Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
13 комментариевШкольная программа
В последние годы конец театрального сезона в Москве приобрел чрезвычайно размытые очертания. В то время как одни театры с приближением лета по старинке закрываются, другие с удвоенной энергией принимаются выпускать премьеры, открывать фестивали и проводить всевозможные мероприятия. Причем так активно и самозабвенно, что время, когда они все-таки решают отправиться в заслуженный отпуск, совпадает с временем выхода на работу их коллег.
Среди тех, кто в очередной раз презрел неумолимо надвигающийся дачный сезон, – Центр имени В. Э. Мейерхольда. На этой площадке на днях сыграла премьеру Студия театрального искусства Сергея Женовача, здесь же пройдет часть гастрольных спектаклей «Коляда-театра», и тут же произошел фестиваль британской драматургии.
Юбилей как сюрприз
Сцена из спектакля «Захудалый род», поставленного театром «Студия театрального искусства» на сцене театрально-культурного центра им. Вс. Мейерхольда (фото ИТАР-ТАСС) |
Творческой активностью Центра Мейерхольда никого не удивишь. Культурные затеи на любой вкус случаются на этой площадке с завидной регулярностью и частотой. Сюрпризом же для театральной общественности стал 15-летний юбилей центра, а главное – то, как скромно и тихо его решили отметить.
Собственно, все торжества свелись к пресс-конференции с участием художественного руководителя Центра имени В. Мейерхольда и Александринского театра Валерия Фокина и спектаклю выпускника режиссерской магистратуры ЦИМ и Школы-студии МХТ Валюса Тертелиса «Психоз 4,48», перед которым студентам режиссерских отделений были вручены традиционные именные стипендии Фонда имени В. Мейерхольда.
За те пять лет, что центр занимает современное и прекрасно оборудованное помещение на Новослободской, он успел много чего отпраздновать, да и без всякого повода не раз и не два преподносил своей публике самые необычные театральные подарки. Тем обиднее, что нынешний юбилей в центре «зажали». Оправдательное слово Валерия Фокина прозвучало на пресс-конференции, и если не окончательно утешило гостей несостоявшегося праздника, то внушило им серьезные надежды на будущее. Художественный руководитель центра в красках описал собравшимся предстоящий сезон.
Центр имени Мейерхольда в свое время стал одной из первых финансово независимых организаций культуры, да и вообще первым у нас нерепертуарным театром, и даже не театром, а именно центром.
Драматическими спектаклями никоим образом не ограничивается область его интересов. Театр здесь стараются разнообразить другими видами искусства. Кроме того, образовательная программа всегда имела для Центра имени Мейерхольда большое значение. Совместно со Школой-студией МХТ он набирает уже второе поколение магистрантов, которые постигают тонкости режиссуры под руководством самых знаменитых мастеров профессии.
Эпоха просвещения
Здание театрально-культурного центра им. Вс. Мейерхольда (фото ИТАР-ТАСС) |
На просторах дикой России ЦИМ – одна из немногих театральных организаций, как кажется, проникнутая европейским духом. Сказалась ли офисная современность помещения, которое он занимает, многочисленные гастроли, проводимые на его сцене, или что другое, во всяком случае, упорядоченность действий художественного руководства, как правило, склонного к творческому сумбуру, не может не радовать.
Программы определенной тематики строго разделяют жизнь Центра имени Мейерхольда на периоды. Антонен Арто, античность и Польша тщательно исследовались здесь в прошлые годы. Темой новой программы, рассчитанной на два года, по словам Валерия Фокина, станут театральные школы.
Очевидно, ту масштабную образовательную деятельность, которую центр ни на минуту не прекращает, его руководитель счел неэффективной, или его опасения за будущее театра, высказанные на пресс-конференции, оказались слишком сильны. Как бы то ни было, несмотря на ставшие многочисленными в Москве фестивали студенческих спектаклей, именно театральная школа будет в ближайшие два года вдохновлять жизнь ЦИМ.
Показы дипломных студенческих работ, конференции на тему театрального образования, различные учебные программы должны в обилии проводиться в его стенах.
В обозримом будущем публике была обещана встреча с польским режиссером Кшиштофом Варликовским и показ спектакля краковского Старого театра, а также гастроли болгарского театра «Сфумато», приезд Ивана Добчева и Маргариты Младеновой.
- Билли Новик: «Мы играем романтический алкоджаз»
- Говорящие сердцем
- Павел Руднев: «Современник» не в своем времени
- Стояли слишком гордо и платят втройне
- Каменный гость, или Театр жив
- Собак@vahtangov.ru
В общем и целом Валерий Фокин, кажется, согласен с формулировкой «нет пророка в своем отечестве», однако некоторых – хотя и немногих – мастеров русского театра он все-таки обещает также привлечь к новой программе. Открытый урок Льва Додина, прошедший в центре зимой, и предполагаемые встречи с Камой Гинкасом должны дать представление о лучших сторонах российских театральных школ.
Таким образом, сцена, фойе и репетиционные залы Центра имени Мейерхольда оказались на ближайшие два года зарезервированы под благородное дело поддержки творческой молодежи, на которую многочисленные и трогательные проявления заботы в последнее время сыплются буквально со всех сторон.
Так что уже совсем скоро московская публика, вероятно, получит шанс узнать, что из себя представляет театр, взращенный в идеальных условиях.