Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
15 декабря 2006, 08:29 • Культура

Клуб подбитых летчиков

Клуб подбитых летчиков
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Максим Шульц

Две крупные художественные ярмарки – крайне мало для страны, которая хотя бы в силу своего заметного географического положения претендует на сколько-либо заметное положение в мировом художественном пространстве.

То есть необъятность лесов, степей и болот России никоим образом не намекает на класс ее актуального искусства, однако статус Москвы как крупнейшего города Восточной Европы вроде бы дает основания надеяться на привлечение интереса к местным арт-событиям. Для этого здесь, конечно, должны проходить какие-то интересные мероприятия: ярмарки, крупные выставки. Биеннале своя не помешает, наконец.

Итак, в то время, когда о Московской биеннале современного искусства приходилось лишь мечтать, в Москве были две художественные ярмарки: одна называлась «Арт Москва», а вторая «Арт Манеж».

Правда, считалось, двух ярмарок все равно мало, но, как говорится, что имеем – не храним, а потерявши – плачем. Так как два медведя (по крайней мере в России) в одной берлоге ужиться не способны, «Арт Манеж» и «Арт Москва» начали грызню, степень интенсивности которой время от времени менялась.

Вспоминать здесь причины конфликтов организаторов и участников обеих ярмарок, а также отслеживать их развитие не имеет никакого смысла. Кое-кто, конечно, говорил, мол, поляну не поделили: и действительно, более-менее приличных галерей и сейчас едва наберется два десятка, а тогда их было еще меньше.

В конце остался только один

«Арт Манеж» стал событием второго плана, сместился на периферию
«Арт Манеж» стал событием второго плана, сместился на периферию

Когда на пьедестале почета всего два места, занимать второе (оно же последнее) не хочется никому. Зная русскую неумолимость и беспощадность, можно было смело констатировать: в конце останется только один. Так вышло.

«Арт Манеж» потихоньку скисал, а в 2004-м сгорел сам Манеж – место проведения ярмарки, и ей пришлось на год переместиться в легкоатлетическо-футбольный комплекс ЦСКА – не самое подходящее место для художественных выставок, верно.

«Арт Москва», проходящая каждый год в Центральном доме художника, стала ярмаркой современного искусства по умолчанию в отсутствие достойных конкурентов. Но «Арт Манеж» все же выжил, с прошлого года даже перебрался обратно в свежереконструированный Манеж.

Жив «Арт Манеж» и в общественном сознании – правда, в основном благодаря своей истории. Вспомнить хотя бы знаменитый перформанс Авдея Тер-Оганьяна – да-да, иконы он рубил именно на «Арт Манеже».

Правда, по части актуальности тенденций и представительности «Арт Манеж» заметно отстал от «Арт Москвы». Однако нынче и гонки как таковой уже нет – ярмарка в Манеже еще несколько лет назад отказалась от какого-либо радикализма.

Вместе с этим «Арт Манеж» стал событием второго плана, сместился на периферию.

Где вы?

Вячеслав Зайцев. Памяти Микеланджело. 2004
Вячеслав Зайцев. Памяти Микеланджело. 2004

Les Oreades, «Асти», «Арс Лонга» – они и в конце 90-х не были заметными галереями, ныне же упоминание их в каталоге «Арт Манеж 2006» ничего, кроме удивления, не вызывает: «Неужели еще не закрылись? Да ну?!» А они все тут, в полном составе. В общем, этакий клуб подбитых летчиков. Всего – 70 галерей; есть и провинциальные институции: помимо Петербурга представлены Иркутск, Красноярск, Краснодар, Уфа.

Ждать от «Арт Манежа» массы хороших новых работ было бы излишне наивно. По большей части это лишь довольно безотчетное следование трендам 20–30-летней давности. Разговоры о «вечном искусстве» применительно к авторам, известным лишь «узкому кругу истинных ценителей», признаем несостоятельными – очень уж напоминает прустовский салон Вердюренов и его пренебрежение французской аристократией, которая о существовании самих Вердюренов едва ли подозревала.

Возможно, следует обратить внимание на работы соцреалистов и классиков современного искусства – «Арт Манеж» как раз пытается сделать ставку на искусство ХХ века, уже прошедшее пик своей актуальности, но не ставшее пока антиквариатом. Советского «неофициального искусства» заявлено много: Владимир Немухин и Дмитрий Краснопевцев, Анатолий Зверев и Дмитрий Плавинский, Франциско Инфанте и Эдуард Гороховский.

Ну и на закуску художественный экспириенс модельера Славы Зайцева. «Вячеслав Зайцев и галерея Аллы Булянской покажут самое сокровенное – живопись и графику маэстро», – сообщает пресс-релиз «Арт Манежа 2006». Право, дух захватывает. С мыслью о том, что самое сокровенное Зайцева – все же его живопись и графика, можно смахнуть со лба холодный пот.

..............