Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
10 июня 2006, 12:33 • Культура

День рождения мороженого

День рождения мороженого
@ GettyImages

Tекст: Олег Рогов

«Нельзя победить народ, который в сорокоградусный мороз ест мороженое», – сказал Уинстон Черчилль. Забавно, ведь обычно русский национальный характер связывался совсем с другими традиционными угощениями – щами и водкой.

Мороженому исполняется 220 лет. Официальный его день рождения – день первых массовых продаж в Америке – 10 июня 1786 года. Но точную дату установить невозможно. Ведь точкой отсчета могут быть самые разные события. Например, упоминание о смешанных со льдом фруктовых соках в классическом китайском каноне «Ши цзин». Или рекомендации Гиппократа. Или ледяные погреба при кулинарном хозяйстве Нерона.

Многообразие видов мороженого обосновано некоторой необязательностью его присутствия в нашем меню
Многообразие видов мороженого обосновано некоторой необязательностью его присутствия в нашем меню

Подойдет и Александр Македонский, лакомившийся древним мороженым во время персидских походов. Ни Средние века, ни Возрождение также не претендуют на приоритет знаменательной даты, хотя мороженое постепенно укрепляло свои позиции в Европе.

Легенда гласит, что сам Марко Поло, пристрастившийся к мороженому в Китае, поделился рецептами с земляками-кулинарами. Один из них очутился при французском дворе. С тех пор на приемах у Екатерины Медичи гостям подавали мороженое с мандариновым соком. Разумеется, рецепт лакомства держался в строжайшем секрете. Следующей «остановкой» мороженого была Англия: внучка Медичи выходит замуж за Карла I и привозит с собой личного кулинара. Впрочем, секретом мороженого тот поделился с коллегами только после казни короля.

Новое время – новые нравы. Демократические преобразования наших прапрадедушек привели к появлению мороженого в общественных кондитерских. Десакрализация коснулась и этого десерта, как в свое время зеркал, пекинесов, табака и компьютеров. Начинается история брендов. Местечко Пломбьер обессмертило себя сортом «пломбир», австрийцы придумали гляссе, итальянцы изощрялись с фруктовыми добавками. Французы и американцы спорят о приоритете на эскимо («пирожок эскимоса», так сначала называлось мороженое в глазированном шоколаде).

Настоящая, промышленная история мороженого начинается в Америке. В 1846 году Нэнси Джонсон изобретает ручной фризер, но, как это частенько бывает, не позаботилась о патенте. Серийное производство начинается с 1851 года, в его главе стоит Якоб Фуссел, удачливый предприниматель. Дальше – больше. И объемов производства, и разных сортов, счет которых идет уже на сотни.

Mороженое – так, каприз
Mороженое – так, каприз

Многообразие видов мороженого обосновано некоторой необязательностью его присутствия в нашем меню. Десерт – всегда излишество, а именно в излишествах и проявляется вся причудливая изощренность многообразия. Первые и вторые блюда всегда более суровы, они жизненно необходимы и, следовательно, отношение к ним серьезное и прикладное. А мороженое – так, каприз.

Мороженое проникло в самые разные сферы культуры. На портретах дамы и кавалеры охотно позировали с десертами и тонкие ложечки соперничали с изяществом аристократических рук. Даже в отечественной поэзии мороженое присутствует. Вот два самых известных примера:

Подруга шарманки, появится вдруг
Бродячего ледника пестрая крышка,
И с жадным вниманием смотрит мальчишка
В чудесного холода полный сундук.
И боги не ведают – что он возьмет:
Алмазные сливки иль вафлю с начинкой?
Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,
Сверкая на солнце, божественный лед, –

писал в 1914 году Осип Мандельштам. Мороженое здесь предстает как повод вполне метафизического выбора, детской свободы воли, зыбкости и аморфности предмета наших желаний.

А вот Игорь Северянин наверняка гордился цветастой метафорой:

– Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции – десять копеек, четыре копейки буше.
Сударышни, судари, надо ль? – не дорого, – можно без прений…
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!
Я сливочного не имею, фисташковое все распродал…
Ах, граждане, неужели вы требуете крэм-брюле?
Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа…

Через без малого сто лет «мороженое из сирени» стало вполне банальным десертом. Футуризм устарел – сегодня химические добавки способны придать мороженому любой вкус, цвет и запах…