Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
11 комментариевНа троих
В области музыкального театра основное соперничество свелось к противостоянию трех коллективов-ньюсмейкеров: Большого театра, «Геликон-оперы» и Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Конечно, есть в столице и другие коллективы, но существуют они обособленно и, выпуская свою продукцию, мало кого, кроме своей постоянной публики, об этом информируют. Так что выбор для оценивания совсем невелик. Но тем не менее он есть.
Лучший спектакль (опера)
Его «Золушка» оказалась далекой от привычных канонов, но увлекательной, отлично сделанной, изобретательной режиссерски и хореографически
Худруку «Геликон-оперы» Дмитрию Бертману из года в год отлично удается роль «ликвидатора безграмотности»: благодаря ему столица узнает об операх, популярных в Европе, но не известных у нас.
«Сибирь» Умберто Джордано - из этой же категории. Притворяясь эпическим сочинением «о загадочной русской душе», на самом деле «Сибирь» является качественной мелодрамой.
Для сюжета использована привычная конструкция – любовный треугольник. К «русской жизни» относит не только либретто. Композитор предельно насытил музыку мотивами народных песен. Соединение русских мотивов и «итальянских» по звучанию арий дает очень эффектную и неожиданную музыкальную картину.
Дмитрий Бертман и его постоянная команда – художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, дирижер Владимир Понькин, певцы Наталья Загоринская, Дмитрий Пономарев, Андрей Вылегжанин – сделали отличную работу, одинаково интересную как музыкальным гурманам, так и широкой публике.
Лучший спектакль (балет)
До «Золушки» молодой хореограф Юрий Посохов выпустил в Большом одноактный балет «Магриттомания», загадочное стильное действо, номинированное в свое время на «Золотую маску».
Его «Золушка» оказалась далекой от привычных канонов, но увлекательной, отлично сделанной, изобретательной режиссерски и хореографически. Золушка здесь имеет неземное происхождение и заводной характер, а в финале делает сложный выбор между земными чувствами и возвращением к своей волшебной природе.
Самое долгожданное новоселье
В начале нынешнего сезона, пережив сложную долгую реконструкцию и два пожара, открылся для зрителей обновленный Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
В Большом зале на редкость удачно расположены кресла – хорошо видно практически с любого места, фойе стало просторнее и наряднее. Теперь зрители в ожидании спектакля могут прогуливаться по роскошному атриуму второго этажа, любоваться выставленными фотографиями и костюмами. Стали удобнее и гардероб, и кассовый зал. А перед началом действия можно заказать столик в буфете, чтобы скоротать время антракта.
Самый скандальный спектакль
Солистка Большого театра, исполнительница роли Татьяны Татьяна Моногарова во время предпремьерного показа оперы "Евгений Онегин" в постановке Дмитрия Чернякова |
На первый взгляд, в «Евгении Онегине» Дмитрия Чернякова (Большой театр) нет ничего вызывающего. Режиссер погрузил происходящее в современный антураж и выстроил героям понятные сегодняшнему зрителю мотивации поступков. Выдающимся спектакль назвать не получится, но внимания он вполне достоин.
Тем не менее, посетив «Онегина», выдающаяся оперная прима Галина Павловна Вишневская отказалась праздновать свой юбилей на сцене Большого и публично зареклась ходить в оперу.
Самое загадочное начинание
По общему мнению, жанр мюзикла в России не прижился, и, несмотря на продолжающиеся опыты в этой области, продолжает считаться провальным. В этой связи фестиваль, полностью посвященный именно мюзиклам, кажется затеей, мягко говоря, странной.
Но тем не менее возникшее минувшей зимой «Музыкальное сердце театра», соединившее в афише все типы музыкального спектакля, кажется делом небесполезным. И в наступающем году продолжит свою работу.
Самый замкнутый театр
Казалось бы, у «Новой оперы» есть все, чтобы считаться успешным коллективом: удобное расположение, хорошие певцы и музыканты, прекрасная акустика. Однако с некоторых пор театр живет странной жизнью.
Репертуарная политика выглядит расплывчатой и хаотичной. Работы с представителями СМИ не ведется никакой – вернее, ведется, по принципу «чем меньше, тем лучше». А большинство театральной публики знает «Новую оперу» только как площадку, где играют привозные фестивальные спектакли.
Самые ожидаемые гастроли
Мариинскому театру в Москве всегда рады. Многие столичные меломаны ездят в Петербург на все премьеры Мариинки, а те, у кого нет такой возможности, с особенным восторгом предвкушают нечастые приезды театра сюда.
В преддверии фестиваля «Золотая маска» Мариинка показала два номинированных оперных спектакля, злобно-гламурного «Фальстафа» Верди (режиссер Кирилл Серебренников) и строгий готический «Поворот винта» Бриттена (режиссер Дэвид Маквикар). Ажиотаж оправдал ожидания.
Самое неожиданное использование пространства
Едва ли не впервые за время своего существования Концертный зал им. Чайковского был использован как театральная площадка. Хотя строился он некогда именно для таких целей. Для единственного в столице показа своей постановки оперы Моцарта «Милосердие Тита» (спектакль был создан два года назад для фестиваля в Испании) Дмитрий Бертман выбрал КЗЧ, где можно было выстроить нужные декорации.
Опыт оказался впечатляющим.
Лучшая работа по известному материалу
Дмитрий Скориков в роли Пимена и Василий Ефимов в роли Самозванца (слева направо) в сцене из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» режиссера-постановщика Дмитрия Бертмана |
Недавно худрук «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман принял в труппу несколько обладателей басов и баритонов и пошутил, что надо теперь создавать «басовый» репертуар. И – сдержал обещание.
Его «Борис Годунов» Мусоргского в малоизвестной оркестровке Шостаковича оказался ярким и неожиданным. Спектакль наполнен не столько политическими, сколько мистическими мотивами. А трагедия царя Бориса оказывается трагедией человека, поддавшегося на дьявольские искушения и поплатившегося за это душой и жизнью. Заглавную партию превосходно исполнил молодой певец Алексей Тихомиров.
Лучшая работа по современному материалу
Опера Ираиды Юсуповой «Эйнштейн и Маргарита, или Обретенное в переводе», рассказывающая о трагическом любовном треугольнике, связавшем всемирно известного скульптора Сергея Коненкова, его жену Маргариту и знаменитого ученого Альберта Эйнштейна, хороша и по музыке, и по истории.
Для ее исполнения был выбран весьма необычный способ: сочетание видеоряда, звучащих в записи голосов (а поют здесь первоклассные певцы, среди которых Татьяна Куинджи и Анджей Белецкий) и сценических инсталляций. Всего несколько раз показанная в Москве по причине «независимого существования» проекта, эта работа – одна из наиболее интересных с точки зрения освоения современной оперной музыки, требующей новых сценических форм.
Лучшее кадровое приобретение
С нынешнего сезона в балете Большого работают Артем Шпилевский, бывший премьер балетной труппы Берлинской государственной оперы, и Андрей Меркурьев из Мариинки.
Оба активно вошли в репертуар. Шпилевский сейчас танцует в балетах Баланчина «Кончерто барокко» и «Симфония до мажор», а также классические партии: принца Зигфрида в «Спящей красавице», Злого Гения в «Лебедином озере». В числе основных партий Меркурьева Хозе в «Кармен-сюите», Ян в балете «Болт», Мельник в «Треуголке» Леонида Мясина.
Лучший спектакль на стыке жанров
- Реквием по мечте
- Фабричные люди
- На полный рабочий день
- Люди дождя
- Дети подземелья
- Конец времен
- На чужом пиру похмелье
«Человеку-оркестру» Владимиру Панкову мы обязаны появлением термина «саундрама» и, как следствие, новым художественным течением.
На сегодняшний день Панков выпустил четыре спектакля в этом жанре, и их интересно оценивать как с точки зрения драмы, так и с точки зрения музыки. Самая масштабная работа Панкова «Переход» вполне может называться «русским мюзиклом», ибо все законы жанра соблюдены. В спектакле заняты актеры разных направлений, а в самом действии, несмотря на множество составляющих, первичной остается музыка.