10
Фильм Ивана Дыховичного, снятый в 1992 году. Надо помнить то время, чтобы сегодня оценить всю новизну этой ленты. На первый взгляд – клюква на экспорт. Все темы и сюжетные линии усилены до предела, явный перебор. Фильм о страстной и похотливой любви пролетария и физически неполноценной жены чекиста, которая к тому же является бывшей дворянкой, снят с резкой, почти китчевой четкостью. Любовь, НКВД, предательство, смерть, измена, роскошь, власть, безумие и обреченность тщательно взбиты в блендере большого террора и поданы к столу как изысканное яство.
«Божественное вмешательство» (21 октября, воскресенье, «Культура», 22.55) – 7/10
В рамках серии «Культ кино» Кирилл Разлогов представляет картину весьма экзотического кинематографа – палестинского. Разумеется, фильм снят при содействии дружественных культурных попечителей (Франции, Германии, Марокко) в 2002 году. Режиссер Элиа Сулейман рассказывает и показывает нам историю современных Ромео и Джульетты, разделенных уже не клановыми преградами, а вполне реальными контрольно-пропускными пунктами. Пыль, солдаты, душные пейзажи, статичные автомобили у КПП и напряжение любовного ожидания. Фильм получил приз жюри и ФИПРЕССИ за режиссуру на Каннском фестивале.