Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
26 марта 2006, 16:20 • Культура

Удобный гений

Удобный гений
@ evesmag.com

Tекст: Олег Рогов, Саратов

Теннесси Уильямса часто называют «американским Чеховым». Уточним, Чеховым, который был бы хорошо знаком с теориями Фрейда. Недаром венский психоаналитик придавал такое значение недомолвкам и оговоркам, а ведь они так характерны для чеховских персонажей. Можно представить себе, какими глубинами дополнительного смысла был бы изрыт Чехов, прочитай он «Лекции по введению в психоанализ».

В СССР Уильямсу везло. Его пьесы – впрочем, далеко не все, – прочно оккупировали отечественные подмостки с начала 60-х. Он был удобен тем, что его пафос можно было трактовать как разоблачение буржуазного общества и борьбу одиночек с агрессивной средой. То, что этими одиночками зачастую являлись гомосексуалисты и наркоманы, старательно обходилось вниманием. Разве что энциклопедии и справочники обязательно упоминали о патологии и животном начале в его трактовке человека.

Классик по обе стороны океана

Теннесси Уильямсу удалось соединить традиции чеховского театра, его психологизм, со столь несвойственным для русской классической традиции вниманием к темной стороне человеческой натуры
Теннесси Уильямсу удалось соединить традиции чеховского театра, его психологизм, со столь несвойственным для русской классической традиции вниманием к темной стороне человеческой натуры

Вот небольшой букет определений из советской печати: «кризис, связанный с нарастанием модернистских тенденций», «обострение болезненных мотивов», «патологические извращения… каннибализм, кастрация и т. п.».

Впрочем, необходимость постановок всех этих «каннибалов» нужно было как-то оправдать. На выручку приходит спасительный круг – де, наличие этих мотивов связывается «с атмосферой, сложившейся в эпоху маккартизма и порождавшей настроения безысходности и отчаяния». На лицо «уродливые стороны американской действительности: расовый конфликт, отчуждение, разгул насилия и жестокости». Лучше всего высказалась «Театральная энциклопедия»: «пьесы Уильямса отмечены натуралистической зоркостью и социальной слепотой».

Удобен он оказался и для американцев. Теннесси Уильямсу удалось соединить традиции чеховского театра, его психологизм, со столь несвойственным для русской классической традиции вниманием к темной стороне человеческой натуры.

От Чехова же, очевидно, – подробные, излишне избыточные авторские ремарки. Например, героиня «думает о своих племянниках и племянницах, двоюродных братьях и сестрах, чьи образы, как страницы перелистываемого альбома, мелькают перед ее глазами». Попробуйте-ка это сыграть!

Уильямсу быстро простили постоянное присутствие в его пьесах мотивов насилия и сексуальных отклонений. Слишком лиричны образы его героев, слишком крепко сколочен сюжет.

Сейчас он – признанный классик, и смотрит на нас с американской почтовой марки, а декорации к фильму «Ночь игуаны» до сих пор служат туристическим объектом в мексиканской деревушке, где проходили съемки.

Дорога к славе

Марлон Брандо
Марлон Брандо

Теннесси – это прилипшее к драматургу студенческое прозвище. В городке Колумбус штата Миссисипи 26 марта 1911 года родился Томас Ланир.

Отец – коммивояжер, дед – священник епископальной церкви. Пуританское воспитание в известных строгостью нравов южных штатах не привило будущему драматургу буржуазных ценностей – в 11 лет он уже просит в подарок пишущую машинку. А в 16 получает свой первый гонорар за эссе – 5 долларов.

Затем – работа клерком в обувной компании, смена непрестижных и малооплачиваемых профессий, скитание по университетам, закончить удалось только третий.

Первые робкие успехи на драматургическом поприще, первый провал большой пьесы. И только в 1944 году премьера «Стеклянного зверинца» приносит ему славу. Поставленная в 1947 году знаменитым режиссером Элиа Казаном пьеса «Трамвай «Желание» удостаивается престижной Пулитцеровской премии.

С тех пор его знаменитые пьесы – «Татуированная роза», «Кошка на раскаленной крыше», «Сладкоголосая птица юности», «Орфей спускается в ад», «Ночь игуаны» – не сходят со сцен бродвейских театров. Экранизации следуют одна за другой, в фильмах играют такие звезды, как Марлон Брандо и Пол Ньюман.

С конца 60-х Уильямс – живой классик. Новых пьес почти нет, но слава требует комментариев. Ими становится пристальное внимание к его персоне.

Уильямс и здесь удобен для публики. На волне толерантности и смягчения нравов огромный интерес вызывают его предельно откровенные интервью, в которых драматург рассказывает о своих сексуальных пристрастиях.

В 1975 году появляются скандальные «Мемуары», многие страницы которых читаются как сценарий к неснятым порнофильмам.

Бесшабашные зрелость и старость стали своего рода компенсацией юношеского пуританизма. Со стороны жизнь Уильямса выглядит как постоянное бегство.

 «Стеклянный зверинец»
«Стеклянный зверинец»

Неупорядоченный быт, случайные однополые связи, алкоголь и наркотики, семейные неурядицы, нервные срывы, постоянные перемещения по стране и вне ее пределов, вплоть до Танжера, культового места геев и наркоманов. «Я не знаю, отчего я бегу», – признавался драматург.

Смерть нашла его 72-х лет от роду 25 февраля 1983 года в отеле Нового Орлеана со знаковым названием «Елисейские поля». Убили Уильямса отнюдь не барбитураты, амфетамин и кокаин, в избытке наличествовавшие в номере.

Он задохнулся, глотая лекарство прямо из пузырька, – вдохнул крышечку. Впрочем, брат драматурга считает, что Уильямса убили из-за его завещания.

…Может быть, та самая «чеховская» недосказанность, столь любимая американцами, в случае Уильямса коренилась как раз в невозможности называть вещи своими именами. Америка 40-х и Америка 70-х – две разные страны.

Но благодаря этой самоцензуре пьесы Уильямса приобретают потрясающее напряжение, буквально заражающее зрителей.

Это прослеживается в названии самой известной его пьесы – «Трамвай «Желание» (Streetcar Named Desire). Desire на самом деле всего-навсего название одной из улиц Нового Орлеана, в честь француженки Дезире Монтре (приблизительно как наша Марьина Роща).

Соединение символа жесткой механической цивилизации – трамвая – и чувственное обыгрывание топонима – Desire/желание – и определяют основную коллизию его драматургии: разрушительные страсти, бушующие в жестко очерченных границах хронометража пьесы.