Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

9 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

8 комментариев
31 марта 2006, 17:02 • Культура

Детям о взрослых

Детям о взрослых

Tекст: Екатерина Сальникова

Телевидение старается развлекать детей по мере возможностей. Возможности эти весьма ограничены – и по содержательным, и по временным параметрам. Отрадно, что добрые советские мультфильмы, в том числе нашу великую авторскую анимацию, регулярно крутят по многим каналам утром, днем, вечером и даже ночью.

Но замечательной анимации не может быть много. Сделать ее основой детского телевещания заведомо нереально. Однако наше ТВ стремится именно к этому, видимо, не представляя альтернатив.

«Каля-маля» и клише Диснея

«Губка Боб Квадратные Штаны»
«Губка Боб Квадратные Штаны»
Рискуешь оказаться в роли героини анекдота, которая жаловалась, что в ресторане ужасно готовят, да к тому же такие маленькие порции. Не знаешь, следует ли сетовать на скромное место детских передач, если эти передачи более чем на половину состоят из агрессивной анимации весьма средней художественности.

По REN TV – «Могучие утята». По СТС – «Соник Икс», «Человек-паук», «Король Артур и рыцари без страха и упрека», «Шаман Кинг», «Звездный десант». По ТНТ – «Губка Боб Квадратные Штаны», «Приключения Джимми Нейтрона, мальчика-гения» и прочие шаблонные «мелькалки». Но даже содержимого «Дисней-клуба» на Первом канале вполне хватает, чтобы увидеть, как утомительна повышенная внешняя динамика и скудная эмоциональность тех клише, в которые превратились давние диснеевские открытия.

Дальше всех от принципов сугубо массового развлечения юных поколений отходят каналы «Культура» и ТВЦ. Чаще показывают отечественную классику детского кино, которая в состоянии привить ощущение эстетического совершенства, гуманности и тонкого юмора. В «АБВГДейке» и «Отчего, почему?» содержатся даже элементы познания мира. Хотя, увы, персонажи «АБВГДейки» не намного превосходят лохматых чудиков Кубика и Зелибобу из «Улицы Сезам», идущей сейчас по СТС.

Из того, что предлагает детям среднего школьного возраста ТВЦ, «Каля-маля» производит самое выгодное впечатление. Там по крайней мере от участников требуется настоящая творческая импровизация. Не столько техническое умение рисовать, сколько готовность сочинить концепцию рисунка.

А большинство детских игр-викторин вроде «Умников и умниц» (Первый канал) подразумевают прежде всего наличие знаний, иногда даже немалых. Но знания в эпоху тотальной информатизации – штука гораздо более доступная, нежели умение не механически этими знаниями распоряжаться.

Единственной программой, которая настраивает на критическое дистанцирование от окружающей действительности и приглашает постигать ее парадоксы, является «Ералаш».

Адаптировавшись к постсоветским реалиям, этот киножурнал стал энциклопедией новых социальных и психологических типажей, ситуаций, конфликтов. К счастью, не утратив при этом своего юмора. Но «Ералаш» – скорее отступление от общих телеправил и капля в море вещания, которое вообще мало побуждает детей думать (а не вспоминать известное) и напрягать душевные силы (а не расслабляться и «отрываться»).

Среди познавательных передач по «Культуре» выделяется «В музей без поводка», представляющая историю отдельных шедевров живописи. Но эту программу очень портит ее краткость. Все-таки рассказ о картине не хотелось бы уподоблять программе «Спокойной ночи, малыши!» старого формата.

Для детской бессонницы

«Спокойной ночи, малыши!» не может победить главный современный закон теледжунглей
«Спокойной ночи, малыши!» не может победить главный современный закон теледжунглей
Сама упомянутая долгожительница детского вещания, пережившая свои лучшие советские годы, влачит печальное существование на РТР. «Спокойной ночи, малыши!» не может победить главный современный закон теледжунглей – детскому ТВ не место в прайм-тайме. Это время стоит слишком дорого, чтобы отнимать его у рекламодателей взрослой рекламы и создателей взрослых сериалов. Отнимают на данный момент всего пять минут. Пятнадцать – уже не потянуть.

Малышам, как надоедливым дворняжкам, бросают мелкую и не очень удобоваримую «косточку». Видимо, чтобы поставить галочку за проявленную благотворительность. «Спокойной ночи, малыши!» идет не просто в урезанном виде, но в том формате, какой унижает достоинство и программы, и ее зрителей.

Из культовой песенки «Спят усталые игрушки…» поется только один куплет. А песенка между тем хорошая, ничего лучшего в качестве колыбельной пока не придумали. Попробовали бы организаторы эфира смонтировать очередной безразмерный концерт, оставив от каждой песни кумиров взрослой аудитории по одному куплету...

Время выхода в эфир могут, как недавно оказалось, запросто передвинуть часа на полтора назад – чтобы детская передачка не путалась среди суперпроектов. И тогда программа автоматически теряет даже намек на свою колыбельную функцию.

Мультфильм, если он не помещается в пятиминутную передачу, могут прервать не просто посередине, но на самом драматичном месте. А это значит, что заинтересовавшийся сюжетом и переживающий за персонажей малыш не увидит, как драматическая коллизия счастливо разрешается.

Но детское сознание в два – четыре года еще не настроено на романные формы с вечно оттягивающимся финалом, с многими взлетами и падениями героев. Малыши не готовы жить в режиме сериалов и целые сутки ждать, куда вырулит герой из сложной ситуации. Ребенку нужно убедиться, что равновесие мира и отдельной дорогой ему судьбы восстановлено сейчас же, немедленно, на его глазах. Иначе никакой спокойной ночи у него не будет. Наоборот, начнутся страхи и якобы беспричинное беспокойство. Не учитывать этого – значит не уважать психологию ребенка.

Но при чем тут вообще дети?

Работа на подсознание

 «Альф-2» идет в рамках «Детского утра на НТВ»
«Альф-2» идет в рамках «Детского утра на НТВ»
Справедливости ради следует признать, что отнюдь не детское ТВ влияет в основном на ребенка. Воздействует телевидение в целом. И начинается этот процесс задолго до того, как малыш превращается в осмысленного зрителя. Ребенок нескольких месяцев уже готов воспринимать приятные музыкальные мотивы, и ему абсолютно все равно, что они сопровождают. Пускай они сопутствуют рекламе средств для улучшения эрекции или восстановления выпавших волос.

Позже ребенок обращает внимание на красивые, в его представлении, «картинки», на живых забавных существ – и не важно, кем именно они являются. Например, фантастические головастики, символизирующие липкие жирные волосы или легкий голод, привлекают внимание малыша как автономные и самодостаточные персонажи, ведущие какую-то свою жизнь.

Ребенок не считывает символы, сложную метафорику и прочие «переносные смыслы». Все, что движется, бегает, прыгает, имеет сколько-нибудь схематично обозначенное лицо или туловище, наделяется в сознании ребенка статусом реального живого субъекта.

Принцип тотального одухотворения мира – органичная и необходимая стадия детского развития. Телереклама эксплуатирует ее нещадно. Чем больше ассоциаций продаваемого товара с симпатичными персонажами, тем больше перепадает детской любви самому товару, даже если он доброго слова не стоит.

В полтора-два года ребенок в состоянии живо воспринимать внятное внешнее действие. Если идет американский фильм, где погоня сменяется дракой, драка – выпадением из окна в фонтан, а за ужином персонажей следует пожар и спасение из пламени, малыш может смотреть цепь кульминаций так же неотрывно, как и взрослый.

Поэтому уже с раннего детства дети превращаются в увлеченных созерцателей самых разных авантюрных сюжетов – вне зависимости от того, какой возрастной аудитории они предназначены.

Неслучайно многие приключенческие ленты интерпретируются одними каналами как сугубо детское развлечение, а другими – как более универсальное. «Альф-2» идет в рамках «Детского утра на НТВ» – и «Альф» идет по «Домашнему» в 22.30. Фильм «Сабрина – маленькая ведьма» идет по СТС для широкой аудитории, а мультфильм с тем же названием показывают для маленьких по ТВ-3. Телевидение открывает перед потенциальным зрителем гигантскую массу картин, адресованных взрослым с не слишком зрелым сознанием и нуждающимся в упрощенных образах мира. Не будет особой натяжкой признать, что взрослое телевидение – слишком детское. Поэтому дети и осваивают его слишком быстро. И в два-три года успевают посмотреть «Санта-Барбару» или «Мою прекрасную няню», полюбить всей душой «Комиссара Рекса» и увлечься героями сериала «Опера. Хроники убойного отдела».

Ребенок воспринимает гремучую смесь из рекламных идеалов красоты и престижа, динамики приключенческих сюжетов и причудливых форм в духе фэнтези. К ним телевидение добавляет немало фобий. Маленький, но постоянно растущий человек примеривает на себя систему ценностей и бед взрослой жизни.

Если на советском радио была передача «Взрослым о детях», то половина нашего ТВ сейчас – это программа «Детям о взрослых». Формируется поколение детей, боящихся кариеса, дисбактериоза, абстрактных «сил зла», отечественных киллеров и чрезмерной серьезности в делах любви. От того, какое место телевидение будет занимать в жизни детей, зависит то, насколько им удастся не столько вырасти, сколько вовремя повзрослеть.

..............