Противостояние в Грузии принято маркировать в категориях Россия – Запад, к этой упрощенной схеме, действительно, всё и сходится – помимо даже желания участников. Но суть коллизии в другом. Грузия пытается отстоять свое право на политико-идеологический нейтралитет.
0 комментариевТри года на службе безумия
ОсумБезовцев (то есть участников «Осумасшедшевших безумцев») обычно причисляют к литературным радикалам. Действительно, сложилось мнение, что все принадлежащее к современной отечественной литературе, актуальным ее тенденциям, представляет собой нечто совершенно нечитабельное, безосновательно претенциозное, но, в конечном итоге, скучное. Эдакий темный лес и буря в стакане воды. ОсумБез такое представление разрушает.
Название – «Осумасшедшевшие безумцы» – придумал Мирослав Немиров, личность, без сомнения, культовая: литератор, поэт, деятель современного искусства. В конце 90-х он решил создать товарищество, в котором отсутствовало бы деление по цеховому принципу, – в него должны были войти музыкант Артур Струков, рок-группа «Чернозем», поэт и прозаик Максим Белозор (нынешний главный редактор журнала «Пингвин», а в то время – редактор отдела «Общество» журнала «Итоги»), и, конечно же, сам Немиров.
«Безумцы» за Тер-Оганьяна
Поэт Андрей Родионов (фото с сайта osumbez.ru) |
Правда, тогда дело заглохло на стадии обсуждения. А три года назад Немиров «открыл» двух поэтов – Всеволода Емелина и Андрея Родионова, с которыми он хотел начать совместную деятельность. Тогда вновь всплыло название «Осумасшедшевшие безумцы». Сразу был задан тон, предопределивший дальнейшую деятельность ОсумБеза – первой акцией стало чтение стихов перед публикой.
В 2002 году известный российский художник Авдей Тер-Оганьян оказался в тяжелом положении: за несколько лет до того ему пришлось эмигрировать в Чехию после своего перформанса, в ходе которого он рубил ксерокопии икон, наклеенных на липовые доски – православные ортодоксы подали на Тер-Оганьяна в суд и, одновременно, угрожали ему. В Чехии художнику пришлось трудно – ему долго не хотели выдавать паспорт эмигранта. Для того, чтобы как-то прожить, нужны были деньги. ОсумБез организовал благотворительный концерт. Именно 3 июля 2002 года и считается датой основания товарищества.
Поэты с дипломами
Поэт и прозаик Максим Белозор (фото с сайта osumbez.ru) |
Несмотря на двойное усиление (и без того «безумцы», да еще и «осумасшедшевшие»!), в ОсумБез входят люди, во вменяемости которых сомневаться не стоит. Тем более, сами они – поэты не «от сохи», большинство имеет высшее образование, как правило филологическое (уже гарантия того, что люди, прежде чем начать писать, успели что-то прочитать), а остальные являются самыми настоящими эрудитами.
Немиров закончил Тюменский госуниверситет, Евгений Лесин (поэт, прозаик, и, по совместительству, редактор Ex Libris – приложения к «Независимой газете») – Литинститут, Андрей Родионов – Московский полиграфический институт, а поэт Владимир Богомяков вообще доктор философии. Впрочем, тот же Родионов пишет, например, такие стихи:
Было пасмурно серые тучи ползли над платформой Лось
К платформе Перловская
Голуби словно стая грязных носков
Поднялись полетели на станцию Лосиноостровская
На платформе Лось
Мне старуха сказала
Что во Фрязево в электричке пустой
Живёт Дед Мороз
Без эскапизма и «лакировки действительности»
Творчество ОсумБеза - актуальная литература во плоти. Почему так много стихов о водке? Куда без нее – выгляните в окно – едва ли не в любом скверике, несмотря на все запреты, мужское население распивает горькую. Бутылка водки, а то и не одна, - практически в каждом холодильнике. Такая уж у нас жизнь.
Почему в некоторых стихах присутствуют инвективы? Все зависит от того, с какой целью они употребляются. Для ОсумБеза слово «ненормативное» ничем не отличается от «благопристойного» слова, как выразился один из участников товарищества Виктор Перельман: «Все слова имеют равные права». Самое главное – мат здесь не самоценен.
Да и «Осумасшедшевшие безумцы» - не только бытовое пьянство и нецезурщина. Участники ОсумБеза стремятся отражать жизнь такой, как она есть. И, в этом смысле, они – реалисты. Ни эскапизма, ни «лакировки действительности». В целом, ОсумБез – товарищество достаточно традиционных авторов, если понимать под этим продолжение традиций русской литературы во всем их разнообразии. Что до политики – тут каждый решает сам, единой идеологической программы у ОсумБеза нет.
Активности «Безумцев» можно только позавидовать: они регулярно выступают (в основном, в клубах, вроде ОГИ, Bilingua или нового «Живого уголка»), причем не только в Москве, издают книги, участвуют в арт-проектах. Много у них и союзников: Митьки, питерское издательство «Красный матрос», галерея Марата Гельмана. При этом ОсумБез – не закрытая организация; вступить туда может любой, разумеется – обладающий талантом в той или иной сфере искусства.