Игорь Мальцев Игорь Мальцев Русское кино набрало высоту

2024 год в кино рискует остаться последним годом яркого возрождения русской киноиндустрии. Распустив в этом году свой невообразимо красивый хвост, этот павлин завтра рискует оказаться тем, кто он есть – крупной общипанной птицей, похожей на курицу обыкновенную, домашнюю.

5 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Как войти в новый год без тревоги

Во всеми нами любимой комедии про Ивана Васильевича, который меняет профессию, есть песенка со словами «все на свете было не зря, не напрасно было». Для наших предков это было не поэтической метафорой – а ясной, непоколебимой верой в промысел Божий.

3 комментария
Антон Беликов Антон Беликов Русский императив ждет праздник

Русские – вечно забывающий народ. И потому вечно юный, не несущий ярма исторической памяти. Мы забыли гораздо больше, чем многие народы когда-либо знали. Но умея забывать, мы умеем и вспоминать.

9 комментариев
28 января 2007, 11:08 • Культура

Вадим Туманов: «Высоцкий не мог по заказу»

Вадим Туманов: «Высоцкий не мог по заказу»
@ Анатолий Морковкин

Tекст: Андрей Морозов

25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 69 лет. Его песни стали не только символом времени, его зеркалом, но и частью нашей культуры. Только после смерти его официально признали поэтом. Теперь есть премия его имени, есть его музей, его стихи издаются многотысячными тиражами. Среди тех, кто знал его, дружил с ним – известный старатель Вадим Туманов. О том, каким Высоцкий был в обычной жизни, что он любил и ненавидел в людях, узнал у него корреспондент ВЗГЛЯДа Андрей Морозов.

– Вадим Иванович, расскажите, как вы познакомились с Высоцким?
– Это было в апреле 1973 года в Москве. Кинорежиссер Борис Урецкий пригласил меня пообедать в ресторане Дома кино. В вестибюле мы увидели Владимира Высоцкого. Он и мой спутник были в приятельских отношениях, и поэтому мы оказались за одним столиком.

Я сразу почувствовал, что за внешней невозмутимостью Высоцкого постоянно чувствовалась внутренняя сосредоточенность и напряженность

– Какое впечатление он произвел на вас тогда?
– Помню, как он смеялся, когда я сказал, что, слыша его песни, поражаясь их интонациям, мне хорошо знакомым, был уверен, что этот парень обязательно отсидел срок.

Но, знаете, я сразу почувствовал, что за внешней невозмутимостью Высоцкого постоянно чувствовалась внутренняя сосредоточенность и напряженность. Многое, о чем мы с друзьями говорили, до хрипоты спорили, он своим таким же хрипловатым голосом, прокричал на всю Россию в своих песнях. Наше внутреннее несогласие с режимом, казалось, не поддается озвучанию, мы не знали нормативной лексики, способной передать каждодневное недоумение, горечь, протест. А он черпал и черпал такие выверенные слова...

В ту первую встречу он много расспрашивал меня о Севере, о Колыме, о лагерях ГУЛАГа. При прощании мы обменялись телефонами. Дня через три я позвонил ему и предложил пообедать в «Национале». Но ни в тот раз, ни потом – а в «Национале» мы с ним часто обедали – мы не заказывали ничего спиртного. Однажды наш общий знакомый – метрдотель Алексей Дмитриевич, провожая нас, смеялся: «Я за вами всегда наблюдаю. Вот сегодня вы посидели – я специально время засек – четырнадцать минут. Сколько здесь работаю – меньше вас никто не сидел!»

Теперь, когда я слышу о якобы бесконечных пьянках Высоцкого, для меня это странно, потому что лично я видел его куда чаще работающим, занятым, и были большие периоды, когда он вообще не пил.

У меня тогда была квартира на Ленинградском проспекте. Прилетая в Москву, я обязательно встречался с Володей. Он часто бывал у меня дома. Или я после спектакля ехал к нему, и часто наши беседы продолжались до утра.

– Вам довелось видеть его не только в обычной жизни, но и в работе. Что вас удивило?
– Он не мог писать по заказу, если сам не прочувствовал тему, если она не пережита им самим, тем более – если уловил в ней хоть малейшую фальшь. Помню, что только поэтому он, к удивлению властей, отказался от выгодного во всех смыслах предложения написать песни для пропагандистского фильма Романа Кармена о победе и для фильма о революции в Чили.

– Действительно, странно, ведь это для него был шанс официально петь.
– Он был очень твердым в решениях. О поступках людей Володя судил бескомпромиссно. Как-то мы пришли к нему, он включил телевизор – выступал обозреватель Юрий Жуков. Из кучи писем он брал листок: «А вот гражданка Иванова из колхоза «Светлый путь» пишет...» Затем – другой конверт: «Ей отвечает рабочий Петров...» Володя постоял, посмотрел: «Слушай, где этих... выкапывают?! Ты посмотри, ведь все

фальшивое, мерзостью несет!»

Потом он схватил два листа бумаги и предложил: «Давай напишем по сто человек, кто нам неприятен».

Мы разошлись по разным комнатам. Свой список он написал минут за сорок, может быть, за час, когда у меня было только человек семьдесят.

Шестьдесят или семьдесят фамилий у нас совпало. Наверное, так получилось оттого, что многое уже было переговорено. В списках наших было множество политических деятелей: Гитлер, Каддафи, Кастро, Ким Ир Сен, только что пришедший к власти Хомейни... Попал в список и Ленин. Попали также люди, в какой-то степени случайные, мелькавшие в эти дни на экране. Что интересно – и у него, и у меня четвертым был Мао Цзэдун, четырнадцатым – Дин Рид.

Вадим Туманов
Вадим Туманов
– Он всегда был таким резким в оценках?
– Нет, совершенно иначе, хотя тоже болезненно, Высоцкий реагировал на поведение режиссера, который пригласил его на главную роль в фильме «Земля Санникова». Когда власти не утвердили Высоцкого на роль и потребовали отдать ее другому актеру, он сокрушался не по этому поводу, хотя очень хотел сыграть и написал для фильма прекрасные песни. Удручен он был тем, что режиссер не решился отстаивать собственный выбор. «Ведь он разведчик! – горячился Володя. – Смелый был человек. Ну хоть бы слово сказал!»

Володя был добрым, очень добрым, но при этом мог быть по-настоящему жестким. Я имею в виду, что он не прощал подлости, предательства. Знаю людей, с которыми он продолжал здороваться, вместе работать, однако если за какую-то низость вычеркнул человека из своей жизни, то это – навсегда.

Мне вспомнился такой эпизод. Как-то раз мы пошли с ним в ювелирный магазин на Арбате, он до сих пор работает – напротив Вахтанговского театра. Мы пришли чуть раньше, магазин был закрыт на обеденный перерыв, до открытия оставалось несколько минут. Мимо проходило двое парней и один спросил у нас прикурить. Володя вынул зажигалку, зажег ее и протянул. Парень узнал его и почему-то стал хамить: «А, так это ты, Высоцкий!.. А ты чего не здороваешься?» Володя мгновенно той же рукой с зажигалкой врезал ему в челюсть, и парень свалился на тротуар. Тут открыли двери магазина, и мы ушли.

– Он приезжал к вам в артель с концертами. Правда, что именно в этой поездке у него родилась идея написать книгу о ГУЛАГе?
– Еще до поездки в Бодайбо Высоцкий задумал сделать фильм о лагерной Колыме. Ему очень хотелось проехать с кинокамерой по Колыме от Магадана до Индигирки. Он собирался сыграть главного героя и поставить фильм за границей, понимая, что здесь ему этого сделать не дадут.

В поездке он предложил журналисту Лене Мончинскому писать сценарий вместе.

Идея оказалась на редкость удачной. Мончинский, знаток истории Сибири, ее уголовного мира, к тому же человек творческий, как нельзя лучше подходил для такого содружества. Он убедил Володю начинать не со сценария, а с романа, который затем может стать основой фильма, и тогда в 1976 году, после поездки Высоцкого по Сибири они принялись за работу.

По словам Мончинского, работать с Высоцким было необычайно интересно. Замечательный актер, он абсолютно точно проигрывал будущие сцены в лицах, показывал характеры, как он их понимал. «Когда он размышлял о психологии уголовного авторитета или охранника, при этом изображая их, я действительно проникался всем», – рассказывал мне потом Леня.

Но работать над романом в полную силу Володя не мог: мешали постоянные гастрольные поездки, занятость в театре и кино. Когда Володи не стало, практически готова была первая часть.

..............