Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

2 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

35 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
19 марта 2006, 17:44 • Культура

Достояние империи

Достояние империи

Tекст: Игорь Шевелев

Ровно 200 лет назад император Александр I подписал указ о правилах содержания «Мастерской и Оружейной палат ценностей», откуда и возник нынешний двухвековой юбилей «самодержавнейшего музеума». В связи с чем открылась главная из задуманных выставок – «Российские императоры и Оружейная палата». Работать она будет до поздней осени сразу в двух местах Кремля. В Одностолпной палате Патриаршего дворца представлены дары русских императоров XYIII века, а в зале Успенской звонницы – XIX века.

Выставка научная. Работники кремлевских музеев привели в соответствие описи и документацию с реальными экспонатами. А то во времена войн, революций и перемен государственного строя руки не доходили разобраться со всеми мешками.

Кто встал позже, того и бриллианты

Каталог выставки «Российские императоры и Оружейная палата»
Каталог выставки «Российские императоры и Оружейная палата»

На первый взгляд и на этой выставке без каталога не разберешься. Благо, что к юбилею выпустили роскошный альбом, который на праздновании раздавали высоким гостям.

А иначе увидишь только то, что в глаза бросается. Скажем, роскошную императорскую корону Анны Иоанновны, на которой блещут две с половиной тысячи бриллиантов, а сверху она еще украшены 100-граммовым турмалином. Все это перенесено с императорского венца Екатерины I, от которого остался только позолоченный каркас. Его, бедного, тоже можно посмотреть.

Еще все обступают броши и украшения Екатерины II, проданные на «Сотбисе» 1927 года коммунистическими хозяевами Кремля, а на эту выставку привезенные специально из Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Это – хиты. А в остальное надо вглядываться с помощью каталога. Заодно из него можно узнать, что некогда в кремлевском штате были портомои, мамки, карлы и прочие. Что в 1718 году по приказу Петра I ценности впервые выставили в застекленных шкафах. Что, кроме коронационной комиссии, была еще – «печальная». Что при Павле I хозяйством Кремля руководил «главноприсутствующий» Кожин.

Бывают же «странные сближения»…

Всего выставлено более трехсот экспонатов. Начиная с «крестильного рубля» Петра I с аутентичным профилем золотой чеканки 1702 года – и вплоть до книги записей знатных посетителей Оружейной палаты, обрывающейся в июне 1917 года. Вглядываешься в стеклянные витрины до головной боли. Ну, две вазы первого русского фарфора, изобретенного Виноградовым в эпоху Елизаветы Петровны, – с «китайчатым» рисунком. Ну, медали в честь коронования – на них, кстати, портреты высочайших особ очень похожи, не чета официальным.

А так – лучше в каталог смотреть. Там написано, например, что выставленный лорнет нужен был для манипуляций руками в светской жизни и для разглядывания миниатюр на перламутровых пуговицах. Чтоб «чумазые» не доглядели картинки о гармонии с природой в духе теории Руссо.

В общем, «фамильный музей Романовых» в полной красе пережитых теми времен. То шведские ружья с турецкими саблями, то альбомы и письменные приборы, то Мальтийский орден с короной, то знамена князя Пожарского и Ермака Тимофеевича. Можно выбирать на вкус и стоящие за ними идеи. Так и задумаешься поневоле: а куда ветер клонит – в XIX век или в XXI?

Без Bazaar

Шахри Амирзанова и Дерк Сауэр на открытии выставки «10 лет роскоши и стиля»
Шахри Амирзанова и Дерк Сауэр на открытии выставки «10 лет роскоши и стиля»

В Музее современной истории на Тверской, где расположен то ли бывший Музей революции, то ли Английский клуб, открылась выставка «10 лет роскоши и стиля», посвященная соответствующему юбилею русского издания журнала Harper’s Bazaar.

Удивительно удачно выбранное место. Гламурные гости, приглашенные на вернисаж, оказавшись здесь впервые, с изумлением проходили через залы с выставленными пистолетами террористов, саблями и шинелями военачальников, уголком интерьера советской квартиры 1940-50-х годов. Муж в гимнастерке с медалями на груди пришел с работы и читает «Правду», жена возится на кухне. На стене стиральная доска, на тумбочке телевизор КВН с линзой. В соседнем зале убийственный гламур их внуков. Одно другого стоит. Ведь главное, чтобы все было, «как у людей».

Увы, как у людей не получается. Получается как у нас. Наверное, десять лет назад этот журнал, как и прочие глянцы, нес важную информацию о моде, стиле поведения, образе жизни. Внове была и высокая издательская планка. Отличная бумага, печать, дизайн, жесткий ритм макета.

Все-таки американскому журналу, придуманному братьями Харпер, в следующем году исполнится 140 лет. Не счесть женских образов, которые он создал и навязал современности, – от женщины-вамп до девушки-гарсона с короткой стрижкой в открытом авто. В середине 1930-х годов мощный переворот в мировом журнальном дизайне сотворил наш бывший соотечественник Алексей Бродович. Его новые визуальные идеи привлекли в журнал великих фотографов ХХ века – Ричарда Аведона, Анри Картье-Брессона, Хельмута Ньютона.

Увы, все проходит. То, что было занятно перелистывать в гостиной середины 90-х, сидя перед телевизором, и то, что нынче выставлено на больших планшетах в тесном зале, для гламура не приспособленном, производит убогое, удручающее впечатление. Кажется, что даже подросшее поколение «менеджеров», этих бедолаг, принявших фотоглянец за руководство к действию, как их комсомольские отцы – кодекс строителя коммунизма с тайным «хочешь жить – умей вертеться», – даже они, чувствуя недоумение, бросились на «Террасу Мартини» кушать пирожные.

Суть моды – в постоянном движении, в неожиданности, в умении удивлять новизной. Местечковый отстой стиля – это не столько смерть, сколько предмет для сатирических зарисовок. Пресс-релиз вечера заранее описывает шик, бомонд, изысканность. А кругом снег, в шатер, затянутый, как теплица, полиэтиленом, стреляет теплом специальная пушка, убивая кислород, в пестрой толпе гостей выделяется рядовая халява, набивающая сумки дармовой выпивкой. Отстой гламура – это нечто. Надо видеть.

Включили свет

Художник Андрей Волков на фоне работ
Художник Андрей Волков на фоне работ

Центральный дом художника прочно встал на коммерческие рельсы и катит по ним до очередного визита проверяющих финансовых органов. В промежутке между антикварным и современным салонами, между мебелью и рекламой там вдруг прошла выставка живописи. «Свет в зале 17» Андрея Волкова – событие краткое, удивительное, вряд ли особо замеченное.

Об Андрее Волкове много писали в конце 70-х, когда он был едва ли не самым известным молодым гиперреалистом. Знаком времени, вдруг пристально в себя вглядевшегося. Сейчас в ходу другие группировки. Да и художников больше волнует цена на арт-рынке.

На этом фоне Андрей Волков производит впечатление художника самодостаточного, едва ли не мудреца. Нынешняя выставка продолжает серию: «Свет сквозь решетку» (2001), «Свет и тень»(2001-2002), «Постепенный переход от светлого к темному» (2003), «Пустые комнаты» (2005). Мощные конструкции, стремящиеся к дематериализации, к опытам чистого света и тени, к искусству на грани медитации. Большие объемы зарешеченного света, треугольники пустых комнат – остриями вверх, «свет уже не вмещается в рамку», по словам автора. Светотеневые композиции в огромном зале ЦДХ словно поглощали редких зрителей. Новая работа – «Время вечно» – состоит из шести частей, достигая в длину девяти метров. Скоро дома и умы сограждан достигнут искомой величины, и тогда работы А. Волкова пойдут нарасхват. Мастерство работ, состоящих по сути из одних только света и тени, переходит уже в искусство жизни, в сосредоточенное миросозерцание.
Так и до просветления недалеко.
А полная гармония дизайна уже есть.