Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
4 комментарияПервый концерт Depeche Mode
Depeche Mode вернули Питер во времена The Beatles
Если вы помните легендарную кинохронику со слезами девушек и счастливых заламываний рук на концертах «Битлз», то легко сможете представить себе, что творилось вчера на первом концерте тура «Depeche Mode» «Playing The Angel» в питерском СКК. Рядом со мной стояла такая девушка, она провела все полтора часа концерта с поднятыми руками и совершенно счастливым выражением лица.
В Европе – дешевле
Слева послышался горький вздох седоватого мужчины: «Ну что же так мало? Ребята, мы вас столько ждали».
Поднятые руки, лес рук с мобильниками и тайком пронесенными фотомыльницами – весь концерт. Признания в любви, слезы счастья и пение всех слов всех песен от начала до конца. В ожидании начала концерта серьезный мужчина в фан-зоне рассказывает: «Мы из Белоруссии, из маленького городка. Скинулись и арендовали два «Икаруса» до Питера. Так и приехали, двумя группами по сорок пять человек. А правда, что в Европе билеты на них стоят по 60 евро? Как же у них все дешево в этой Европе…»
Между тем, огромное количество москвичей поехали в Петербург на концерт «Depeche Mode» именно по причине относительной дешевизны питерских билетов. Стоимость входа на танцпол у московских спекулянтов поднялась до 500 долларов. И никакой гарантии подлинности. Как же дешево все в этой Европе…
Однако и концерты в Европе для «Depeche Mode» - привычное дело. А в России группа была ранее всего дважды. В 1998 и 2001 годах в Москве они дали концерты в «Олимпийском». Ажиотаж был страшнейший, и нынешний выбор СКК и Лужников как концертных площадок для тура иначе как издевательством над поклонниками группы не назовешь. СКК заполнен под завязку, огромный танцпол забит до самых краев.
На сцене – три серебристых «летающих тарелки», рабочие места музыкантов, которые затем зажигаются и начинают иллюминировать голубым светом. И огромный серебристый же шар, несущий серьезную информационную функцию. Во время песен на электронных табло шара высвечиваются названия песен, иногда авторы. И непременно – ассоциативный ряд к песням. Чаще всего повторяются слова: агрессия, боль, суицид, чувство, инфляция, секс, рак…
Кроме того, на шаре время от времени подсвечиваются ключевые слова-девизы тура: «Sex, Pain, Angel, Love». И самым большим шрифтом: «Vice» (зло). Что ж, тема задана.
Как это было
Представление началось с привета «Hello!» и залитого голубым светом огромного задника с рисунком из обложки «Playing The Angel» - несколько перышек, связанных в пучок. Дэвид Гэхен пришел раскованной походкой. Несмотря на приветствующий рев зала, сначала он пообщался с музыкантами и прошелся по сцене. Затем вскинул руки, и шоу началось – «A Pain That I'm Used To».
Первая часть концерта, как и ожидалось, закономерно занята песнями из «Playing The Angel». Однако музыканты не стали показывать все треки, на концерте прозвучало всего несколько самых хитовых песен из последнего альбома. Все-таки не так уж часто приезжают эти музыканты в Россию, и решение сделать концерт своеобразным The Best было осознанным и понятным.
Но вот что интересно. В концертном варианте все знакомые и заслушанные до дыр знаменитые хиты предстали в новых непривычных аранжировках. У всех песен поменялось вступление. До такой степени, что узнать песню иногда можно было только при первых словах вокалиста.
И почти у всех боевиков группы по сравнению с альбомными версиями изменена кода, – музыканты заканчивают треки неожиданно и буквально на последнем слове Гэхена.
Мартин Гор ходит в черной футболке со смешной шапочкой и черными же ангельскими крылышками за спиной. Чаще всего он играет гитарные партии, но иногда встает на место клавишника, и тогда создается впечатление, что три клавишника словно парят на своих футуристических летающих тарелках над сценой.
Через пару песен задник падает, открывая взору целых шесть больших светодиодных экранов причудливой формы и необычного расположения, перекрывая краями друг друга.
Стильная группа стильна во всем. Для передачи картинки на экраны работают целых четыре видеооператора, а режиссер микширует с заранее записанным видеорядом. Крупные планы музыкантов, клипы, симпатичные зрительницы, слоганы, - все перемешано в эмтивишной стилистике.
Дэйв сначала сбрасывает пиджак, оставшись в жилетке на голое тело. Затем сбрасывает и жилетку. Его невозможно не сравнить с таким же энергичным и эксцентричным Фредди Меркьюри, настолько похожи их манеры поведения на сцене.
Он пластичен и сексуален. Обожает ходить с микрофонной стойкой в руках и размахивать ею. Иногда пропускает эту стойку между ног. На одной из песен он подлетает к Мартину, и от избытка чувств чмокает его в макушку.
Когда Дейв подходит ближе к авансцене, становится видно, что он в отличной физической форме. Непременно подведенные тушью глаза, легкая небритость, энергичные движения с сексуальным подтекстом. Иногда Дейв поворачивается спиной и делает недвусмысленные движения ягодицами, при этом оператор берет крупный план – и Дэвид с удовольствием разглядывает растиражированное изображение своего зада на экранах.
Сексуальный мессидж «Depeche Mode» всегда занимал значимое место в комплексе того феномена, что родила когда-то группа. Со временем популярность «Депешей» переросла в любовь преимущественно гей-сообществ. Такова основная масса посетителей их концертов.
Однако в России все не так. Откровенно «голубых сообществ» на питерском концерте не было видно вовсе, либо они отменно тщательно маскировались. Не было ярких фриков, жеманных трансов и никакой символики гей-прайдов. Мы по-прежнему гомофобная страна.
Мартин Гор тоже один раз приблизился к авансцене. Его подведенные изрядным количеством блесток глаза смотрят неизменно грустно. И на концерте Мартин поет только самые лиричные песни – «Damaged People» и «Home».
Великий кудесник звука, создавший всю музыкальную эстетику «Depeche Mode», Мартин воплощает в себе неизменно печально-снисходительное отношение к тому торжеству зла и боли, которое констатирует «Депеш Мод» в своих песнях. И напротив, Дэйв Гэхен – энергичен, и сексуальной энергией компенсирует баланс сил в мире. Или, хотя бы, на сцене здесь и сейчас.
Обращаясь к зрителям, Дейв вставляет между строками песен крики, вздохи, рыки и бесчисленные: «А! Э! О!» Контакт с залом устанавливается мгновенно. Полуголый Дэйв с удовольствием демонстрирует свои многочисленные татуировки, самая большая из которых покрывает всю его взмокшую спину.
На «Never Let Me Down» он вздымает в очередной раз свою микрофонную стойку, и торжественно оглядывает весь размахиваюший синхронно руками зал, будто прицеливаясь. Бурный рев на «Shake The Disease», и Дейв дает петь залу целые куплеты. «Personal Jesus» поется хором всего дворца спорта безо всяких приглашений.
«Я по всем вам буду скучать!» - заявляет Дейв после «Enjoy The Silence», и музыканты уходят со сцены. Однако через пять минут возвращаются, и играют еще несколько треков – «Shake the Disease», «Just Can't Get Enough» и «Everything Counts». Опять уходят.
Второй бис состоит из «Never Let Me Down Again» и «Goodnight Lovers». Наверное, можно констатировать, что программу по The Best музыканты выполнили.
Этот концерт не был каким-то исключительным по звуку или шоу. Местами звук откровенно заставлял желать лучшего, а отсутствие пиротехники и балета свело шоу «Depeche Mode» фактически к сольному номеру шоумена Дэвида Гэхена.
Но шоумен был великолепен, а музыканты отработали концерт без единой помарки. Разница между студийными записями и концертным исполнением у «Depeche Mode» разительная. Эстетика футуристического музыкального шоу себя полностью оправдывает.
Слева послышался горький вздох седоватого мужчины: «Ну что же так мало? Ребята, мы вас столько ждали».