Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
28 февраля 2006, 13:56 • Культура

Я не сдамся без бою

Я не сдамся без бою
@ okeanelzy.com

Tекст: Вадим Пономарев

Концерт «Океана Эльзы» в ДС «Лужники» должен был стать вехой в истории российско-украинских рок-отношений. Так по крайней мере обещал пресс-релиз, выпущенный перед концертом. Ни одна рок-группа с Украины еще не давала концерт на столь большой статусной площадке. Аншлага не случилось. Так что не веха, но вешка получилась. Серьезный такой колышек.

Уже трудно сказать, отчего раньше украинским группам не удавалось взять статусную площадку. «Вопли Видоплясова», «Грин Грей» и «Океан Эльзы» популярны в России еще с тех пор, как Михаил Козырев* решился ставить в ротацию на русскоязычном «Нашем радио» треки групп, поющих на близком славянском языке. Опытов с белорусским что-то не припомнить. А вот украинские группы прижились. И занимают весомые места в хит-парадах. Даже видеоклипы крутились на MTV-Россия в период его временного «ороковения».

История с географией

Ступенькой к нынешнему большому сольнику стал прошлогодний аншлаговый концерт в ГЦКЗ «Россия»
Ступенькой к нынешнему большому сольнику стал прошлогодний аншлаговый концерт в ГЦКЗ «Россия»
Ступенькой к нынешнему большому сольнику стал прошлогодний аншлаговый концерт в ГЦКЗ «Россия», о чем Вакарчук не без некоторого удовольствия вспомнил на концерте при виде подаренного ему букета цветов: «Все как в зале «Россия»! Цветы принесли!»

После того концерта в ГЦКЗ, когда поклонники чуть не выломали двери в зал и билетов из-за компьютерной ошибки было продано чуть ли не в полтора раза больше, чем следовало, Вакарчук явно ожидал аншлага.

Однако именно в этот же день проходил другой большой концерт. ДДТ играла в ДК им. Горбунова. Наблюдения последних лет показывают, что ничего хорошего два больших рок-концерта в один день организаторам не сулят. Так и случилось.

Две трети зала в ДС «Лужники» – это не провал, но и не фурор. «На каждой площадке есть прелесть, – рассуждает Святослав, – в маленьком клубе ты видишь глаза людей и бешеный обмен энергией происходит. В большом зале – огромные пространства. Мы играем и там, и там».

На пресс-конференции перед концертом вопросов было на удивление много. Дело в том, что предыдущее коллективное общение с журналистами прошло у фронтмена «Океана Эльзы» не далее как в декабре. Однако за это время все-таки возникло немало вопросов, и почти все они были связаны с музыкой.

Что вызвало удивление даже у самого Вакарчука: «Обычно меня спрашивают про политику, а вы задаете вопросы про музыку – это очень приятно». На что журналисты немедленно принялись засыпать его вопросами именно про политику.

Оранжевое небо

 Святослав Вакарчук
Святослав Вакарчук
Хотя ничего нового Вакарчук так и не сказал. Рассказал, как на концерте в Минске стал общаться со зрителями на русском языке, а те потребовали говорить только на украинском. «Наверное, они хотели услышать от меня аутентичность», – объяснил журналистам, судорожно высчитывающим степень провокационности высказывания, сам умиротворенный Вакарчук.

Еще он рассказал о скандале на ростовском концерте. «Если у нас возникают эмоциональные всплески, то они возникают. Я просто взял колонку монитора и бросил ее. Потом еще раз бросил. Вот и все. А организаторы – люди еще старорежимные, они не привыкли к такому свободному поведению», – иронически улыбался Вакарчук.

Немало вопросов касалось именно украинской специфичности. «Никто не мешает петь на Украине по-русски. Если говорить о «Грин Грей», то они – да, пострадали от новых порядков. Но остальные поют свободно на русском, английском и каком угодно языке. «ВИА Гра» на Украине так же популярна, как и в России. Но она же поет по-русски», – рассказывал Святослав Вакарчук.

Его спросили также о новациях в звучании «Океана Эльзы», поскольку в пресс-релизе мелькало устрашающее слово r’n’b. «Серега? А кто это? Мы не претендуем на лавры Стиви Уандера. Играть в стиле r’n’b белым людям – это пошло. Сыграть по приколу, как эксперимент, – это мы можем. Если получится. А вообще, когда белые исполнители начинают играть черную музыку… Это выглядит приблизительно так, когда черные исполнители начинают играть белую».

И действительно, на концерте вовсе не было замечено никакого r’n’b. Лидер «Океана Эльзы» выполнил еще одно свое обещание – заняться стейдж-дайвингом. «Но во Дворце спорта нужно постараться», – недолго размышлял Вакарчук и все-таки прыгнул в плотно утрамбованный танцпартер уже в первой половине концерта.

Собственно концерт оказался расчерченным на графы, как тетрадка первоклашки. Сначала – презентуемый новый альбом «Gloria» вперемежку с «Моделью». Затем – «официальная часть закончена, начинаем баловаться и веселиться». На бис – проверенные боевики. В число которых, тем не менее, вошли два самых раскрученных трека из «Gloria» – «Вище неба» и «Без бою».

Многоточие…

Обложка альбома «Gloria»
Обложка альбома «Gloria»
Этим концертом «Океан Эльзы» поставил некоторую точку в российском гастрольном туре «Gloria». Позади полтора десятка концертов по всей России, через пару месяцев тур продолжится. И немудрено, что Святослав Вакарчук и его музыканты выглядели порядком уставшими. Обычно задорные и даже шаловливые, в этот раз музыканты казались подавленными. Только лидер пытался как-то подбодрить публику – залезал на грозного вида порталы, отчаянно жестикулировал и высоко прыгал. Но совесть не позволит сказать, что это был один из лучших концертов группы. Скорее музыканты отработали на чистом профессионализме.

Однако запас того профессионализма у музыкантов «Океана Эльзы» чрезвычайно высок. Например, когда гитарист менял одну гитару на другую, Вакарчук подколол его на тему «а не сыграть ли «Битлов»?» Тот немедля начал играть «Битлз», другие музыканты подхватили – и едва не грянул незапланированный кавер великой ливерпульской четверки.

Святослав Вакарчук по-прежнему является душой и главной движущей силой группы. Насколько силен его гипнотический сексуальный вокал, настолько он переигрывает голосом все аранжировки и все мелодические задумки остальных участников группы. Обертоны Вакарчука брызжут естественной энергией, он расточает свои феромоны обманчиво легко и оттого заразительно. Он стоит неподвижно, и малейшие изменения интонации заставляют подпрыгивать от гормонального восторга многотысячный зал. Вакарчук, как никто, умеет управлять этими гормонами. Его фирменная хрипотца даже на длинных нотах производит впечатление мощнейшего рок-н-ролльного заряда.

В сущности, феноменальному вокалу Вакарчука аккомпанирует в новой проапгрейденной версии «Океана Эльзы» только ритм-секция. Влияние и значение остальных музыкантов стремится к нулю. Гитара и клавиши отодвинуты на задний план. Царит голос Вакарчука и мощная богатая палитра звуков барабанов Дениса Глинина. Порою чудится, что они вполне могли бы обойтись вдвоем.

… Достойный альбом, достойный концерт. Но отчего-то кажется, что группа способна на совсем другой уровень энергетики, другой уровень шоу.

И повесить видеоэкраны не мешало бы. Дворец спорта все же.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............