Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
6 октября 2006, 14:52 • Культура

Игра на чужом поле

Фильмы недели. «Отступники», «Дьявол носит Prada»

Игра на чужом поле

Tекст: Александр Фолин

Новый фильм Мартина Скорсезе «Отступники» – один из самых постмодернистских голливудских проектов последнего времени. Хотя это не так очевидно. Речь в нем идет об игре на чужом поле, которую ведут работающий под прикрытием полицейский и засланный в полицию мафиози. Между тем и сам фильм является игрой на чужом поле для именитого режиссера, взявшегося на старости лет за постановку римейка гонконгского боевика.

Окончательно запутывает все тот факт, что «Двойная рокировка», снятая в 2002 году Эндрю Лау и Аланом Маком и получившая семь наград Hong Kong Film Awards, включая «Лучший фильм», помимо прочего, была вдохновлена голливудскими мафиозными сагами во главе с «Крестным отцом».

«Отступники»

Леонардо Ди Каприо в фильме «Отступники»
Леонардо Ди Каприо в фильме «Отступники»
О жестокости и насилии, мафии и полиции Мартин Скорсезе впервые заговорил в «Злых улицах» (1973), прославивших не только его, но и Роберта Де Ниро и Харви Кейтеля. А потом были «Славные парни» (1991) и «Казино» (1995). Скорсезе, выросшему в бедных кварталах Нью-Йорка, жизнь обитателей трущоб, которая многих толкает на преступный путь, была знакома не понаслышке, что придало его фильмам дополнительную реалистичность и даже исповедальность. Бостон считается самым «европейским» городом Америки и не похож ни на какой другой. Однако коррупция и организованная преступность в нем цветут не менее пышным цветом, нежели в Чикаго, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.

«Отступники» рассказывают о том, как бостонская полиция внедрила в самую опасную преступную группировку города, «семью» Фрэнка Костелло, офицера Билли Костигана, а та срывала все операции копов благодаря дослужившемуся до поста начальника отдела спецрасследований «засланному казачку» Колину Салливану. Ситуация накаляется, когда наличие «кротов» в обеих структурах становится очевидным, и Костиган и Салливан бросают все свои силы на то, чтобы вычислить друг друга.

Перелицовка истории, рассказанной Лау и Маком, потребовала не только замены китайцев на ирландцев, но и серьезной переработки всего, что касается психологической составляющей фильма. Азиатское кино часто подменяет психологизм поэтическими этюдами, что для Скорсезе было совершенно неприемлемо. Под его началом сценарий был дополнен массой эпизодов, которых не было в оригинале и которые предполагали лучшее раскрытие портретов главных героев. Кроме того, была значительно усилена интрига путем превращения двух главных героинь «Рокировки» в одну.

Беда лишь в том, что сцены с психотерапевтическими сеансами, походами в ресторан и тому подобное «мясо» удлинили хронометраж фильма до размеров эпоса. А надо быть поистине гением, чтобы умудриться удержать драйв на протяжении двух с половиной часов. В итоге ни блестящие импровизации Джека Николсона (Фрэнк Костелло), ни безупречная игра Леонардо Ди Каприо (Билли Костиган) и Мэтта Дэймона (Колин Салливан), ни море пролитой крови, по сравнению с которым «Двойная рокировка» – детский утренник, не способны удержать от желания нервно взглянуть на часы. Этот фильм мог быть отличным, если бы Скорсезе сменил монтажера. Так же – получился всего лишь хороший.

«Дьявол носит Prada»

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»
Только что закончившая университет талантливая и амбициозная журналистка Энди Сачс каким-то чудом получает место помощницы главного редактора журнала Runway Миранды Пристли. С одной стороны, столь впечатляющая строчка в резюме сулит огромные перспективы, с другой, удержаться на этом месте больше недели крайне сложно, потому что Винтур известна на весь мир как феноменальная стерва. Энди решает во что бы то ни стало выстоять, но в тот момент она еще не до конца понимает, на что ей ради этого придется пойти.

Автор оригинального романа Лорен Вайсбергер описала в своей книги историю, приключившуюся с ней самой. В 1999 году она тоже была новоиспеченной выпускницей Корнуэлла, вытянувшей счастливый билет в виде шанса поработать в крупнейшем глянцевом издании. Был это Vogue, заправляемый главной фурией индустрии мод Анной Винтур.

Вайсбергер заменила имена и названия, дабы иметь больший простор для творчества и избавить себя от ненужных скандалов. Но скандал разгорелся все равно, поскольку любой, кто хоть немного знал Винтур, узнал ее в Миранде Пристли без труда. Впрочем, всей этой предыстории можно и не знать, потому что «Дьявол носит Prada» – это прежде всего фильм о непростом выборе между карьерой и личной жизнью. Ну и, конечно, о несносном начальнике – том непреходящем зле, через которое каждый из нас так или иначе проходит.

Есть у фильма и еще один плюс. Он в том, что зрителям предоставляется редкий шанс решить для себя, что хуже – садизм Миранды или навязчивое участие друзей, готовых повиснуть на твоих ногах чугунными оковами, лишь бы помешать тебе двигаться вперед. Ведь для них это движение не столько вперед, сколько в сторону от них. Энди свой выбор сделала, но ничто не обязывает с ним соглашаться.

«Гроза муравьев»

Кадр из мультфильма «Гроза муравьев»
Кадр из мультфильма «Гроза муравьев»
Маленький очкарик Лукас Никль – излюбленная мишень для издевательств местного хулигана. Свой стыд и унижение Лукас выплескивает на единственных, кто слабее его, – муравьях, построивших свой муравейник прямо на лужайке перед домом Никлей. Муравьи считают Лукаса самой страшной напастью, которая только обрушивалась на их головы, а муравьиный шаман Зок ночами не спит, колдуя над формулой эликсира, который решит проблему. И вот однажды у Зока получается уменьшить Лукаса до размеров муравья. Теперь мальчику придется вместе с теми, кого он еще вчера мучил, защищать свой новый дом.

Уже никого не удивить тем, что вслед за одним полнометражным голливудским фильмом появляется еще один, повторяющий его основные идеи. Случается такое и с анимационными проектами. Чего стоит хотя бы недавнее «Большое путешествие», ставшее фактически менее удачной перепевкой «Мадагаскара»! А уж про муравьев и вовсе было уже два мультфильма – «Приключения Флика» и «Муравей Антц». Правда, в отличие от предшественников, в «Грозе муравьев» фигурирует уменьшенный мальчик, но это и вовсе неоригинально. «Приключения Карика и Вали» все мы и читали, и смотрели.

Избитость основной линии авторы «Грозы муравьев» попытались компенсировать пародийными аллюзиями на известные фильмы, главной из которых стал непрозрачный намек на «Звездные войны», сделавший из Лукаса маленького Люка Скайуокера. Однако это и вовсе такое общее место, что работает чуть ли не в минус.

Так или иначе, все это – не более чем никому ненужное ворчание. Ибо дети, на которых и рассчитан этот мультфильм, вряд ли станут кривить носы. Сюжет забавный, моментов для переживаний сколько угодно. А то, что все это уже было, их не волнует. В ясельном возрасте они готовы смотреть любимый мультик по пять раз на дню, доводя родителей до белого каления.

«Отступники» (The Departed)
Звезды – Леонардо ДиКаприо, Мэтт Дэймон, Джек Николсон, Мартин Шин, Марк Уолберг, Алек Болдуин
Жанр – криминальная драма
Про что – про полицейского, работающего под прикрытием в мафиозном клане, и члена мафии, дослужившегося до ответственного поста в полиции.

«Дьявол носит Prada» (The Devil Wears Prada)
Звезды – Мерил Стрип, Энн Хэтауэй, Стэнли Туччи
Жанр – комедийная мелодрама
Про что – про девушку, ставшую помощницей главного редактора журнала мод.

«Гроза муравьев» (The Ant Bully)
Жанр – анимация
Про что – про маленького мальчика, с помощью магии уменьшенного до размеров муравья.

..............