Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

15 комментариев
24 января 2006, 12:37 • Культура

Среда обитания

Среда обитания

Среда обитания

Tекст: Ника Дубровская, Нью-Йорк

По некоторым данным, около миллиона жителей Нью-Йорка считают себя художниками. В английском языке «artist» имеет более широкое определение, чем русское «художник», и включает в себя скульпторов, живописцев, медиадеятелей, арт-кураторов, актеров, музыкантов, танцовщиков и других представителей артистических профессий.

Собственно, если не считать обслуживающий персонал, получателей государственных дотаций и миллионеров-бездельников, Нью-Йорк – это город двух профессий: финансистов – от банковских клерков до многомиллионных инвесторов – и художников. Взаимодействия между этими мирами, их конфронтация и сотрудничество образуют главную интригу, вокруг которой развивается городская жизнь. Одноклассница моего мужа, известный режиссер, в колледже сделала себе татуировку на руке, которая должна была напоминать ей о мечте стать художником в случае, если она обнаружит себя брокером на Уолл-стрит.

Город свободных художников

Художники создают новые городские районы от новомодного Вильямсбурга до уже исторического Виллиджа
Художники создают новые городские районы от новомодного Вильямсбурга до уже исторического Виллиджа

Однако большинство художников зарабатывают на хлеб муторным трудом представителя среднего класса. В то же время некоторые катающиеся как сыр в масле брокеры мечтают стать художниками. Когда и если их мечты сбываются, появляется новый Джеф Кунс.

В отличие от России, где художники до сих пор ведут жизнь отчаянную и дикую, оправданием которой может стать только поиск осмысленности, в Нью-Йорке все художникам благоволит. Хотя государственных денег нью-йоркским художникам не перепадает, они неплохо кормятся от щедрот американского экономического рая, промышляя на безбрежных просторах нью-йоркской экономики. То поднимающийся рынок недвижимости кормит многочисленных поселенцев прежде дешевого Бруклина, то на растущем рынке новых технологий трудоустраивается армия дизайнеров и фотографов.

Мадонна и Йоко Оно, школьный учитель из Бронкса и бездомный из Ист-Виллиджа – это все нью-йоркские художники.

Художники создают новые городские районы от новомодного Вильямсбурга до уже исторического Виллиджа. Вокруг мест их проживания открываются специализированные книжные и музыкальные магазины, появляются арт-галереи и секонд-хенд-бутики, семейные ресторанчики и лавки с экзотичной едой. Художники организуют фестивали, бесплатные кинопоказы и лекции в общественных парках. Они устраивают демонстрации и успешно отражают атаки сетевого бизнеса на свои районы. Именно благодаря им Нью-Йорк не имеет ничего общего с одноэтажной Америкой, благодаря им люди, приезжающие из разных стран, чувствуют себя в Нью-Йорке как дома.

Огни и звезды большого города

Смысл выставки – сделать реальность не только приемлемой, но и желанной
Смысл выставки – сделать реальность не только приемлемой, но и желанной

Возможность познакомиться с максимально широким кругом нью-йоркских художников предоставляет культовое нью-йоркское выставочное пространство – Exitart. Сезон 2006 года открылся масштабной выставкой «Визит в студию», собравшей работы 160 художников.

Просторные залы Exitart заполнены экранами, телевизорами и проекторами, транслирующими видео. Куратор выставки Джуди Ханел на вопрос, что такое «нью-йоркский художник», ответила: «Это такие, как ты и я. Человек тем или иным образом воспринимает реальность. Вот этот процесс персональной обработки информации и есть художественный процесс...»

Выставка, позволившая взглянуть на «процесс персональной обработки», происходящий в головах 160 художников одновременно, оставляет неизгладимое впечатление. Как будто ты посетил множество показов мод, дизайн-шоу, просмотрел сотни страниц журналов компьютерной графики, репетиций спектаклей и провальных выставок начинающих авторов.

Exitart работает как с известными музейными художниками, так и с художниками «выходного дня» и молодыми авторами. Благодаря этому выставка представляет репрезентативную подборку нью-йоркского искусства. Более непохожих друг на друга персонажей сложно собрать в одном месте.

Профессор Венской академии искусств Мария Бусман показала отрефлексированное, композиционно выверенное видео с аккуратно проставленными ссылками на Ханну Арент, интимное и общественное пространство.

Многие художники выставили вполне расхлябанные – а-ля домашнее видео – экскурсии по мастерским с участием домашних животных: ядовитых змей, экзотических тараканов и скорпионов (а кого еще станет держать настоящий художник?). Можно было понаблюдать различия художественного быта: разбитые туалеты и фешенебельные салоны, этнографические изыски и пенсионная пыль.

Общее ощущение от выставки – клиент пышет здоровьем. «Процесс персональной обработки информации» в действии: художник, как пылесос, засасывает мусор, отходы общественного производства (рекламные слоганы, потертые идеологемы, не переваренные референции, общественные преступления и банальный экзистенциальный ужас жизни) и выдает некий терапевтический продукт.

Смысл такой деятельности – сделать реальность не только приемлемой, но и желанной. С этой работой нью-йоркский мир искусства справляется настолько идеально, что, пройдя повторную термическую обработку массмедиа, результаты его трудов экспортируются по всем странам и континентам.

..............